Содержание статьи
- Основные ошибки при составлении
- Существующие стандарты бизнес планирования
- Структура документа
- Как правильно составить Обзорный раздел (резюме)
- Что должен включать раздел Описание предприятия
- Составление раздела Описание производимой продукции
- Раздел Анализ рынка
- Содержание раздела Производственный план
- Как грамотно написать Финансовый план
- Плана сбыта
- Другие разделы
- Общие правила оформления
Бизнес-план – инструмент бизнеса, необходимый для успешной работы организации.
Грамотно составленный план является прогнозным документом для успешного развития и функционирования компании в ближайшей перспективе.
Основные ошибки при составлении
Бизнес-план или инвестиционный план – серьезный документ, от которого зависит будущее компании. Поэтому подходить к его составлению следует очень ответственно. Представим основные ошибки при составлении инвестиционного плана, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние организации.
- Слишком оптимистичный прогноз. В изменчивых рыночных условиях трудно реально ценить возможные доходы, однако попытаться стоит. Лучше составить три сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный – это убережет от переоценки финансовых возможностей. Для этого необходимо провести качественный всесторонний маркетинговый анализ рынка.
- Отсутствие системы планирования затрат на ближайшую перспективу. В бизнес-плане необходимо учитывать все виды расходов. Большинство предпринимателей уделяют много внимания единовременным затратам, напрочь забывая о текущих (оплата банковских операций, связи, выезды к поставщикам и т.д.). Из-за этого, столкнувшись с дополнительными тратами, в уже работающей организации возникают убытки, чреватые отсутствием денег на развитие фирмы.
- Недооценка времени реализации. При разработке бизнес-плана учитываются ближайшие 3-5 лет. Как правило, успешный проект окупается за первые три года, однако при реализации могут возникнуть обстоятельства, которые затянут процесс окупаемости: получение разрешительной документации, сроки поставки материалов и т.д. Чтоб избежать этого, необходимо предусмотреть сроки с возможностью увеличения либо рассчитать проект на три года с разбивкой по месяцам.
- Некачественный расчет потребности в оборотных средствах. Производится расчет запасов, оборудования, средств на заработную плату и прочее, однако не учитывается резерв денежных средств, который может потребоваться при задержках платежей от покупателей.
- Недостаточная проработка рисков. Данный пункт является самым важным, поскольку риски могут привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до банкротства фирмы. Минимизировать их возможно на этапах проработки плана, до предварения его в жизнь.
Существующие стандарты бизнес планирования
Бизнес-план – это документ, а значит, он имеет определенные стандарты и требования. Сегодня есть три стандарта планирования:
- KPMG;
- ЕБРР;
- UNIDO.
KPMG
Специалисты фирмы составляют бизнес-план по собственному образцу, который включает следующие пункты:
- титульный лист;
- положение о конфиденциальности данных;
- общее описание проекта;
- продукция (услуги);
- анализ отрасли;
- анализ целевых рынков;
- стратегии продвижения;
- управление;
- финансовый анализ;
- приложения.
Описание, или резюме, включает в себя короткий обзор плана, раскрывает сущность предлагаемых услуг, миссию и цели организации.
Раздел «Продукция» включает в себя характеристику предлагаемых товаров или услуг, а также представляет сопутствующие продукты, способные принести прибыль или повысить имидж организации в глазах потенциальных клиентов.
Анализ отрасли и рынка проводится с целью выявить потребность в услугах организации. Он включает демографический анализ, анализ конкуренции и SWOT – анализ. Такие аналитические инструменты позволяют выявить возможности и угрозы рынка, а также определить возможные стратегии поведения.
В разделе о целевых рынках необходимо указывать целевую группу потребителей, географический рынок, методы ценообразования.
Также составляется финансовый план, включающий определение точки безубыточности, показателей эффективности проекта и рисков. В данном стандарте риски учитываются количественно в рамках последнего пункта бизнес-плана.
ЕБРР
Еще одним принятым стандартом является структура бизнес-плана, предложенная банком реконструкции и развития в Европе (ЕБРР). Этот банк является инвестиционным механизмом, поддерживающим рыночную экономику стран Центральной Европы и Азии.
Данная организация является крупнейшим инвестором в Европе и привлекает множество иностранных инвестиция для развития регионов и градообразующих предприятий и производств. ЕБРР взаимодействует с государственными институтами и создает более благоприятный климат для предпринимателей на рынке. Кроме того, структура плана, предлагаемая данной фирмой, несколько упрощена.
Первые три пункта такие же, как в первом варианте, а с четвертого внесены изменения:
- предприятие;
- проект;
- финансирование;
- приложения.
В пункте «Предприятие» указывается история развития компании, и ее состояние на текущий момент, информация о собственниках, персонале фирмы, а также текущие финансовые показатели и кредиты.
В «Проекте» указываются данные маркетинговых исследований, анализ рынка и конкурентоспособности, а также описание производственных и технологических процессов работы. Здесь же приводится финансовый план проекта и экологическая оценка (для производственных компаний).
В финансировании рассчитывается график погашения кредита, возможность залога и поручительства, риски проекта.
Приложения – серьезный раздел, поскольку включает весь иллюстративный материал бизнес-плана и расчет важнейших показателей. Количество приложений – не ограничено, в то время как бизнес-план должен быть очень лаконичным и не содержать теории, а только практическое описание предприятия.
UNIDO
Еще одной компанией, разработавшей стандарты бизнес-планирования, является United Nations Industrial Development Organization или UNIDO. Компания борется за индустриальное развитие отстающих стран.
Исходя из ее стандартов, бизнес-план включает следующие пункты:
- резюме или введение;
- описание отрасли и предприятия;
- описание услуг и товаров, сопутствующих услуг;
- продажи и маркетинговые мероприятия;
- план производства;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка эффективности проекта;
- риски компании и гарантии для инвесторов;
- приложения.
Данная технология признана наиболее распространенной, поскольку включает все необходимые пункты, четко обозначает отличия одного от другого и производит полный расчет эффективности и рисков проекта.
Основы бизнес планирования изложены в следующем видеоматериале:
Структура документа
Как видно из методик, структура бизнес-плана может иметь вариации.
Жестких методик не существует, но примерное содержание плана обязательно должно включать несколько основных пунктов:
- резюме или вступление;
- краткая характеристика предприятия и рынка;
- описание нового продукта (услуги);
- маркетинговый план;
- производственный план;
- организационный план,
- финансовый план;
- расчет эффективности проекта и точки безубыточности;
- анализ рисков.
Заканчивается любой план заключением о целесообразности реализации проекта. При предоставлении плана будущим инвесторам особый упор стоит делать на краткую характеристику продукта или услуги, востребованность, расчет финансовых показателей и эффективности проекта. Также обязателен расчет рисков, поскольку в современной экономической ситуации необходимо предусматривать возможности и угрозы.
Порядок написания и основные нюансы бизнес плана для открытия цветочного магазина изложены в следующем материале.
Особенности открытия ломбарда в России рассмотрены данной статье.
Порядок начала бизнеса по продаже разливного пива описан здесь.
Как правильно составить Обзорный раздел (резюме)
На эту часть в первую очередь обращают внимание инвесторы, поэтому здесь необходимо отразить суть идеи, ее достоинства, требуемые инвестиции, показатели эффективности проекта и срок окупаемости. Стоит указать гаранта окупаемости средств и размер собственных инвестиций в проект.
Резюме составляют после написания всего плана: только в этом случае получится отразить все необходимые пункты. Размер резюме не должен превышать 2-3 листов формата А4.
Что должен включать раздел Описание предприятия
Данный раздел должен включать в себя основные сведения о предприятии. Если компания уже давно работает на рынке, то необходимо предоставить финансовый анализ деятельности за последние 3 года, с расчетом коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и банкротства.
Необходимо четко обозначить цели бизнеса, владельцев и организационную структуру предприятия. Стоит привести штатное расписание и определить планируемую долю на рынке. Тут же можно описать достижения компании.
Также нужно охарактеризовать отрасль полностью: существующие рынки, возможности компании по выходу на них, перспективы развития отрасли и ее состояние в текущий момент. Раздел должен быть положительным, поскольку в отрасль, которая не развивается, инвесторы не будут вкладывать средства.
Составление раздела Описание производимой продукции
В данном разделе дается четкое структурированное описание достоинств нового продукта или услуги. Описываются особенности новинки, отличие от конкурентной продукции. Желательно построить матрицы конкурентных сил и привести конкурентоспособность в цифрах.
Также указывается особенности производственного цикла, инновационные методы производства. При всем этом раздел должен быть абсолютно понятен человеку, не разбирающемуся в особенностях производства. Необходимо указать, что технология может развиваться, а свойства продукции или характеристики услуги в будущем будут улучшены.
Раздел Анализ рынка
Данный раздел может носить название «маркетинговый план».
В таком плане необходимо описать, почему потребитель выберет продукцию именно проектной компании. Здесь же указываются результаты проведенных исследований рынка, строятся диаграммы и графики по данным анкетирования потенциальных покупателей, приводится план рекламных мероприятий, с полным расчетом затрат на маркетинговые мероприятия на ближайшие 3 года.
Содержание раздела Производственный план
Данный пункт включает в себя сведения о производственном цикле предприятия. Приводится технология и особенности производства нового продукта, данные о поставщиках и подрядчиках при строительстве новых помещении и цехов.
Производится сравнительный анализ поставщиков, приводятся оптовые цены, по которым планируется закупать сырье. Также рассчитывается себестоимость производства продукта, планируемые сроки поставки произведенного продукта в продажу, а также точные сроки производственного процесса по этапам.
Как грамотно написать Финансовый план
Финансовый план является самым объемным разделом. Здесь приводятся данные о затратах на реализацию проекта, возможные прибыли, доходный план в оптимистичном, реалистичном и пессимистичном сценариях. Также производится полный расчет показателей эффективности проекта.
Для грамотного составления финансового плана необходимо четко структурировать данные, а расчеты производить в таблице, поскольку инвестору так легче воспринимать материал.
Обязательными к расчету являются следующие показатели:
- чистый дисконтированный доход (NPV);
- индекс доходности (PI);
- внутренняя норма доходности (IRR, %);
- модифицированная внутренняя ставка доходности (MIRR, %);
- период окупаемости (РР);
- дисконтированный период окупаемости (DPP);
- средневзвешенная ставка рентабельности (ARR).
В бизнес-плане обязателен расчет всех этих показателей. Можно производить его в специальных расчетных программах, однако в самом документе технологию расчета лучше расписать, чтобы у инвестора была возможность при необходимости проверить данные.
В конце финансового плана производится расчет рисков проекта. Сегодня существует множество методик расчета, и необходимо выбрать одну из них, исходя из специфики отрасли, в которой работает предприятие. Риски стоит высчитать количественно и занести в таблицу. Обязательно указать уровень возможной инфляции.
Плана сбыта
План сбыта должен быть основан на реальных исследованиях предпочтений потребителей. Для этого разрабатываются анкеты и проводятся опросы потенциальных клиентов. Обязательно указывают основные каналы сбыта, которых должно быть не менее трех.
Другие разделы
Одним из необходимых разделов бизнес-плана является организационный план, который включает в себя данные о разработчиках документа, сведения о команде топ-менеджеров. Здесь приводится организационно-правовая форма предприятия, указываются ее плюсы и путь оформления.
Организационный план должен содержать информацию о взаимодействии подразделений в период производства продукции, взаимодействие с поставщиками, потребителями, органами власти. Также здесь обязательно должно быть указано обучение сотрудников, повышение квалификации, требования к уровню образования.
Заключительным разделом являются выводы по проекту. Стоит внимательно отнестись к составлению данного пункта и сделать точные выводы по результатам исследования, ведь инвесторы обязательно обратят внимание на результат проведенной работы.
Общие правила оформления
Каких-либо конкретных требований к оформлению не существует, но шрифт должен быть хорошо читаемым, а разделы выделены полужирным начертанием.
Начинается оформление с титульного листа, где указывается название документа, данные компании, контактные сведения руководителей проекта. Проект обязательно должен иметь понятное содержание с указанием страниц, чтобы инвестор мог без труда найти нужный раздел.
Строги требования к содержанию таблиц. Обязательно нужно указывать номер таблицы. При этом нумерация может быть как сплошная, так и по разделам. После номера таблицы следует ее название, которое должно полностью отражать суть данных, иметь в содержании название организации и период. Обязательно указание единиц измерения.
Все таблицы, которые возможно разместить на 1 листе помещаются в тексте, большие таблицы переносятся в приложение, чтобы не загромождать текст.
Таким образом, бизнес-план – типичный документ для компании, которая хочет занимать устойчивые позиции на рынке. Ответственный подход к составлению такого документа практически на 100 % гарантирует успех предприятия и получение инвестиций на его развитие.
Подробности самостоятельного написания бизнес плана представлен в следующем видеоролике:
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию