Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Порядок ведения кассовых операций в 2021 году

Порядок ведения кассовых операций в РФ в 2021 году:

  • назначение ответственного лица (кассира или бухгалтера);
  • установление и соблюдение лимита кассы;
  • документальное оформление.

Порядок ведения кассовых операций

Кассовые операции (КО) ведутся по четко установленным правилам, согласно требованиям Центробанка РФ. Финансовый регулятор установил правила ведения кассовых операций в 2021 году, которые обязаны соблюдать все хозяйствующие субъекты. Для этого применяются регламентированные учетные документы, которые организации не вправе разрабатывать самостоятельно. Формы представлены в журнале первичной документации и одинаковы для предприятий всех категорий.

Ведение всех операций по кассе находится на особом контроле у ИФНС. За нарушения дисциплины назначаются солидные штрафы. Причина пристального внимания к операциям — противодействие незаконному денежному наличному обороту. Операции кассового учета осуществляются в соответствии с указаниями ЦБ РФ.

Учет кассовых операций в 2021 году

В 2021 году действуют указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Они предусматривают условное деление учета кассовых операций на полный и упрощенный порядок.

Кто применяет полный порядок ведения КО Кто применяет упрощенный порядок ведения КО
Все юридические лица (коммерческие организации), за исключением МП Индивидуальные предприниматели
Бюджетные учреждения и организации Юрлица — представители малых и микропредприятий

Упрощенный порядок учета кассовых операций позволяет не устанавливать лимит остатка кассы. ИП и представители малого бизнеса вправе не вести:

  • приходные ордера;
  • расходные ордера;
  • кассовую книгу.

Подробный порядок ведения этих операций подробно рассмотрен в видеоролике:

Общие правила

Операции по кассе ведутся только с наличными деньгами. Движение средств оформляется расходным или приходным кассовым ордером. В организации назначают лицо, ответственное за ведение кассовой отчетности — кассир или бухгалтер. Установлены особые требования к кассиру:
  1. Доступ к денежному ящику и операциям имеет лицо, назначенное руководителем.
  2. Кассир несет материальную ответственность, определяемую договором.
  3. На время отсутствия кассира в связи с отпуском или болезнью остаток кассы и документы передаются другому лицу по приказу предприятия.
  4. Наличие на предприятии нескольких кассиров требует назначения старшего работника.

Документальное оформление КО

Все операции по кассе оформляются приходными и расходными ордерами. Это документы первичного учета, которые оформляет кассир и заверяет главный бухгалтер. Вот так выглядит приходный ордер:

Бланк приходного кассового ордераОсновной документ учета — кассовая книга. Форма № КО-4 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Она ведется ежедневно, за исключением случаев отсутствия операций. На конец дня выводится остаток, величина которого должна совпадать документально и фактически. Сумма заносится в кассовую книгу и удостоверяется подписью кассира.

Вся кассовая документация — единственная, кроме банковской, при оформлении которой не допускаются помарки и подчистки. При заполнении бланков и книги в ручном режиме не допускается применение цветных чернил. Если ордера заполнены с ошибками, выписывается новый документ. В кассовой книге или чеке неправильно заполненный лист перечеркивается двумя параллельными линиями.

Кассовые документы оформляет не только кассир, но и главный бухгалтер или, при их отсутствии, руководитель. Кассиру полагаются:

  • штамп, подтверждающий проведение операции;
  • образцы подписей лиц, которые вправе удостоверять первичные формы учета.

При ведении операций с использованием обслуживающих программ (без электронной подписи) документы выводят на бумажный носитель. Кассовая книга подлежит выведению на печать. Журнал сшивается по периодам, зависящим от объема операций. Период не имеет значения при условии контроля переноса остатка и постраничной нумерации внутри периода.

Бланки первичного учета должны иметь реальные (не факсимильные) подписи.

Допускается использование программных средств для учета по кассе. Действующее указание Банка России о порядке ведения кассовых операций предусматривает обязательную защиту от несанкционированного проникновения к документам и информации. Защита данных учета осуществляется путем применения электронной подписи. В отношении программно-технических средств, осуществляющих прием денежных банкнот, Банк России предъявляет требование о наличии у оборудования функции распознавания фальшивок. Технические средства должны уметь отличать не менее 4 признаков защиты российских банкнот. Учет кассовых операций в 1С:Бухгалтерия 8.3 рассмотрен в следующем видеоматериале:

Лимит остатка кассы

Основное ограничение для остатка кассы — лимит. Его обязательно устанавливают в организациях. Лимит кассы — допустимая сумма наличных, которая остается в кассе организации на конец рабочего дня. Сверхлимитные суммы подлежат сдаче в банк.

Действующая инструкция по ведению кассовых операций предусматривает, что организация самостоятельно определяет кассовый лимит, исходя из характера своей деятельности, с учетом объемов поступлений и выдач наличных средств.

Превышение лимита кассы допускается в дни выдачи заработной платы.

Для выплаты зарплаты утверждают сроки выдачи наличных средств приказом по организации и устанавливают период в днях, отводимый на выплаты. В традиционном варианте устанавливается от 3 до 5 дней. В срок расчетов с сотрудниками включается день получения наличности в банке.

Лимит кассы утверждается ежегодно, на основании данных предшествующего расчету года. При наличии в организации обособленных подразделений, получающих выручку, лимит рассчитывается с учетом их поступлений. Его вносят в учетную политику.

Лимит кассы в 2021 году рассчитывают 2 методами:

  1. По величине поступающей наличной выручки. Лимит рассчитывается отношением объема поступлений наличности к расчетному периоду (не более 92 дня), умноженного на период инкассации.
  2. По объему выдаваемой из кассы наличности. Лимит определяется как деление объема выдаваемой наличности на расчетный период (не более 92 дня) с последующим умножением на период инкассации.

При подсчете лимита не учитываются средства, используемые для выдачи заработной платы и социальных выплат работникам.

Особенности для ИП

ИП вправе не рассчитывать кассовый лимит. Освобождение относится к индивидуальным предпринимателям, ведущим учет показателей для налогообложения. ИП, независимо от применяемого режима налогообложения, вправе не оформлять кассовые документы, но при условии, что они ведут учет доходов и расходов или физических показателей (п. 4.1 указания ЦБ РФ, п. 2 письма ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338).

Читайте также:   Увольнение сотрудника: какие отчеты сдавать

Индивидуальные предприниматели вправе не вести кассовую книгу. Возможность применяется при ведении ИП доходов и расходов, физических показателей, обязательных для учета налоговых показателей.

Особенности для юрлиц

Организации обязаны вести кассовые операции, если на предприятии имеется движение наличных денежных средств. Компания, не использующая наличность для расчетов с работниками, контрагентами, кассовую книгу не ведет.

Разберем порядок ведения кассовых операций на примере ООО при получении наличности. Кассир получает от бухгалтера приходный кассовый ордер и проверяет (п. 5.1 указания):

  • наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии — подписи руководителя) и сверяет подпись с образцом;
  • соответствие наличной суммы, указанной цифрами, сумме, указанной прописью;
  • наличие подтверждающих документов, поименованных в ПКО.

При соответствии всех пунктов кассир принимает наличные деньги, пересчитывая их полистно. Лицо, вносящее наличность в кассу, обязательно следит за действиями кассира. После пересчета кассир еще раз сверяет сумму наличных с указанной в ордере. При совпадении сумм он подписывает ордер и ставит штамп (печать) на квитанции, которую отдает лицу, сдавшему деньги.

При расчетах с применением ККТ или БСО приходный кассовый ордер оформляют на общую сумму принятых наличных по окончании проведения кассовых операции. Такой ордер заполняется на основании:

  • контрольной ленты ККТ;
  • корешков бланков строгой отчетности (БСО), приравненных к кассовому чеку.

Приходные ордера хранят в течение 5 лет (п. 277 перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

Выдача наличных денег подотчетным лицам

Наличные средства предприятий часто используются для расчетов с контрагентами. Средства выдаются подотчет лицам, определенным руководителем. Состав подотчетных лиц устанавливается приказом. Полномочия работников традиционно распространяются на годовой период.

Документооборот для подотчетных лиц имеет ряд особенностей:

  1. Выдача средств оформляется расходным кассовым ордером.
  2. Сумма наличных, выдаваемых из кассы физическим лицам-подотчетникам, не лимитируется. В ряде случаев компании используют выдачу средств как возможность избежать штрафных санкций при наличии сверхлимитного остатка в кассе на конец дня.
  3. При получении средств лица должны предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  4. Сумма, превышенная по расходу (приобретения материалов, сырья, топлива и прочих видов ТМЦ), выдается из кассы после утверждения отчета.
  5. Остаток денежных средств подотчетное лицо вносит в кассу.

Компания должна утвердить порядок отчета по каждому виду расходов. По истечении срока лицо должно предоставить на утверждение отчет не позднее трех дней с момента окончания подотчетного периода. Превышение срока пользования деньгами влечет изменение назначения на доход работника. Сумма зачтут как авансовую выплату за исполнение трудовых обязанностей и удержат НДФЛ в размере 13%.

Наличные расчеты со сторонними лицами

Выручка, полученная организацией от сторонних лиц (юридических и физических), проводится только с применением контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных в ИФНС онлайн. По окончании рабочего дня кассир-операционист сдает выручку в кассу предприятия (или инкассаторам) по приходному ордеру.

Кроме кассового лимита, кассовая дисциплина в 2021 году предусматривает лимит расчетов наличными деньгами между организациями или ИП. Он составляет 100 000 рублей в рамках одного договора (п. 1, 4 указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У). При покупке у другого юрлица в рамках одного договора товаров стоимостью 150 000 рублей, например, сумма всех наличных платежей не должна превышать в общей сложности 100 000 рублей, остаток суммы необходимо перечислить через банк.

С физическими лицами обмен наличными (получение или выдача) организации и ИП проводят без ограничений (п. 5 указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У).

Ответственность и штрафы за нарушение ведения КО

Инспекции ФНС проверяют кассовую дисциплину во время выездных проверок или в период проведения камеральных мероприятий. При проверке инспектор предлагает предоставить кассовую книгу, документы первичного учета (РКО, ПКО, приложения, лимит кассы), изучаемые выборочно. В ряде случаев сверяют наличный остаток с документами учета. При проверке ищут нарушения в сфере:

  • ведения наличных расчетов сверх принятых для юридических лиц пределов;
  • наличия денежных средств в кассе без оправдательных и подтверждающих приход документов;
  • накопления наличных денег в кассе выше утвержденного предприятием лимита;
  • хранения денежных средств. Порядок защитных мероприятий при получении, выдаче, транспортировке, хранении средств определяются организацией или ИП.

Нарушение кассовой дисциплины влечет наложение значительных штрафов. Санкции применяются к ответственному лицу и руководителю предприятия. За нарушение предусмотрен штраф по ч. 1 статьи 15.1 КоАП РФ в размере:

  • для организации — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц и ИП — от 4000 до 5000 рублей.

Кассир или иное лицо, назначенное на ведение кассы, заключает договор о материальной ответственности. Если установлено, что компании нанесен лицом прямой материальный вред, лицо, ответственное за ведение кассы, обяжут его возместить.

Об авторе

Юлия Дидух
Юлия Дидух
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector