Ограничение конкуренции по 44-ФЗ — чем грозит нарушение?

Принцип поддержания свободной конкуренции действует и в отношении контрактной системы. Каждый участник тендера должен честно соперничать с другими претендентами за интересующий его контракт, не ограничивая конкуренцию.

Правовое регулирование

Проблема сужения состязательной среды между претендентами, участвующими в тендерах, пока недостаточно регулируется одним лишь ФЗ N 44. Положения по данному вопросу и принципы соблюдения открытого соперничества между участниками закреплены в ст. 8 ФЗ N 44.

Само же понятие «ограничение конкуренции» указано в ФЗ N 135, но оно не раскрывает значение того же термина по отношению к тендерам. Ограничением конкуренции в ходе закупочной процедуры понимаются такие действия, из-за которых влияние одной или нескольких соперничающих сторон ограничивается. Они могут совершаться как заказчиком и/или участниками тендера.

Признаки ограничения конкуренции

ФЗ N 44 не в полной мере отражает характерные черты действий, направленных на ущемление конкуренции. Однако пояснения содержатся п . 17 ст. 4 ФЗ N 135.

Среди признаков выделяют:

  • отказ участника закупок от самостоятельного участия, попытка подключить другую сторону к принятию решения;
  • ограничение, не позволяющее участникам претенденту соблюдать закупочные требования;
  • установление заказчиком условий, являющихся невыполнимыми;
  • заключение договорённостей любыми сторонами торгов, которые создают преимущества для конкретного претендента;
  • незаконное отклонение заявок со стороны заказчика;
  • нарушение регламента, который был принят для определения победителя;
  • составление закупочной документации под определённого исполнителя;
  • согласованные действия 2 и более субъектов, участвующих в торгах;
  • попытки воздействия на ход и результаты закупок;
  • включение в один тендер товаров/работ/услуг, никак не связанных друг с другом;
  • участие в закупках лиц, работающих в интересах заказчика, или любых субъектов, которые имеют с ним конфликт интересов.

ограничение конкуренции

Законопослушный заказчик должен хранить коммерческую информацию, соблюдать заранее прописанный ход закупок и регламент отбора победителя, не оказывать воздействие на претендентов и не являться участником сговора.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ч.2 ст. 8 ФЗ N 44 закреплено, что состязательный процесс в закупочной сфере должен поддерживаться путём соблюдения добросовестного и свободного ценового и не ценового соперничества между претендентами. Заказчику же запрещается необоснованно ограничивать число участников, предоставляя потенциальным поставщикам/исполнителям неравные условия для участия в тендере.

В ФЗ N 44 присутствуют положения и правила, которые должны помочь избежать ограничения участия в закупках для определённых компаний. Именно для этого, согласно ч.1 ст. 24 ФЗ N 44, заказчик в ходе рассмотрения заявок должен применять конкурентные способы для определения победителя.

Есть и требования, касающиеся самого предмета тендера, которые помогают побороть ограничение конкуренции. В ст. 33 ФЗ N 44 оговорены правила, на которые должен ориентироваться при составлении описания предмета поставки, необходимой услуги или требуемых работ.

Выделены следующие правила:

  • предмет не должен содержать такие характеристики, которые ограничивают число участников (согл. п.1 ч.1);
  • описывая объект закупки, нельзя указывать определённых производителей (ч. 3), либо же указание производителя без шанса поставки аналогичного товара;
  • нельзя ограничивать круг потенциальных исполнителей, используя такие параметры как репутация, производственные мощности, трудовые или финансовые ресурсы.

Запрещены любые действия, которые ограничивают конкуренцию согл. ч. 1 ст. 17 ФЗ N 135. Нельзя совершать и такие деяния, которые уменьшают число претендентов, но не указаны в п. 17 того же Закона.

Ориентируясь на указанные требования, заказчику нужно принять меры, которые бы обеспечили добросовестное соперничество всех претендентов.

Для этого он должен:

  • прописывать обоснованные и объективные требования к объекту торгов, соответствующие его потребностям;
  • обозначить, что поставщики вправе предлагать товары от разных производителей;
  • внести в итоговый протокол пометку о том, что в торгах участвовали разные поставщики.

Антимонопольная служба в ходе проверки смотрит, имеет ли место принцип эквивалентности товаров от разных производителей, что подтверждает отсутствие ограничения в состязательных процедурах. Свидетельствуют об этом и любые бумаги, полученные разными претендентами (или поступившие самому заказчику). Например, запрос на разъяснение закупочной документации, котировок.

Важно! Если после окончания проверки выяснится, что имеет место ущемление конкурентной среды или же изменение правил участия, тогда проведённые закупки и уже подписанный контракт аннулируют.

Ответственность за ограничение конкуренции: уголовная и административная по 44-ФЗ и 223-ФЗ

ФЗ N 44 не закрепил возможные последствия и наказания для тех, кто попытался ущемить конкурентную среду в ходе торгов. Но в нём есть отсылки к другим нормам КоАП и УК РФ, которые обозначают административную и уголовную ответственность для нарушителей.

Должностным лицам, представляющим заказчика, за нарушение закона грозит (согл. ч. 1 ст. 14.9 КоАП) штраф на сумму 15 000 – 50 000 рублей. При повторном проступке применяется дисквалификация лица на срок до 3 лет (уст. в ч.2).

Ответственность для тех, кто заключил соглашение или картельный сговор, отражена в ст. 14.32 КоАП. За подобные действия на участников тендера наказывают штрафом  в размере от 100 000 рублей или 50% от НМЦК.

Уголовное наказание применяется гораздо реже, и грозит лишь тем, кто нанёс ущерб государству на сумму свыше 10 млн рублей.

В таком случае применяются нормы, выделенные в ст. 178 УК, среди которых:

  • применение штрафных санкций величиной до 500 000 рублей;
  • принудительные работы для нарушителя сроком до 3 лет с дисквалификацией лица на период до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с запретом на занятие аналогичной деятельностью до 1 года.

За ущерб государству в особо крупном размере (больше 30 млн рублей) нарушитель рискует отправиться в тюрьму уже на срок до 6 лет. На должностных лиц могут наложить дополнительное наказание в виде штрафа в 1 000 000 рублей.

Как и куда можно пожаловаться

Жалобы на любые попытки ущемления конкуренции в тендере принимают местные отделения ФАС. При подаче обращения пострадавший или гражданин, установивший нарушение, обязан соблюсти определённые сроки.

Если один из участников выявил нарушение в ходе тендерной процедуры, то ему надлежит обращаться в ФАС до подписания контракта с победителем. Если были нарушена правила касательно закупочной документации, жалобу можно подать вплоть до конца приёма заявок.

Важно! Если нарушение было установлено после подписания контракта с выигравшим участником (даже если сам он не приложил руку к ограничению состязательного процесса), на недобросовестного заказчика следует подать иск в судебные инстанции.

Обращения принимаются в местных отделениях Антимонопольной службы, а также на сайте ведомства.

В жалобе, подаваемой в ФАС в электронном или бумажном виде, необходимо указать следующие сведения:

  • данные заявителя и заказчика (юр.адрес, контакты, наименование фирмы);
  • информация о тендере (номер в ЕИС, закреплённый за закупкой);
  • ссылки на положения законодательства, которые были нарушены;
  • перечень бумаг, подтверждающих правоту обратившегося и вину заказчика.

Заявитель обязательно подписывает жалобу, указывает свои ФИО, поскольку анонимные обращения игнорируются. Даже те анонимные обращения, которые действительно касаются реальных нарушений, могут быть отклонены.

ФАС даётся 2 дня на регистрацию поступившей жалобы. Антимонопольная служба вправе сразу отклонить её, если при её подаче заявителем были нарушены какие-либо требования.

После постановки прошения на учёт ФАС должна проверить все доказательств в течение 5 дней, после чего вынести решение. Если вина будет подтверждена, на имя нарушителя будет выписано обязательное предписание об устранении нарушений.

Примеры нарушений

В качестве действий, которые могут приводить к ущемлению свободной конкуренции, понимаются:

  • согласованное взаимодействие заказчика и поставщика (исполнителя);
  • заключение антиконкурентных соглашений, поражающих в правах других участников рынка;
  • изменение ранее установленной цены на продукцию без объективных на то причин;
  • манипулирование важной информации, касающейся условий и процесса проведения торгов;
  • картельные сговоры и иные тайные соглашения субъектов, мешающие реализации принципов свободного конкурирования.

Главным признаком такого деяния является именно договорённость сторон, их согласованное и целенаправленное влияние на результаты закупки.

Итак, под ограничением конкуренции в ходе закупок понимаются любые действия, которые понижают в правах участников процесса, либо же необоснованно ограничивают их численность, влияя на результат закупки. Заказчику и участникам торгов необходимо ориентироваться на положения ФЗ N 135 и ФЗ N 44, чтобы не нарушить законодательство.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных

Adblock
detector