Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Заключение договора в электронном виде: а так можно?

Заключение договора в электронной форме — это подготовка, согласование и подписание документов онлайн. Но необходимо учитывать определенные моменты, чтобы соглашение, оформленное таким способом, имело юридическое силу, и его нельзя было бы оспорить в суде.

Можно ли заключать е-договоры

В 2015 году в ГК РФ появился термин «электронный документ», который незамедлительно начали применять к договорным отношениям. Поскольку закон разрешил заключение договора в электронном виде, многие начали активно обмениваться с партнерами и контрагентами по e-mail скан-образами и фотографиями всех необходимых бумаг. На обновленный вариант обмена документами перешли и государственные органы — ФНС, ПФР, ФСС, и банки, и учебные заведения, и продавцы. И судебная практика показывает, что заключение договора по электронной почте при соблюдении определенных условий — нормальный исход бизнес-переговоров, оформления ответов на запросы граждан, передачи отчетности, купли-продажи товаров и услуг.

Когда заключить сделку по e-mail нельзя

Несмотря на имеющиеся возможности, законодательством предусмотрен и ряд ограничений. Из Гражданского кодекса следует, что заключение электронного договора недопустимо, если речь идет о подписании соглашений относительно:

  • купли-продажи имущества;
  • ренты;
  • ипотеки;
  • аренды недвижимости на срок более года;
  • иных контрактов, которые подлежат регистрации либо нотариальному заверению.

Даже если закон позволяет дистанционное заключение договора, но стороны договорились о нотариальном удостоверении, сделку придется оформить с помощью традиционных бумажных бланков.

Еще один случай, когда договор обязательно составляют на бумаге, — трудовой контракт с дистанционным сотрудником. В ч. 2 ст. 312.2 ТК РФ четко прописано, что работодатель обязан направить работнику бумажный экземпляр контракта по почте заказным письмом.

Что нужно, чтобы заключать договоры онлайн

Поскольку п. 2 ст. 434 ГК РФ требует достоверно устанавливать, что корреспонденция исходит от конкретного отправителя, рекомендуется с каждым контрагентом заключить соглашение об электронном документообороте или включить такой пункт в ранее подписанный контракт. В нем следует уточнить, по каким каналам связи передаются бумаги (включая информацию (при необходимости) об операторе ЭДО, e-mail, Ф.И.О. отправителей и получателей), каким способом они подписываются. Эти нюансы важны, чтобы в дальнейшем не пришлось доказывать правомерность сделки.

Читайте также:   Рекомендация для партнера в банк

Как заключить электронный договор

Дополнительных согласований легко избежать, если у сторон имеются цифровые подписи. Исходя из норм Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ об электронной цифровой подписи (ЭЦП), наиболее надежной считается усиленная квалифицированная. Если у партнеров имеются такие, то дополнительные согласования проводить необязательно, в законе №63-ФЗ уже описано, как такая ЭЦП признается действительной. Если же стороны обговорили заключение договора онлайн и пользуются усиленными неквалифицированными или простыми е-подписями, дополнительное соглашение об электронном документообороте для них обязательно, и в нем описать способы признания и идентификации таких видов ЭЦП.

Большинство компаний обязаны сдавать онлайн-отчетность с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП. Эту же подпись допускается использовать в ситуациях, когда заключение договора электронной подписью предусмотрено соглашениями с контрагентами.

Как подписать е-договор

При взаимодействии двух организаций обычно не возникает проблем: большинство перешли на сдачу отчетности через интернет и уже научились пользоваться ЭЦП для подписания документов. Совсем другая ситуация — заключение договора на сайте онлайн-магазина или банка, например. При интернет-торговле товарами и услугами продавец предлагает, а покупатель подписывает пользовательское соглашение (бывают и иные варианты названия), и в нем обычно оговариваются детали текущей и будущих «сделок». Идентифицируют стороны друг друга по переданным данным: покупатель при регистрации оставляет контактные данные (Ф.И.О., адрес, иногда сведения из удостоверения личности), а продавец обязан предоставить информацию о себе в разделе типа «Контакты». Любое такое подписанное на сайте пользовательское соглашение расценивается судами как заключение е-договора. И даже если вы ничего не подписывали, а только зарегистрировались, совершили заказ (даже еще не оплатив его) и не получили его, доказать наличие договорных отношений не составит труда.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector