Содержание статьи
Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:
- для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
- в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
- структура профстандарта и ключевые моменты;
- как правильно применять профстандарт;
- обязательно ли применять его.
Для чего нужен профстандарт
Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности. Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии. Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места, повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.
Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации, например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.
Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.
Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:
- установке уровня заработка сотрудников;
- разработке внутренних должностных инструкций;
- формирование политики предприятия при подборе персонала;
- определение функций персонала;
- составление трудовых договоров;
- определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.
В каких случаях применяется стандарт для водителя
Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату. Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия. Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.
Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.
Погрузчик
Для водителей погрузчика информация о должностных функциях прописана в профстандарте «Логист автомобилестроения». К основным относят:
- перемещение ТМЦ в сохранном виде;
- учет ТМЦ;
- выполнение заказа по ТМЦ, отчет о проделанной работе по перемещению и сохранению;
- составление плана и контроль на всех этапах по доставке и перемещению;
- организация поставок после проделанного анализа;
- оптимизация рабочих процессов;
- обеспечение работу предприятия в области логистики.
Грузовой и легковой автомобили
Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:
- знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
- знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
- соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
- соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.
Легковой автомобиль – ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.
Для водителей категории «В» и «ВЕ» необходимо в своей деятельности знать:
- правила страхования ТС;
- правила поведения на дороге;
- ответственность за нарушения;
- как исправить повреждения или как определить неисправность;
- как управлять ТС в различных погодных условиях;
- обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
- телефоны аварийных служб.
Автобус
Для водителей автобуса используют профстандарт «Водитель автомобиля». Обязательно использовать стандарт в случае предоставления льгот и компенсаций на предприятии. К основным навыкам необходимо отнести:
- умение управлять ТС в любых обстоятельствах, знать технические характеристики;
- знать, как устранить небольшие поломки;
- уметь заполнять транспорт техническими жидкостями и топливом;
- знать правила организации перевозки пассажиров, их посадки и высадки;
- следование маршруту;
- соблюдение всех мер безопасности;
- отчет о проделанной работе – сдача ТС в благополучном состоянии, заполнение сопутствующей документации.
Структура и ключевые моменты
Профстандарт водителя пока не разработан, но есть его проект, который состоит из следующих частей:
- общие требования;
- специальные требования;
- дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
- требования по прохождению экзамена.
В общих требованиях предъявлены следующие критерии:
Обязанности:
- каждый водитель должен управлять ТС соответствующей категорией в различных дорожных ситуациях, обязан своевременно отдыхать;
- проводить ежедневно осмотр и обслуживания транспорта, должен уметь устранять незначительные поломки и повреждения;
- осуществлять своевременную заправку транспорта нужным топливом.
Навыки и умения:
- ориентировка на дорогах, умение распланировать маршрут, знание ПДД и дорожных знаков;
- умение «читать» дорожный атлас и использовать современные инструменты навигации;
- умение «подстроиться» на дорогах, управлять ТС в общем потоке;
- умение управлять хорошо транспортом в любое время и в любую погоду;
- умение соблюдать скорость и дистанцию;
- совершать простые маневры, помогающие избежать аварии;
- не создавать помех во время маневров, а также своевременно информировать других участников движения о своих действиях;
- понимать технические характеристики авто по электронному табло транспорта;
- подстраивать сидение и зеркала под свой рост;
- запускать работу транспорта, не зависимо от погодных условий;
- обладать навыками управления, а именно трогаться с места, на горке, устанавливать необходимую скорость, применять тормозную систему, уметь ездить на задней передаче;
- умение совершать разворот и парковку транспорта;
- знать методику оказания первой помощи при ДТП;
- регулировка температуры в салоне;
- контроль состояния ТС;
- реагировать в различных ситуаций в соответствие с техническими характеристиками авто – регулировать скорость, торможение, знать правила управления во время заноса.
Знания:
- умение перевозить пассажиров, действовать с высокой эффективностью – оптимальная подборка скоростного режима и незначительный расход топлива;
- знать ответственность за несоблюдение правил движения;
- соблюдать следующие факторы, которые оказывают влияние на надежность – состояние самочувствия, уровень квалификации, личностные характеристики, иметь представление о последствиях после приема лекарств;
- знать основы управления;
- соблюдать безопасность при управлении;
- правила поведения и оказания помощи пострадавшим при ДТП.
В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.
Дополнительные требования в документе разбиты на следующие категории:
- требования к водителям перевозящие пассажиров;
- к водителям перевозящие грузы.
К профессиональным обязанностям первой категории относят:
- составление путевой документации;
- организация посадки;
- следование нормам безопасности при организации перевозок пассажиров;
- осуществление перевозки в соответствие с установленной документацией;
- предоставление документации по завершению работы.
К обязанностям водителя, которые перевозят грузы, относят:
- получение и должное оформление путевой документации;
- прием груза, необходимо позаботиться о сохранности принимаемых объектов, их крепежа;
- соблюдение всех мер для обеспечения безопасной перевозки;
- оформление транспортных документов;
- следование маршруту согласно документации;
- доставка груза до места прибытия, сдача;
- предоставление отчета о проделанной работе.
В информации о сдаче экзамена в профстандарте говорится, что разработанный маршрут по итогам прохождения должен обеспечить проверку способностей кандидата. Главные требования – безопасность, соблюдение скоростного режима и затрат топлива. Для разных категорий автомобилей установлены временные ограничения на прохождение экзамена.
[docs]
Как правильно внедрять
Применения профстандарта для водителей подразумевает собой ряд следующих мероприятий:
- На предприятии перепроверить локальную документацию, включающую должностную инструкцию, штатное расписание. В случае выявления несоответствий со стандартом откорректировать кадровые документы.
- Проверить уровень соответствия работников квалификации, установленной в стандарте. В случае несоответствия сотрудника необходимым требованиям с таким работником могут разорвать трудовые отношения, или предложить повысить свои знания, пройдя дополнительное обучение.
- Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации. По результатам будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве с кандидатом.
Можно ли обойтись без него?
Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей.
Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.
Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию