Содержание статьи
Наличие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ обеспечивает участникам рынка присутствие непредвзятого регулятора вопросов, связанных с прозрачностью проведения аукционов по государственным закупкам.
Существование данного ведомства дает возможность при нечестном проведении торгов обращаться туда с жалобой, которая в дальнейшем будет размещена в открытом реестре.
Общая информация
Создание подобного инструмента призвано решать вопросы по проведению конкурсов.
При этом перед антимонопольным комитетом поставлены следующие цели:
- обеспечение свободного перемещения товаров в экономическом пространстве и его информационной чистоты в целом;
- защита здоровой конкуренции;
- создание прозрачных условий для деятельности участников рынка.
Также он используется для размещения сообщений о проведенных проверках и их результатах согласно полученной жалобе.
Причины обращения в инстанцию
Регулирование процесса ведения реестра жалоб осуществляется уполномоченным органом, в роли которого выступает ФАС РФ, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Основным документом при этом выступает Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний».
Вышеупомянутый нормативно-правовой акт состоит из статей, регулирующих порядок проведения аукционов, чистоту сделок и особенности пользования реестром жалоб. Таким образом, он полностью предназначен для обеспечения чистоты совершения торгов.
Данным законом регулируются такие моменты, как:
- вариант размещения заказов на портале;
- соблюдение требований относительно качества товаров и услуг;
- правила планирования закупок;
- банковское сопровождение заказов;
- способы борьбы с демпингом;
- лимиты по продаже импортной продукции;
- контроль ведения реестров в части банковской гарантии и жалоб;
- порядок расторжения контрактов и контроль чистоты сделок со стороны общества.
Вынесение предписаний и возбуждение уголовных дел
В случае выявления нарушений комитетом могут приниматься различные решения:
- о возбуждении уголовного дела;
- об устранении нарушений требований законодательства;
- о применении административной ответственности;
- об обращении в судебные инстанции.
В связи с принятым решением издается предписание антимонопольного комитета, обязательное к исполнению получателем.
При этом требования, официально выраженные в предписании, имеют юридическую силу.
Их следует исполнить в установленный документом срок.
Комитетом будут проведены мероприятия по проверке исполнения требований.
Предписания об открытии уголовного дела издаются исключительно по собранным материалам ФАС РФ.
Например, участники, самостоятельно заявившие о своей готовности содействовать выявлению и разоблачению картелей, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
Включение контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков
Перечень оснований, применяемых для включения поставщика в реестр недобросовестных, согласно законодательству, является закрытым.
На основании ст. 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в перечень подобных поставщиков включаются граждане, которые выявили в процессе взаимодействия недобросовестность, уклонились от исполнения взятых на себя обязательств или совершили неправомерные действия.
Чтобы избежать обвинений и недопонимания, ФАС РФ подготовила разъяснения по самым распространенным случаям включения компаний в подобный реестр.
Также не включается поставщик в подобный реестр, если имело место судебное разбирательство между участниками рынка и оно закончилось мировым соглашением.
По мнению главы комитета, помещение в подобный реестр субъектов является своеобразной санкцией, которая ограничит действие компании, снизит ее доходность и конкурентоспособность.
Поэтому к данному процессу необходимо подходить со всей ответственностью, обосновав вину поставщика и доказав преступность его действий.
Порядок формирования реестра
Согласно нормативным документам, основанием для включения в реестр могут стать:
- отказ от исполнения и уклонение второй стороны от подписанного договора;
- обращение заказчика в суд с последующим принятием решения относительно наказания исполнителя за неправомерные действия;
- отказ заказчика от дальнейшего сотрудничества по причине серьезных проступков со стороны исполнителя.
Основные правила
Реестр ведется исключительно на русском языке. Если появляется необходимость указать название фирмы на английском, используется латиница.
Подобный вариант подачи обращения полностью лишает возможности уничтожения заявления или утаивания каких-либо данных.
Веб-форма структурирована соответствующим образом и обладает следующими данными:
- номер реестровой записи, являющийся уникальным;
- название контролирующего органа;
- текст;
- дата поступления;
- ФИО заявителя;
- регистрационные данные закупки;
- сведения об итогах.
Если заявление принимается, необходимо разместить уведомление о его рассмотрении. При отказе также формируется официальный текст.
Таким же образом размещается и отзыв жалобы или обжалование решения комитета в судебном органе.
В остальном правила применения реестра таковы:
- Необходимо составлять обращение согласно предписаниям.
- Размещение обращения осуществляется в течение 2-х рабочих дней.
- Публикацией занимается должностное лицо контролирующего органа на основании своих полномочий, а также при владении электронной подписью.
- Если требуется перенаправление обращения в прочие органы исполнительной власти, об этом размещается специальное сообщение.
Наличие подобного реестра дает возможность проводить анализ работы антимонопольного комитета.
Содержание записи
В данном реестре о предприятиях и организациях должна содержаться информация следующего характера:
- номер и дата записи, оставленной в перечне;
- название уполномоченного органа, сделавшего запись;
- полные данные о компании-нарушителе (название, реквизиты, страна происхождения, юридический адрес, реквизиты регистрационных и разрешительных документов);
- сведения о торгах (дата проведения, сведения об итогах и др.);
- данные о самом контракте (объем заказа, сроки исполнения, реквизиты документа и проч.);
- причины расторжения договора;
- дата расторжения.
После внесения в реестр участие поставщика в определенных торгах ограничивается сроком до 2-х лет, а все заявки, совершенные компанией (даже от имени руководителя как физического лица) подлежат отклонению.
Заключение
Несмотря на длительное существование ведомства, контролирующая функция органов исполнительной власти , в том числе и ФАС РФ, постоянно корректируется.
В последние годы было разработано множество нормативов и критериев, соответствующих мировым стандартам, принят свод законодательных актов по антимонопольному регулированию и обеспечению прозрачности аукционов по государственным закупкам.
Однако все это наблюдается на фоне отсутствия инструментов для доказательной базы, низкого уровня процессуальных гарантий и постоянных изменений в законодательстве.
О роли и функциях ФАС РФ в части закупок и формировании жалоб в ведомство можно узнать из видеоролика.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации