Содержание статьи
Принцип поддержания свободной конкуренции действует и в отношении контрактной системы. Каждый участник тендера должен честно соперничать с другими претендентами за интересующий его контракт, не ограничивая конкуренцию.
Правовое регулирование
Проблема сужения состязательной среды между претендентами, участвующими в тендерах, пока недостаточно регулируется одним лишь ФЗ N 44. Положения по данному вопросу и принципы соблюдения открытого соперничества между участниками закреплены в ст. 8 ФЗ N 44.
Само же понятие «ограничение конкуренции» указано в ФЗ N 135, но оно не раскрывает значение того же термина по отношению к тендерам. Ограничением конкуренции в ходе закупочной процедуры понимаются такие действия, из-за которых влияние одной или нескольких соперничающих сторон ограничивается. Они могут совершаться как заказчиком и/или участниками тендера.
Признаки ограничения конкуренции
ФЗ N 44 не в полной мере отражает характерные черты действий, направленных на ущемление конкуренции. Однако пояснения содержатся п . 17 ст. 4 ФЗ N 135.
Среди признаков выделяют:
- отказ участника закупок от самостоятельного участия, попытка подключить другую сторону к принятию решения;
- ограничение, не позволяющее участникам претенденту соблюдать закупочные требования;
- установление заказчиком условий, являющихся невыполнимыми;
- заключение договорённостей любыми сторонами торгов, которые создают преимущества для конкретного претендента;
- незаконное отклонение заявок со стороны заказчика;
- нарушение регламента, который был принят для определения победителя;
- составление закупочной документации под определённого исполнителя;
- согласованные действия 2 и более субъектов, участвующих в торгах;
- попытки воздействия на ход и результаты закупок;
- включение в один тендер товаров/работ/услуг, никак не связанных друг с другом;
- участие в закупках лиц, работающих в интересах заказчика, или любых субъектов, которые имеют с ним конфликт интересов.
Законопослушный заказчик должен хранить коммерческую информацию, соблюдать заранее прописанный ход закупок и регламент отбора победителя, не оказывать воздействие на претендентов и не являться участником сговора.
Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
В ч.2 ст. 8 ФЗ N 44 закреплено, что состязательный процесс в закупочной сфере должен поддерживаться путём соблюдения добросовестного и свободного ценового и не ценового соперничества между претендентами. Заказчику же запрещается необоснованно ограничивать число участников, предоставляя потенциальным поставщикам/исполнителям неравные условия для участия в тендере.
В ФЗ N 44 присутствуют положения и правила, которые должны помочь избежать ограничения участия в закупках для определённых компаний. Именно для этого, согласно ч.1 ст. 24 ФЗ N 44, заказчик в ходе рассмотрения заявок должен применять конкурентные способы для определения победителя.
Есть и требования, касающиеся самого предмета тендера, которые помогают побороть ограничение конкуренции. В ст. 33 ФЗ N 44 оговорены правила, на которые должен ориентироваться при составлении описания предмета поставки, необходимой услуги или требуемых работ.
Выделены следующие правила:
- предмет не должен содержать такие характеристики, которые ограничивают число участников (согл. п.1 ч.1);
- описывая объект закупки, нельзя указывать определённых производителей (ч. 3), либо же указание производителя без шанса поставки аналогичного товара;
- нельзя ограничивать круг потенциальных исполнителей, используя такие параметры как репутация, производственные мощности, трудовые или финансовые ресурсы.
Запрещены любые действия, которые ограничивают конкуренцию согл. ч. 1 ст. 17 ФЗ N 135. Нельзя совершать и такие деяния, которые уменьшают число претендентов, но не указаны в п. 17 того же Закона.
Ориентируясь на указанные требования, заказчику нужно принять меры, которые бы обеспечили добросовестное соперничество всех претендентов.
Для этого он должен:
- прописывать обоснованные и объективные требования к объекту торгов, соответствующие его потребностям;
- обозначить, что поставщики вправе предлагать товары от разных производителей;
- внести в итоговый протокол пометку о том, что в торгах участвовали разные поставщики.
Антимонопольная служба в ходе проверки смотрит, имеет ли место принцип эквивалентности товаров от разных производителей, что подтверждает отсутствие ограничения в состязательных процедурах. Свидетельствуют об этом и любые бумаги, полученные разными претендентами (или поступившие самому заказчику). Например, запрос на разъяснение закупочной документации, котировок.
Ответственность за ограничение конкуренции: уголовная и административная по 44-ФЗ и 223-ФЗ
ФЗ N 44 не закрепил возможные последствия и наказания для тех, кто попытался ущемить конкурентную среду в ходе торгов. Но в нём есть отсылки к другим нормам КоАП и УК РФ, которые обозначают административную и уголовную ответственность для нарушителей.
Должностным лицам, представляющим заказчика, за нарушение закона грозит (согл. ч. 1 ст. 14.9 КоАП) штраф на сумму 15 000 – 50 000 рублей. При повторном проступке применяется дисквалификация лица на срок до 3 лет (уст. в ч.2).
Ответственность для тех, кто заключил соглашение или картельный сговор, отражена в ст. 14.32 КоАП. За подобные действия на участников тендера наказывают штрафом в размере от 100 000 рублей или 50% от НМЦК.
Уголовное наказание применяется гораздо реже, и грозит лишь тем, кто нанёс ущерб государству на сумму свыше 10 млн рублей.
В таком случае применяются нормы, выделенные в ст. 178 УК, среди которых:
- применение штрафных санкций величиной до 500 000 рублей;
- принудительные работы для нарушителя сроком до 3 лет с дисквалификацией лица на период до 1 года;
- лишение свободы до 3 лет с запретом на занятие аналогичной деятельностью до 1 года.
Как и куда можно пожаловаться
Жалобы на любые попытки ущемления конкуренции в тендере принимают местные отделения ФАС. При подаче обращения пострадавший или гражданин, установивший нарушение, обязан соблюсти определённые сроки.
Если один из участников выявил нарушение в ходе тендерной процедуры, то ему надлежит обращаться в ФАС до подписания контракта с победителем. Если были нарушена правила касательно закупочной документации, жалобу можно подать вплоть до конца приёма заявок.
Обращения принимаются в местных отделениях Антимонопольной службы, а также на сайте ведомства.
В жалобе, подаваемой в ФАС в электронном или бумажном виде, необходимо указать следующие сведения:
- данные заявителя и заказчика (юр.адрес, контакты, наименование фирмы);
- информация о тендере (номер в ЕИС, закреплённый за закупкой);
- ссылки на положения законодательства, которые были нарушены;
- перечень бумаг, подтверждающих правоту обратившегося и вину заказчика.
Заявитель обязательно подписывает жалобу, указывает свои ФИО, поскольку анонимные обращения игнорируются. Даже те анонимные обращения, которые действительно касаются реальных нарушений, могут быть отклонены.
ФАС даётся 2 дня на регистрацию поступившей жалобы. Антимонопольная служба вправе сразу отклонить её, если при её подаче заявителем были нарушены какие-либо требования.
После постановки прошения на учёт ФАС должна проверить все доказательств в течение 5 дней, после чего вынести решение. Если вина будет подтверждена, на имя нарушителя будет выписано обязательное предписание об устранении нарушений.
Примеры нарушений
В качестве действий, которые могут приводить к ущемлению свободной конкуренции, понимаются:
- согласованное взаимодействие заказчика и поставщика (исполнителя);
- заключение антиконкурентных соглашений, поражающих в правах других участников рынка;
- изменение ранее установленной цены на продукцию без объективных на то причин;
- манипулирование важной информации, касающейся условий и процесса проведения торгов;
- картельные сговоры и иные тайные соглашения субъектов, мешающие реализации принципов свободного конкурирования.
Главным признаком такого деяния является именно договорённость сторон, их согласованное и целенаправленное влияние на результаты закупки.
Итак, под ограничением конкуренции в ходе закупок понимаются любые действия, которые понижают в правах участников процесса, либо же необоснованно ограничивают их численность, влияя на результат закупки. Заказчику и участникам торгов необходимо ориентироваться на положения ФЗ N 135 и ФЗ N 44, чтобы не нарушить законодательство.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.04.08АктивыКоэффициент быстрой (срочной, строгой, промежуточной) ликвидности – значение и расчет
- 2020.04.08АктивыЧто показывает фондовооруженность труда, формула расчета и оценка
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоемкость, как посчитать показатель – формула расчета
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоотдача, как посчитать показатель