Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Внедрение и функционирование системы управления охраной труда на предприятии

Система управления охраной труда (сокращённо СУОТ) представляет собой один из ключевых компонентов системы менеджмента на предприятии. Если не приводить в систему, тогда нельзя требовать, чтобы все работало без сбоев.

СУОТ

Что такое система управления охраной труда

СУОТ — это совокупность мероприятий, которые осуществляются с целью сохранения безопасных рабочих условий для сотрудников, а также уменьшения числа травм среди персонала.

СУОТ применяется для достижения следующих целей:

  • набор сотрудников, обладающих требуемыми навыками, наличие которых подтверждено соответствующими документами;
  • преподавание сотрудникам современных методов работы;
  • регулярное осуществление инструктажа кадров по дисциплине охрана труда;
  • популяризация охраны труда среди сотрудников компании;
  • достижение безопасной эксплуатации оборудования и его последующей утилизации, после того как оно отслужит срок;
  • поддержание условий санитарно-гигиенического характера на предприятии согласно стандартам и правилам;
  • сохранение наилучшего соотношения между временем, посвящённым труду и отдыху;
  • снабжение кадров индивидуальными средствами защиты.

Как она функционирует на предприятиях

управление ОТВсе сотрудники, которых нанимают в компанию, проходят начальный инструктаж, в ходе которого они осваивают правила и нормативы, призванные обеспечить безопасность в ходе их деятельности на предприятии. Установлено, что регулярность, с которой должен проводиться инструктаж, составляет раз в квартал или раз в полгода. Этот показатель зависит от того, какому риску подвергается определённый работник на определённом месте.

Если же на предприятии внедряется новое оборудование либо изменяются определённые нормативы, регулирующие его деятельность, то в подобном случае устраивается внеплановое обучение. Подобный инструктаж может быть организован как на самом предприятии, так и в специализированном образовательном центре. Организация данного мероприятия находится в сфере ответственности сотрудника, занимающегося ОТ в этой компании.

Ещё одно направление — это информационное обслуживание ОТ. Начало использования в компании новых методов в данной сфере предполагает донесение до всех работников информации о сути перемен. Персонал созывают на собрания, новости размещают на стендах в посещаемых точках. Также сотрудники проходят внеплановый инструктаж.

Особое внимание необходимо уделить информированию работников, которые работают на должностях, исполнение обязанностей на которых сопряжено с опасностью для здоровья или жизни. Их следует, безусловно, извещать о том, что они обладают правом на уменьшенное число рабочих часов, продление времени отдыха и материальное вознаграждение за труд в подобных условиях. Возможен выпуск периодических изданий, в которых будет публиковаться информация о новациях в сфере охраны труда.

Помимо этого, требуется наладить документооборот. Необходимо регулярно выпускать локальные правовые акты, в которых будет формулироваться линия компании в сфере СУОТ. Корректность оформления подобных документов даёт возможность спланировать производственные процессы таким образом, чтобы они были совершенно безопасными для сотрудников. Также точные формулировки дадут возможность надлежащим образом организовать производственные процессы.

Правовое регулирование: типовое положение

правовое регулированиеТиповое положение о СОУТ было утверждено приказом Минтруда. Этот документ по своей сути представляет образец, который предприятия могут использовать в качестве основы, разрабатывая аналогичный документ для собственных нужд.

В этом документе указывается, что в положение о СУОТ, разрабатываемое конкретным предприятием, следует включать определённый набор разделов, в частности:

  • политика работодателя в области СУОТ;
  • задачи работодателя в области СУОТ;
  • непосредственная реализация действий, направленных на функционирование СУОТ, в том числе делегирование отдельных обязанностей в данной сфере различным специалистам по ОТ;
  • процедуры, нацеленные на реализацию задач предприятия в этой области, в том числе:
    • подготовка сотрудников компании по дисциплине охрана труда;
    • организация процедуры оценки уровня ОТ в компании и непосредственное проведение этой процедуры;
    • менеджмент профессиональных рисков;
    • мониторинг состояния здоровья сотрудников предприятия;
    • извещение сотрудников о параметрах, которые характеризуют условия труда на их рабочих местах, в том числе о показателях риска и о компенсациях, которые причитаются сотрудникам, а также о полагающихся им гарантиях;
    • обеспечение наилучших условий труда сотрудников;
    • снабжение кадров средством индивидуальной защиты;
    • снабжение кадров молоком и иными видами полезного питания.
  • планирование действий, направленных на проведение вышеописанных процедур;
  • надзор за работой СУОТ и контроль осуществления процедур;
  • внедрение усовершенствований в СУОТ;
  • действия при несчастных случаях, авариях и расстройствах здоровья, имеющих профессиональный характер.
  • документооборот в области СУОТ.

Таким образом, в этом документе должен быть сформулирован полный комплекс положений, нацеленных на регламентацию СУОТ на предприятии.

Также в типовом положении о СУОТ содержится изложение процедур, с помощью которых работодатель добивается собственных целей в сфере ОТ.

В частности, работодатель:

  • устанавливает требования к объёму знаний, которым должны располагать работники, порядку проверки этих знаний и освоению новых компетенций;
  • определяет список специальностей сотрудников, которым необходимо пройти инструктаж по охране труда с уточнением по поводу её длительности для всех должностей;
  • устанавливает список должностей, для которых установлено, что замещающие их сотрудники обязаны пройти инструктаж по ОТ в образовательных организациях (а не на предприятии);
  • указывает список должностей, для которых установлено, что замещающие их сотрудники могут пройти подготовку на самом предприятии;
  • перечисляет сотрудников, которым вовсе не требуется такая подготовка в обязательном порядке;
  • определяет, какие работники в тех или иных структурных подразделениях предприятия обязаны выполнять инструктаж сотрудников по ОТ;
  • устанавливает, какие темы включаются в программу подготовки по ОТ с учётом профиля предприятия и характера производственных процессов;
  • назначает состав комиссии, которая производит проверку знаний персонала по ОТ на предприятии;
  • составляет регламент, которым описывается порядок работы данной структуры;
  • утверждает список вопросов, которые входят в экзаменационную программу для проверки по дисциплине;
  • определяет порядок обучения мерам доврачебной помощи лицам, которые пострадали вследствие несчастных случаев на производстве и аварий;
  • определяет, как проводится инструктаж по ОТ;
  • определяет, как проводится подготовка по ОТ со стажировкой на рабочем месте.
Читайте также:   Уполномоченный (доверенный) по охране труда на предприятии

[docs]

Управление профессиональными рисками

управление рискамиУправление профессиональными рисками в системе охраны труда, как и иные функции, включённые в ОТ, имеет конечной задачей сбережение здоровья сотрудников и обеспечение их безопасности во время рабочего процесса.

Данный компонент ОТ нацелен на разработку и последующее осуществление мероприятий профилактического характера, направленных на достижение наименьшего возможного уровня риска. Вследствие этого, как предполагается, снижается частота травм и заболеваний профессионального характера.

Управление рисками включает следующие этапы: выявление факторов риска, последующая оценка степени их опасности и уменьшение величины этой угрозы. В ходе этой деятельности специалистам, занятым управлением риском, приходится отвечать на вопросы:

  1. Какие опасные ситуации могут сложиться в дальнейшем?
  2. Какие результаты они могут повлечь?
  3. Каков шанс, что те или иные ситуации действительно будут иметь место?
  4. Какие существуют способы, чтобы уменьшить как ущерб, который повлекут данные события, так и вероятность, что они всё-таки произойдут, а в идеале — и вовсе её устранить.

Действия по снижению риска могут, в частности, включать:

  • его ограничение путём применения организационных мер либо средств коллективной защиты;
  • снижение опасности посредством создания производственных систем с повышенным уровнем безопасности, которые предусматривают минимизацию времени, которое сотрудник проводит под воздействием производственными факторами, имеющими вредоносный или опасный характер;
  • предоставление сотрудникам на безвозмездной основе устройств индивидуальной защиты, если определено, что средства коллективной защиты не способны обеспечить  минимизацию риска, обслуживание этих средств защиты.

Многочисленные рекомендации, относящиеся к сфере управления рисками в области ОТ, устанавливаются законодательными актами, которым принимаются многочисленными российскими ведомствами

Кто отвечает за ОТ: основные обязанности

В целях осуществления охраны труда (ОТ) на предприятиях, численность персонала на которых превышает 50 человек, вводится должность штатного сотрудника, занимающегося ОТ. Если количество работников в компании менее этой пороговой величины, то допускается самостоятельно решать, требуется ли ей подобный сотрудник. Этот специалист действует на основе инструкции, которая утверждается приказом руководства или иных приказов.

В то же время указывается, что свой вклад в функционирование СУОТ наряду с сотрудниками, для которых это является основной функцией, вносит и весь прочий персонал. Существенную роль в данной сфере играют работодатель, иначе говоря, руководящие работники. В частности, они должны:

  • обеспечить выполнение требований по ОТ в отношении подчинённых;
  • следить за соблюдением нормативов по длительности рабочего дня и времени отдыха;
  • заниматься страхованием сотрудников от заболеваний профессионального характера и производственных аварий;
  • обеспечивать ресурсами мероприятия по ОТ;
  • гарантировать эксплуатацию исключительно безопасным образом оборудования и сооружений, находящихся в распоряжении предприятия;
  • создать СУОТ и поддерживать её последующее функционирование;
  • распределить обязанности в сфере ОТ между иными сотрудниками, которые выполняют те или иные функции в данной области.

Кроме этого, работодатель берёт на себя координацию реализации множества других функции, входящих в ОТ.

Также на своих участках несут ответственность руководители структурных подразделений на предприятии (в том числе производственных цехов) и руководители производственных участков (а именно мастера и бригадиры).

Наконец, на своём месте за соблюдение норм ОТ несут ответственность и сотрудники предприятий. Также устанавливается, что управление охраной труда производится при участии персонала компании. Работники могут заниматься этим как лично, так и через собственных представителей. В частности, при наличии комиссии или комитета по охране труда на предприятии, данные представители могут входить в этот орган.

Обязанности различных лиц из вышеназванных в областей ОТ прописываются в положении о СУОТ либо же в иных нормативных актах, которые принимаются с его учётом.

Таким образом, охрана труда в профессиональном смысле осуществляется специалистами по ОТ под непосредственным руководством работодателя. Эти сотрудники реализуют обширный перечень мероприятий, рассчитанных на подготовку сотрудников к работе на производстве, а также на снижение рисков аварий и несчастных случаев.

Помимо этого, так или иначе, охраной труда занимаются руководители цехов и бригад в рамках своих коллективов. Наконец, обязанности в этом отношении существуют и у рядовых сотрудников в рамках своих рабочих мест.
Вашему вниманию дополнительная информация о том, как функционирует СОУТ.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector