Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Заполнение акта сверки взаиморасчетов

Коммерческая деятельность предприятий основана на партнерских отношениях. Для учета взаимных расчетов по хозяйственным договорам предусмотрена сверка расчетов.

Кроме сторон, участников партнерских отношений, сверка может проводится с учреждениями муниципальных служб и органами контроля – ИФНС, фондами.

Основные принципы процесса сверки

Документ оформляется в виде акта и приобретает юридическую силу при подтверждении данных сторонами. Сверка проводится на конкретную учетную дату и за период, выбранный произвольно или по договоренности сторон.

Порядок проведения сверки между контрагентамиПри составлении акта для вывода остатка долга преимущественно принимается отчетная дата:

  1. Конец или начало календарного года. Данные могут отличаться показателями сальдо при наличии событий после отчетной даты.
  2. Последний день месяца или квартала.

По желанию сторон или при необходимости (например, проведении инвентаризации) сверить данные расчетов можно на любую дату взаимной деятельности предприятий.

Документ составляется в двух экземплярах по одному для каждой из сторон. Акт может занимать объем более страницы и быть сформирован по контрагенту или одному договору.

В ряде случаев порядок проведения сверок закреплен в хозяйственном договоре, заключаемого партнерами. При возникновении имущественных претензий и решении их в порядке арбитража включение положения о сверке позволяет опираться на данные акта при подаче иска в судебную инстанцию.

Сторонами оговариваются:

  1. Форма бланка и периодичность проведения сверок.
  2. Инициативность и порядок обмена данными. Сверка может быть инициирована любой из сторон.
  3. Сроки представления документа и форма устранения разногласий.

Практика проведения сверок преимущественно используется для долгосрочных договоров. При заключении соглашения на одну поставку сверка может быть проведена после погашения задолженности для исключения претензий сторон.Об

Образец заполнения Акта сверки взаиморасчетов между контрагентами
Образец заполнения Акта сверки взаиморасчетов между контрагентами

Понятие и назначение данного акта

Цель составления акта сверки – подтверждение задолженности контрагентов или отсутствие долга на конец учетного периода.

Форма содержит данные о произведенной отгрузке, поступлении ТМЦ, оказании услуг и осуществленных оплатах в указанном периоде. На начало периода и его конец выводится сальдо по дебету или кредиту счета.

Акт сверки используется в операциях:

  1. Подготовки данных к сдаче отчетности. При проведении инвентаризаций перед сдачей годовой отчетности сверка является необходимой процедурой.
  2. Получения подробной информации о документах поставки, оказания услуг, платежей контрагента. В ряде случаев расхождение данных можно выявить по показателям первичной документации.
  3. Признания долга. Стороны, подписывая документ, подтверждают данные сверки.
  4. Прерывания срока исковой давности по расчетам. При подаче иска в суд срок может определен от даты проведения сверки. Для придания юридической силы составление акта производится до дня истечения срока законного требования долга. На законодательном уровне порядок прерывания искового периода закреплен в ст. 203 ГК РФ.
  5. Формирования конкурсной массы в порядке процедуры банкротства. По результатам сверок кредиторы предъявляют претензии к должнику. Неподтвержденная своевременно задолженность лишает возможности истребовать погашения претензий после формирования конкурсной массы.
  6. Реорганизации предприятия – присоединения, объединения, ликвидации. Особое значение проведение сверки приобретает акт при закрытии компании.

После проведения сверки и подтверждения долга стороны договариваются о его погашении.

Кассовые операцииПорядок ведения кассовых операций можно изучить здесь.
Как правильно рассчитать среднесписочную численность работников, рассказано в данном материале.
Правила расчета неустойки по ставке рефинансирования изложены в следующей статье.

Форма написания данного документа

Законодательно разработанная форма бланка сверки отсутствует. Предприятие может применить бланк, разработанный самостоятельно или использовать форму, предоставляемую бухгалтерскими программами.

При ведении учета в электронном виде данные сверки получают автоматически, выбрав расчетный период и контрагента. Форма акта может быть согласована между партнерами и включена в состав приложений к договору.

Читайте также:   Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Документ должен состоять из шапки, 2-х табличных частей, каждая из которых заполняется контрагентами и заключительной части. При правильном заполнении данных показатели зеркально симметричны. Данные по дебету одного предприятия должны соответствовать кредиту второго контрагента.

Порядок написания и заполнения

Документ о сверке должен содержать реквизиты, позволяющие идентифицировать стороны и получить информацию о состоянии расчетов между контрагентами.

В акте указываются:

  1. Наименования предприятий.
  2. Регистрационные номера – ИНН, ОГРН (не обязательно). Актуально для предприятий, имеющих распространенные наименования.
  3. Период проведения сверки.
  4. Сальдо, выведенное на начало срока.
  5. Данные произведенных работ, оказанных услуг отгруженных товаров и оплаты, разнесенных сторонами с указанием номеров и дат первичных документов. Документ должен содержать корректировки – накладные возврата, уточненные данные контрагентов, подтвержденные сторонами.
  6. Сальдо конца периода. Показатель выводится каждой из сторон в цифровом и текстовом виде. Остаток конца периода – важный показатель сверки, для получения которого часто проводится процедура.

В случае обнаружения расхождений под табличной частью компания вносить собственные данные.

Отличия данных не всегда вызваны ошибкой. Даты отгрузки и оприходования ТМЦ в большинстве случаев у контрагентов не совпадают.

Документ подписывает каждая из сторон с расшифровкой данных ответственного лица – должности, представляемого предприятия, фамилии, инициалов.

Правила оформления

Составление актов сверки входит в обязанности работников бухгалтерии.

Документ должен быть утвержден в положении о документообороте предприятия, прилагаемый к учетной политике. Для проведения сверок на предприятии назначается ответственное лицо.

Акт сверки является формой внешнего документооборота. При необходимости выверить данные между предприятиями документ подписывает главный бухгалтер предприятия. Форма используется в текущем документообороте и не применяется для третьих пользователей.

[docs]

Если документ предназначен для представления в судебные инстанции, требуется заверение данных руководителем предприятий. Равнозначность подписи имеют лица, замещающие руководителя на основании приказа или оформленной доверенности. Подпись ответственного лица удостоверяется печатью.

Правила учета и хранения

Учет актов сверки производится аналогично прочим бухгалтерским документам первичного учета.

Предприятие может самостоятельно определить порядок архивации актов и систематизацию их по периодам. Максимальный срок хранения для актов – 5 лет. (ФЗ «О бухгалтерском учете»). По окончании периода документы подлежат утилизации.

Заполнение акта сверки взаиморасчетов между между контрагентами представлено ниже в инструкции.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector