Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Как составить бизнес план

Написание правильного бизнес планаБизнес-план – инструмент бизнеса, необходимый для успешной работы организации.

Грамотно составленный план является прогнозным документом для успешного развития и функционирования компании в ближайшей перспективе.

Основные ошибки при составлении

Ошибки бизнес планированияБизнес-план или инвестиционный план – серьезный документ, от которого зависит будущее компании. Поэтому подходить к его составлению следует очень ответственно. Представим основные ошибки при составлении инвестиционного плана, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние организации.

  1. Слишком оптимистичный прогноз. В изменчивых рыночных условиях трудно реально ценить возможные доходы, однако попытаться стоит. Лучше составить три сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный – это убережет от переоценки финансовых возможностей. Для этого необходимо провести качественный всесторонний маркетинговый анализ рынка.
  2. Отсутствие системы планирования затрат на ближайшую перспективу. В бизнес-плане необходимо учитывать все виды расходов. Большинство предпринимателей уделяют много внимания единовременным затратам, напрочь забывая о текущих (оплата банковских операций, связи, выезды к поставщикам и т.д.). Из-за этого, столкнувшись с дополнительными тратами, в уже работающей организации возникают убытки, чреватые отсутствием денег на развитие фирмы.
  3. Недооценка времени реализации. При разработке бизнес-плана учитываются ближайшие 3-5 лет. Как правило, успешный проект окупается за первые три года, однако при реализации могут возникнуть обстоятельства, которые затянут процесс окупаемости: получение разрешительной документации, сроки поставки материалов и т.д. Чтоб избежать этого, необходимо предусмотреть сроки с возможностью увеличения либо рассчитать проект на три года с разбивкой по месяцам.
  4. Некачественный расчет потребности в оборотных средствах. Производится расчет запасов, оборудования, средств на заработную плату и прочее, однако не учитывается резерв денежных средств, который может потребоваться при задержках платежей от покупателей.
  5. Недостаточная проработка рисков. Данный пункт является самым важным, поскольку риски могут привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до банкротства фирмы. Минимизировать их возможно на этапах проработки плана, до предварения его в жизнь.

Существующие стандарты бизнес планирования

Бизнес-план – это документ, а значит, он имеет определенные стандарты и требования. Сегодня есть три стандарта планирования:

  • KPMG;
  • ЕБРР;
  • UNIDO.

KPMG

KPMG – сеть консультационных компаний, предоставляющих услуги в области аудита.

KPMGСпециалисты фирмы составляют бизнес-план по собственному образцу, который включает следующие пункты:

  • титульный лист;
  • положение о конфиденциальности данных;
  • общее описание проекта;
  • продукция (услуги);
  • анализ отрасли;
  • анализ целевых рынков;
  • стратегии продвижения;
  • управление;
  • финансовый анализ;
  • приложения.

Описание, или резюме, включает в себя короткий обзор плана, раскрывает сущность предлагаемых услуг, миссию и цели организации.

Раздел «Продукция» включает в себя характеристику предлагаемых товаров или услуг, а также представляет сопутствующие продукты, способные принести прибыль или повысить имидж организации в глазах потенциальных клиентов.

Анализ отрасли и рынка проводится с целью выявить потребность в услугах организации. Он включает демографический анализ, анализ конкуренции и SWOT – анализ. Такие аналитические инструменты позволяют выявить возможности и угрозы рынка, а также определить возможные стратегии поведения.

В разделе о целевых рынках необходимо указывать целевую группу потребителей, географический рынок, методы ценообразования.

Также составляется финансовый план, включающий определение точки безубыточности, показателей эффективности проекта и рисков. В данном стандарте риски учитываются количественно в рамках последнего пункта бизнес-плана.

ЕБРР

ЕБРРЕще одним принятым стандартом является структура бизнес-плана, предложенная банком реконструкции и развития в Европе (ЕБРР). Этот банк является инвестиционным механизмом, поддерживающим рыночную экономику стран Центральной Европы и Азии.

Данная организация является крупнейшим инвестором в Европе и привлекает множество иностранных инвестиция для развития регионов и градообразующих предприятий и производств. ЕБРР взаимодействует с государственными институтами и создает более благоприятный климат для предпринимателей на рынке. Кроме того, структура плана, предлагаемая данной фирмой, несколько упрощена.

Первые три пункта такие же, как в первом варианте, а с четвертого внесены изменения:

  • предприятие;
  • проект;
  • финансирование;
  • приложения.

В пункте «Предприятие» указывается история развития компании, и ее состояние на текущий момент, информация о собственниках, персонале фирмы, а также текущие финансовые показатели и кредиты.

Составление бизнес планаВ «Проекте» указываются данные маркетинговых исследований, анализ рынка и конкурентоспособности, а также описание производственных и технологических процессов работы. Здесь же приводится финансовый план проекта и экологическая оценка (для производственных компаний).

В финансировании рассчитывается график погашения кредита, возможность залога и поручительства, риски проекта.

Приложения – серьезный раздел, поскольку включает весь иллюстративный материал бизнес-плана и расчет важнейших показателей. Количество приложений – не ограничено, в то время как бизнес-план должен быть очень лаконичным и не содержать теории, а только практическое описание предприятия.

UNIDO

Еще одной компанией, разработавшей стандарты бизнес-планирования, является United Nations Industrial Development Organization или UNIDO. Компания борется за индустриальное развитие отстающих стран.

UNIDOИсходя из ее стандартов, бизнес-план включает следующие пункты:

  • резюме или введение;
  • описание отрасли и предприятия;
  • описание услуг и товаров, сопутствующих услуг;
  • продажи и маркетинговые мероприятия;
  • план производства;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • оценка эффективности проекта;
  • риски компании и гарантии для инвесторов;
  • приложения.

Данная технология признана наиболее распространенной, поскольку включает все необходимые пункты, четко обозначает отличия одного от другого и производит полный расчет эффективности и рисков проекта.

Основы бизнес планирования изложены в следующем видеоматериале:

 

Структура документа

Как видно из методик, структура бизнес-плана может иметь вариации.

Жестких методик не существует, но примерное содержание плана обязательно должно включать несколько основных пунктов:

Структура Бизнес плана
Структура документа
  • резюме или вступление;
  • краткая характеристика предприятия и рынка;
  • описание нового продукта (услуги);
  • маркетинговый план;
  • производственный план;
  • организационный план,
  • финансовый план;
  • расчет эффективности проекта и точки безубыточности;
  • анализ рисков.

Заканчивается любой план заключением о целесообразности реализации проекта. При предоставлении плана будущим инвесторам особый упор стоит делать на краткую характеристику продукта или услуги, востребованность, расчет финансовых показателей и эффективности проекта. Также обязателен расчет рисков, поскольку в современной экономической ситуации необходимо предусматривать возможности и угрозы.

Открытие цветочного бизнесаПорядок написания и основные нюансы бизнес плана для открытия цветочного магазина изложены в следующем материале.

Особенности открытия ломбарда в России рассмотрены данной статье.

Порядок начала бизнеса по продаже разливного пива описан здесь.

Как правильно составить Обзорный раздел (резюме)

Резюме проекта представляет собой краткое изложение всего бизнес-плана и обязательно включает в себя таблицу с основными показателями по проекту.
Резюме бизнес плана
Резюме бизнес плана

На эту часть в первую очередь обращают внимание инвесторы, поэтому здесь необходимо отразить суть идеи, ее достоинства, требуемые инвестиции, показатели эффективности проекта и срок окупаемости. Стоит указать гаранта окупаемости средств и размер собственных инвестиций в проект.

Читайте также:   Открытие ломбарда, как это сделать и ожидаемые выгоды

Резюме составляют после написания всего плана: только в этом случае получится отразить все необходимые пункты. Размер резюме не должен превышать 2-3 листов формата А4.

Что должен включать раздел Описание предприятия

Данный раздел должен включать в себя основные сведения о предприятии. Если компания уже давно работает на рынке, то необходимо предоставить финансовый анализ деятельности за последние 3 года, с расчетом коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и банкротства.

Составление бизнес планаНеобходимо четко обозначить цели бизнеса, владельцев и организационную структуру предприятия. Стоит привести штатное расписание и определить планируемую долю на рынке. Тут же можно описать достижения компании.

Также нужно охарактеризовать отрасль полностью: существующие рынки, возможности компании по выходу на них, перспективы развития отрасли и ее состояние в текущий момент. Раздел должен быть положительным, поскольку в отрасль, которая не развивается, инвесторы не будут вкладывать средства.

Составление раздела Описание производимой продукции

Преимущества производимой продукцииВ данном разделе дается четкое структурированное описание достоинств нового продукта или услуги. Описываются особенности новинки, отличие от конкурентной продукции. Желательно построить матрицы конкурентных сил и привести конкурентоспособность в цифрах.

Также указывается особенности производственного цикла, инновационные методы производства. При всем этом раздел должен быть абсолютно понятен человеку, не разбирающемуся в особенностях производства. Необходимо указать, что технология может развиваться, а свойства продукции или характеристики услуги в будущем будут улучшены.

Раздел Анализ рынка

Анализ рынка – важнейший раздел бизнес-плана наряду с расчетом показателей эффективности и анализом рисков.

Маркетинговый планДанный раздел может носить название «маркетинговый план».

В таком плане необходимо описать, почему потребитель выберет продукцию именно проектной компании. Здесь же указываются результаты проведенных исследований рынка, строятся диаграммы и графики по данным анкетирования потенциальных покупателей, приводится план рекламных мероприятий, с полным расчетом затрат на маркетинговые мероприятия на ближайшие 3 года.

Содержание раздела Производственный план

Данный пункт включает в себя сведения о производственном цикле предприятия. Приводится технология и особенности производства нового продукта, данные о поставщиках и подрядчиках при строительстве новых помещении и цехов.

Производится сравнительный анализ поставщиков, приводятся оптовые цены, по которым планируется закупать сырье. Также рассчитывается себестоимость производства продукта, планируемые сроки поставки произведенного продукта в продажу, а также точные сроки производственного процесса по этапам.

Как грамотно написать Финансовый план

Финансовый план является самым объемным разделом. Здесь приводятся данные о затратах на реализацию проекта, возможные прибыли, доходный план в оптимистичном, реалистичном и пессимистичном сценариях. Также производится полный расчет показателей эффективности проекта.

Для грамотного составления финансового плана необходимо четко структурировать данные, а расчеты производить в таблице, поскольку инвестору так легче воспринимать материал.

Написание раздела финансовый планОбязательными к расчету являются следующие показатели:

  • чистый дисконтированный доход (NPV);
  • индекс доходности (PI);
  • внутренняя норма доходности (IRR, %);
  • модифицированная внутренняя ставка доходности (MIRR, %);
  • период окупаемости (РР);
  • дисконтированный период окупаемости (DPP);
  • средневзвешенная ставка рентабельности (ARR).

В бизнес-плане обязателен расчет всех этих показателей. Можно производить его в специальных расчетных программах, однако в самом документе технологию расчета лучше расписать, чтобы у инвестора была возможность при необходимости проверить данные.

В конце финансового плана производится расчет рисков проекта. Сегодня существует множество методик расчета, и необходимо выбрать одну из них, исходя из специфики отрасли, в которой работает предприятие. Риски стоит высчитать количественно и занести в таблицу. Обязательно указать уровень возможной инфляции.

Плана сбыта

План сбыта должен быть основан на реальных исследованиях предпочтений потребителей. Для этого разрабатываются анкеты и проводятся опросы потенциальных клиентов. Обязательно указывают основные каналы сбыта, которых должно быть не менее трех.

Другие разделы

Одним из необходимых разделов бизнес-плана является организационный план, который включает в себя данные о разработчиках документа, сведения о команде топ-менеджеров. Здесь приводится организационно-правовая форма предприятия, указываются ее плюсы и путь оформления.

Бизнес стратегияОрганизационный план должен содержать информацию о взаимодействии подразделений в период производства продукции, взаимодействие с поставщиками, потребителями, органами власти. Также здесь обязательно должно быть указано обучение сотрудников, повышение квалификации, требования к уровню образования.

Заключительным разделом являются выводы по проекту. Стоит внимательно отнестись к составлению данного пункта и сделать точные выводы по результатам исследования, ведь инвесторы обязательно обратят внимание на результат проведенной работы.

Общие правила оформления

Бизнес-план – важнейший документ для инвестора, и правильное его оформление значительно повышает шансы на успех.

Каких-либо конкретных требований к оформлению не существует, но шрифт должен быть хорошо читаемым, а разделы выделены полужирным начертанием.

Начинается оформление с титульного листа, где указывается название документа, данные компании, контактные сведения руководителей проекта. Проект обязательно должен иметь понятное содержание с указанием страниц, чтобы инвестор мог без труда найти нужный раздел.

требования к написанию бизнес планаСтроги требования к содержанию таблиц. Обязательно нужно указывать номер таблицы. При этом нумерация может быть как сплошная, так и по разделам. После номера таблицы следует ее название, которое должно полностью отражать суть данных, иметь в содержании название организации и период. Обязательно указание единиц измерения.

Все таблицы, которые возможно разместить на 1 листе помещаются в тексте, большие таблицы переносятся в приложение, чтобы не загромождать текст.

Таким образом, бизнес-план – типичный документ для компании, которая хочет занимать устойчивые позиции на рынке. Ответственный подход к составлению такого документа практически на 100 % гарантирует успех предприятия и получение инвестиций на его развитие.

Подробности самостоятельного написания бизнес плана представлен в следующем видеоролике:

 

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector