Содержание статьи
Кто ставит подписи в путевом листе:
- механик;
- диспетчер;
- медработник;
- другие сотрудники, назначаемые соответствующим приказом по организации.
Кто подписывает путевые листы
В п. 15, 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» прописано, кто имеет право подписывать путевые листы и выпускать автотранспорт на линию, — согласно документу, подпись на документе ставят:
- медработник, проводивший предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя, заверяет документ подписью с указанием фамилии и инициалов;
- работник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, ставит на документе отметку «выпуск на линию разрешен» и заверяет его подписью с указанием фамилии и инициалов.
В некоторых организациях право подписи путевых листов есть у диспетчера, так как он ответственный за фиксацию въезда и выезда автотранспорта.
Как назначить ответственных
Лицу, ответственному за оформление документа, необходимо ознакомиться со всеми обязательными реквизитами и порядком его заполнения, которые указаны в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368. Составлять и заполнять бумагу необходимо в соответствии с требованиями. Чтобы назначить ответственных лиц, имеющих возможность расписаться в документе, необходимо издать приказ о возложении подписи на путевых листах, в котором содержится такая информация:
- название;
- сведения о работнике, который назначается ответственным, его должность;
- отсылки к НПА, которыми необходимо руководствоваться.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить путевой лист. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы ответить на вопрос, кто такой начальник эксплуатации в путевом листе, следует взглянуть на должностную инструкцию работника. В организациях от такого сотрудника зависит исправность транспорта, находящегося в собственности предприятия. Он отвечает за техосмотр транспорта, своевременную замену его комплектующих, выполняет работу механика. Документы для легковых и грузовых автомобилей оформляются по типовым формам № 3, 4-С, 4-М, 4-П (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78), такой должности нет в унифицированной форме. Сотрудник ставит подпись там, где указано «механик».
Из должностной инструкции работника и Приказа Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения”» следует, может ли специалист, ответственный за организацию БДД, подписывать путевые листы, — да, если он совмещает работу водителя или механика, обладает необходимыми навыками и соответствует квалификационным требованиям.
Из унифицированной формы ЭСМ-2 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78) понятно, кто может подписывать путевой лист на спецтехнику: машинист, прораб, специалист, произведший расчет, руководитель подразделения.
Что делать, если в штате нет специалистов
В крупных организациях назначить того, кто расписывается в путевом листе, нетрудно, так как штат в них полностью укомплектован и есть сотрудники, ответственные за проведение медицинских осмотров, за техническое состояние и эксплуатацию автомобилей, диспетчеры. Указанные работники ставят подпись на документе. В небольших компаниях такие сотрудники есть не всегда. И тогда у работодателя возникает проблема, кто имеет право подписываться вместо механика в путевом листе, ведь подписать допуск к эксплуатации автомобиля вправе только лицо, имеющее специальное профессиональное образование в этой области или прошедшее аттестацию, обладающее знаниями и навыками механика. В некрупной фирме работодатель может:
- организовать для водителя обучение механика для путевого листа по соответствующей переподготовке;
- затем оформить ему совмещение на должность контролера технического состояния и эксплуатацию автомобиля;
- заключить договор ГПХ со сторонним сотрудником или договор на техобслуживание и ремонт автотранспорта со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем.
Если компания не воспользуется ни одним из предложенных вариантов, то рискует получить серьезное административное наказание в виде штрафа, об этом свидетельствует судебная практика (Постановление Туапсинского городского суда Краснодарского края от 22.11.2012).
Функционал диспетчера, в том числе и обязанность подписывать бумагу в небольших фирмах:
- возлагают на бухгалтеров или специалистов по кадрам;
- поручают сторонней организации, заключив договор.
Если в штате нет медработника, то тоже заключается договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на проведение медосмотров для водителей.
Об авторе
- С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста по документообороту в коммерческой организации, которая занимается производством и продажей упаковки.
ИП часто стремятся сэкономить на персонале, поэтому механика в штате у многих нет, в связи с чем у руководителя возникает вопрос, кто может подписывать путевые листы в организации за механика. Если эксплуатация транспортного средства происходит в фирме каждый день, то работодателю проще нанять подходящего специалиста по трудовому договору. Когда автомобиль выходит на линию не ежедневно, то можно заключить договор ГПХ со сторонним работником.