Содержание статьи
В соответствии с действующим законодательством, малые предприятия обязаны предоставлять следующую отчетность:
Организация | Отчетность |
---|---|
Некоммерческие | Бухгалтерский баланс |
Отчет о целевом использовании средств | |
Коммерческие | Бухгалтерский баланс |
Отчет о финансовых результатах |
При заполнении документов организация вправе расширить формы, указав дополнительную информацию, которая может понадобиться для отображения реальной картины финансовой деятельности (пояснительная записка, дополнительные отчеты).
Бланки и образцы
Формы отчетности для малых предприятий закреплены на законодательном уровне посредством Приказа Министерства финансов №66н. Каким образом выглядят эти документы:
- На первой странице вверху документа указывается ИНН и КПП предприятия, а также код по КДН (0710096) для упрощенной финансовой отчетности. Кроме этого. титульный лист содержит информацию об отчетном периоде, дате формирования отчета, виде экономической деятельности. В конце первого листа ставятся подписи руководителя и специалиста из налогового органа.
- Вторая страница отчета содержит информацию о местонахождении организации: индекс, код региона, адрес.
- Третья страница содержит самую важную информацию в отчете – бухгалтерский баланс: активов (материальные, нематериальные, запасы и другие оборотные активы), пассивов (капитал, целевые средства, заемные средства, кредиторская задолженность, и прочее). Стоит отметить, что бухгалтерский баланс составляется за три года: отчетный, предыдущий, предшествующий предыдущему.
- Отчет о финансовых результатах заполняется на последней странице документа. В нем представлены следующие данные: сведения о выручке, расходы по обычной деятельности и прочие расходы, доходы, налоги на прибыль, чистая прибыль. Сведения заполняются для отчетного и предыдущего периода.
[docs]
Специфика
Рассмотрим особенности отчетности субъектов малого предпринимательства:
Форма | Специфика |
---|---|
Бухгалтерский баланс | Отсутствуют уточнения по конкретным статьям, показатели формируются по группам |
Отчет о финансовых результатах | |
Отчет о целевом использовании средств | |
Приложения к отчетности | Отражаются наиболее значимые данные, без которых не представляется возможным оценить финансовое состояние предприятия |
Упрощение отчета производится самим предприятием на основании:
- особенностей деятельности;
- имеющихся денежных потоков;
- структуры капитала.
В итоге решение о количестве предоставляемых данных должно учитывать их достаточность для определения финансового состояния субъекта и его достижений.
Важным условием для применения упрощенной отчетности организации является указание этого факта в своей учетной политике.
Процедуры «до»
К субъектам малого предпринимательства можно отнести организации:
- с годовой выручкой без НДС до 800 миллионов руб;
- количество сотрудников до 100 человек;
- менее 49% уставного капитала организации принадлежит сторонним лицам.
Учетная политика
Составление учетной политики производится главным бухгалтером или сотрудником, ответственным за ведение учета. Утверждаться она должна руководителем предприятия, поскольку он несет ответственность за деятельность фирмы.
Состав документа: формы первичных документов, рабочий план счетов, принципы документооборота, методы оценки активов, принципы проведения ревизии.
На 2020 год малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости запасов. Кроме этого, теперь разрешается не отражать расходы при поступлении материалов и единовременно списывать их. Очень важно чтобы все эти особенности были отражены в учетной политике предприятия, иначе их применение невозможно.
Ошибки
Деятельность любой компании подразумевает возможность допущения ошибок в организации финансово-хозяйственной деятельности. При их обнаружении руководство обязано незамедлительно принять меры по их устранению.
Корректировка предыдущих отчетов производится с помощью счета «Прочие доходы и расходы». Если ошибки выявляются после подачи отчетности, разрешается подготовить новый документ и предоставить его заново.
Первичные документы
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия должна подтверждаться первичными документами, о чем говорится в №402-ФЗ. Формы документов могут быть разработаны организациями самостоятельно. Однако, существую требования по их оформлению:
- дата составления;
- название;
- указание реквизитов сторон сделки;
- указание факта хозяйственной жизни;
- подписи ответственных лиц.
Реформация баланса
Составлению бухгалтерского баланса должна предшествовать его реформация. Принцип заключается в закрытии всех счетов учета и формировании результата деятельности за отчетный период.
Информация указывается в счете «Нераспределенная прибыль/Непокрытый убыток».
Кроме этого, в процессе реформации проверяется корректность указанной в счетах информации. Делается это путем сопоставления показателей с данными, полученными при ревизии. В последнюю очередь закрывается счет «Прибыли и убытки», и начинается процесс формирования отчетности.
Примеры
Рассмотрим несколько примеров заполнения бухгалтерской отчетности малыми предприятиями.
Для ООО на УСН
К примеру, ООО «Компания» занимается торговлей с 2018 года, следовательно, данных за предыдущий год не имеет. За 2019 года активы компании составляют 40 млн. руб.
Активы складываются из материальных необоротных активов (машины, техника, недвижимость), нематериальных активов (работы по продвижению, брендирование и т.д.), запасов (сырье, материалы и т.д.), финансовых и других оборотных активов (задолженность дебиторов, НДС).
Под сведениями, составляющими актив, указываются данные о пассиве: обязательства организации, источники формирования имущества, заемный капитал, кредиторская задолженность.
В итоге пассив равен активу 40 млн. руб. Это значит, что баланс составлен правильно.
Для малого предприятия
Разберем другой пример, в котором представим процесс заполнения для ООО «Организация», которая является субъектом малого предпринимательства, бухгалтерского отчета. Предприятие осуществляет строительную деятельность с 2013 года, следовательно, в отчете должны быть указаны сведения за отчетный период, 2015 и 2014 годы.
Материальные внеоборотные активы | Оборудование + вложения + основные средства + амортизация |
Нематериальные активы | Заполняется, если имеется сальдо по счетам активов |
Запасы | Материалы + основное производство + Товары + продукция + расходы на производство |
Денежные средства | Касса + счета + незавершенные переводы |
Другие активы | Сумма задолженности перед предприятием. |
Также заполняется ведомость пассивов:
Капитал и резервы | Сальдо счетов 80, 82, 83, 84 минус сальдо счетов 82, 84 |
Долгосрочные заемные средства | Равняется расчетам по долгосрочным кредитам (статья 67) |
Краткосрочные заемные средства | Равняется расчетам по краткосрочным кредитам (статья 66) |
Кредиторская задолженность | Сумма счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 76 |
Другие обязательства | Заполняется в том случае если имеются остатки по статьям 77, 96, 98 |
В конечном итоге, при правильном заполнении отчета сумма активов и пассивов должна быть равна.
Расчет валюты баланса
Валюта баланса – это общий итог активов и пассивов. Как уже отмечалось, при правильно составленном балансе показатели активов и пассивов должны быть равны друг другу. В установленной Министерством финансов форме, валюта баланса – это строки 1600 и 1700.
Итоги высчитываются следующим образом:
- 1600 = 1100 + 1200;
- 1700 = 1300 + 1400 + 1500.
Для расчета валюты баланса по активам следует подвести итог по 1100 и 1200, после чего суммировать их. Сумма итогов по 1300, 1400 и 1500 должна соответствовать предыдущей сумме, иначе можно судить об ошибках в расчете.
Порядок сдачи
Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны предоставить отчетность в ФНС в полном объеме:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых итогах;
- отчетность о целевом использовании средств.
Сведения могут предоставляться как в бумажном варианте, так и в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.
Требования и штрафы
К отчету предъявляются следующие требования:
- показатели должны быть указаны в тыс. руб.;
- показатели с отрицательным характером указываются в скобках;
- если у организации имеются обособленные подразделения, отчетность должна учитывать и их показатели;
- если строки не заполняются, в них ставится прочерк;
- в отчете отображаются данные за три периода;
- степень детализации должна обеспечивать удовлетворение интересов заинтересованных пользователей.
Для организаций предусмотрены штрафы в случае, если отчетность не будет предоставлена в срок или не будет содержать нужной информации. Так, налоговые органы будут рассчитывать штраф, исходя из полноты указанных сведений. Наказание предусмотрено и для сотрудников, которые окажутся виновными в нарушении – 300-500 руб.
Способы передачи отчетов
Отчетность предоставляется ежегодно, по окончанию налогового периода. После передачи документов в налоговые органы, такой же пакет документов должен быть предоставлен в органы статистики.
Передача документации может производиться путем личного посещения государственных органов, через представителя или по почте. Для того чтобы обезопасить себя от претензий со стороны налоговой службы, лучше всего при почтовых отправлениях использовать заказные письма с описью вложений.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются