Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Чем товарный знак отличается от знака обслуживания

Товарный знак и знак обслуживания (ТЗ и ЗО) — это индивидуальное обозначение работ и услуг. Они позволяют выделить индивидуальные работы и услуги из общей массы.

Что такое ТЗ и ЗО

Законодательство регламентирует право на товарный знак и знак обслуживания в разделе 7 части 4 ГК РФ. Статья 1225 ГК РФ относит их к средствам индивидуализации юридического лица. На них распространяется исключительное право (ст. 1229 ГК РФ): юрлицо вправе распоряжаться им любым, не противоречащем закону, способом.

Закон закрепляет понятие товарного знака и знака обслуживания (ТЗ и ЗО) в ст. 1477 ГК РФ:

  • ТЗ — это обозначение товара (продукции);
  • ЗО — это обозначение работ и услуг.

В соответствии со ст. 1482, к ТЗ и ЗО относят:

  • словесные наименования;
  • изображения;
  • объемные изображения и пр.

Средства индивидуализации используют отдельно, комбинированно, в любом цвете и любом сочетании: виды товарного знака и знака обслуживания законом не ограничены. Правообладатель формирует средства индивидуализации по своему усмотрению.

Они соотносятся с иными средствами индивидуализации:

  1. В ТЗ и ЗО допустимо использовать фирменное наименование или его часть, коммерческое обозначение или его отдельные элементы.
  2. Если в результате использования ТЗ и ЗО происходит смешение средств индивидуализации, приоритетно то, которое зарегистрировано ранее (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1232 ГК РФ, государственная регистрация товарных знаков и знаков обслуживания закрепляет право на средства индивидуализации. Его вправе зарегистрировать организация или ИП. Физические лица возможности регистрации не имеют.

В соответствии со ст. 1480 ГК РФ, регистрация интеллектуальной собственности — полномочия Роспатента (п. 5.11.1 положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением правительства РФ от 21.03.2012 № 218). Порядок регистрации утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483.

Ведомство при получении заявления на регистрацию проводит экспертизу на уникальность предоставленного образца ТЗ и ЗО, и по результатам исследований выдает заявителю свидетельство. Оно удостоверяет приоритет зарегистрированного обозначения. Свидетельство выдают в электронном виде, при желании заявителя изготовят на бумаге.

свидетельство на знак обслуживания

В регистрации откажут, если (ст. 1483 ГК РФ):

  • подана заявка на неиндивидуальный объект;
  • использованы символы РФ;
  • объекты являются общепринятыми;
  • объекты противоречат законодательству или вводят потребителя в заблуждение.

Срок регистрации ТЗ и ЗО, в соответствии с п. 13 Административного регламента, — восемнадцать месяцев и две недели. При необходимости срок увеличат. Экспертизу проводят в течение месяца со дня поступления заявки на регистрацию, максимальный срок — 12 месяцев (п. 100 регламента). В случае положительного решения Роспатент регистрирует в течение месяца со дня уплаты госпошлины (п. 1 ст. 1503 ГК РФ).

Читайте также:   Какие документы понадобятся, чтобы открыть магазин

Получив свидетельство, правообладатель вправе использовать уникальное фирменное название продукции или работ:

  • на упаковке;
  • на сайте;
  • в рекламе и пр.

Индивидуальные обозначения выделяют продукт и работы из общей массы и вырабатывают у потребителя ассоциации с конкретным производителем (исполнителем). Регистрация закрепляет бренд производителя или исполнителя.

Использование объектов индивидуализации без разрешения правообладателя запрещено. Отсутствие прямого запрета правообладателя не считается разрешением (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Для уведомления об охране ТЗ и ЗО производитель (исполнитель) вправе использовать обозначение R в окружности (или без нее) или нанести уведомление об охране ТЗ и ЗО (ст. 1485 ГК РФ).

 оформление прав на товарный знак и знак обслуживания

Для разрешения на использование ТЗ и ЗО третьими лицами правообладатель вправе заключить лицензионный договор.

Чем отличаются ТЗ от ЗО

Вот чем товарный знак отличается от знака обслуживания: объектом маркировки. Для ТЗ — продукт, для ЗО — услуги и работы.

Это единственное различие средств индивидуализации, поскольку правовое регулирование и регистрация знака обслуживания и ТЗ идентичны.

Не путайте ТЗ и ЗО с торговой маркой.

Под торговой маркой понимают логотип для различения товаров промышленного или коммерческого предприятия (письмо Северо-Западного таможенного управления РФ от 03.11.2000 № 01-28-07/12862). Действующее законодательство не содержит правового регулирования относительно торговой марки, поэтому правомочие на нее регистрации не подлежит.

Примеры известных средств индивидуализации

Примеры ТЗ:

  • Веселый молочник (молоко);
  • Samsung (техника);
  • Pepsi (газировка);
  • Б.Ю. Александров (творожные сырки).

привести примеры 5 товарных знаков и знаков обслуживания

Примеры ЗО:

  • МТС (услуги связи);
  • s7 (авиауслуги);
  • РЖД (ж/д услуги);
  • DHL (услуги почты).

к товарным знакам и знакам обслуживания относят

Об авторе

Александра Челозерцева
Александра Челозерцева
В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector