Содержание статьи
Приказ №126н от 4 апреля 2018 года регулирует условия осуществления государственных закупок в соответствии с ФЗ №44. Его применение выступает в качестве одного из условий применения национального режима, согласно ст. 14. Однако использовать данное распоряжение Минфина нужно не в каждом тендере.
Суть этой законодательной нормы заключается в следующем: участники, предложившие товарные позиции исключительно из ЕАЭС, соответствующие базовым законодательным требованиям, могут рассчитывать на преимущество – стоимость в 15% в сравнении с продукцией иностранного производства. Речь идет строго о конкурентных государственных закупках, включая электронный формат.
Механизм действия данного регламента прост. В нем устанавливаются нормы допуска товара, произведенного за рубежом, в соответствии с Перечнем. Условия допуска начинают действовать в ситуации, когда в закупке принимает участие хотя бы один поставщик с товарной позицией из ЕАЭС:
- заявка, предложившая товар, произведенный в ЕАЭС (на принятие участия в конкурсе, запросе котировок), подразумевает оценку с использованием коэффициента в 15%, заключение контракта осуществляется по стоимости, предложенной в заявке;
- в случае проведения аукционного мероприятия победитель, в перечне которого присутствовал хотя бы один товар зарубежного производства, используется понижающий коэффициент в 15%, то есть цена уменьшается на эту величину.
Суть этого приказа состоит в том, чтобы сделать процедуру поставки зарубежной продукции наименее «удобной» для поставщика. Особенно сильно это неудобство проявляется в случае заключения контракта по цене, «невыгодной» для поставщика. Если товарные позиции из ЕАЭС содержатся во всех заявках, приказ не используется, и схема закупки является классической.
Что изменилось по сравнению с приказом №155
Приказ Минэкономразвития №155 от 25 марта 2014 года регулирует ключевые условия допуска товарных позиций из-за рубежа. Впоследствии его заменил приказ №126н, который вступил в силу тогда, когда данный документ утратил силу (с 5 ноября 2018 года). С этой даты заказчики должны будут осуществлять закупки по новым правилам. А сделки, отображенные в ЕИС до 05.11.2018 г., будут осуществляться по прежнему приказу.
Государственные компетентные органы рекомендуют некоторым заказчикам действовать как можно быстрее. В противном случае придется изменять планы графиков. Для этого в столбце 27 потребуется менять число 155 на 126н.
В п. 3 приказа №126н также появились изменения. Согласно им, товары, которые указаны и не указаны в приложении, не могут являться предметами, относящимися к одному контракту. Приказ №155 в подобных ситуациях просто-напросто не действовал. Это значит, что, возможно, потребуется внесение изменений в ассортимент приобретаемой продукции.
Наряду с этим приказ №126н в отличие от приказа №155 не предполагает возможность обеспечения сторонам сделки преференций, даже если они предоставили заявки смешанного типа.
[docs]
Как применять понижающий коэффициент
Приказ №126н не содержит оснований для отказа от использования понижающего коэффициента, как это было в п. 8 приказа №155:
- в рамках конкурса или аукциона осуществляется поставка товаров, часть которых относится к перечню, содержащемуся в п. 1 данного приказа;
- в рамках аукционного мероприятия производится поставка позиций, отображенных в п. 1 настоящего регламента, и победитель предлагает продукцию из ЕАЭС, суммарная стоимость которой составляет более 50% общей цены.
В приказе №126н уточняется порядок, в котором поставщикам из России и ЕАЭС предоставляются преференции, так называемый «понижающий коэффициент». В ходе организации торгов он используется в том же порядке: цена снижается на 15%. Итоги подводятся в обоих приказах аналогично: в процессе ознакомления с критериями стоимость контракта снижается на 15%. То есть если участником было предложено 500 рублей, предложение подлежит оценке в 425 рублей. Чтобы рассчитывать на такую преференцию, нужно совершать сделку с полностью евразийским товаром.
Когда приказ не применяется
Есть ряд ситуаций, в которых нормы данного документа не применяются. Они представлены всего в трех пунктах:
- закупка признана несостоявшейся;
- окончательные заявки всех участников подразумевают приложения, связанные с поставкой товарных позиций, вышедших исключительно из стран-членов ЕАЭС;
- предполагается организация поставки товаров из иностранных государств, которые не относятся к ЕАЭС.
Нужно ли декларировать страну происхождения товара
В процессе оформления сделки важно задекларировать страну, в которой произошел товар. Под ней принято понимать государство, где позиция была произведена и переработана, согласно установленным критериям. Подтвердить ее можно с помощью сертификата СТ-1 или декларации. Во втором случае речь идет о заявлении, составленном изготовителем, продавцом или другим лицом, отправляющим его из этой державы. Документ включает в себя информацию, на основании которой можно определить адрес производства товарной позиции.
В процессе оформления документа во внимание принимаются следующие атрибуты:
- шапка с наименованием бумаги;
- текст о целях составления и основных условиях допуска товаров;
- табличная сводка с тремя столбцами – порядковый номер, название товара и страны, в которой он произошел;
- данные о сторонах – ФИО, подписи, печати.
Таким образом, Постановление №102 и Приказ №126н – основные документы, регулирующие оборот товаров зарубежного производства. Они помогают грамотно оформлять сделки и избегать начисления штрафных санкций.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.04.08АктивыКоэффициент быстрой (срочной, строгой, промежуточной) ликвидности – значение и расчет
- 2020.04.08АктивыЧто показывает фондовооруженность труда, формула расчета и оценка
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоемкость, как посчитать показатель – формула расчета
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоотдача, как посчитать показатель