Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Что понимать под монополистической деятельностью в современном экономическом пространстве

Борьба с монополизмом

Все развитые страны стремятся бороться с монополизмом на финансовом и товарном рынках, вводя с этой целью собственное антимонопольное законодательство.

Далее речь пойдет о том, что в России считается монополистической деятельностью, какие признаки она имеет и как наказывают за попытки ограничить конкуренцию.

Общее понятие

Антимонопольное законодательство было разработано с целью создания единства рыночного пространства и свободы бизнес-деятельности.

Все заложенные в него меры поддерживают конкуренцию и карают нарушителей за незаконные попытки ее ограничения.

Нарушения могут быть совершены следующими лицами:

  • отечественными и зарубежными компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью;
  • некоммерческими организациями, получающими преимущества в результате правонарушений.
Монополистическая деятельность – это те действия и бездействия субъектов бизнеса и госорганов, которые осуществляются с целью ограничения или недопущения свободной конкуренции.

Все это нарушает права потребителей и самих компаний. Данная расшифровка понятия является общей для участников финансового и товарного рынков.

Источники и способы регулирования

Главными нормативными актами антимонопольного законодательства Российской Федерации являются Конституция и Гражданский кодекс.

Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет конкуренцию как основной принцип ведения деятельности на рынках, а ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Среди антимонопольных законодательных актов можно выделить:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, который определяет основные способы защиты конкуренции, а также методы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, регулирующий отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине того, что обеспечить рынок товарами или услугами может лишь одно предприятие.

Дополнительными источниками регулирования отношений в данной сфере могут быть:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
  2. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ, не допускающий отказ в заключении государственного контракта с естественными монополистами.
  3. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и др.
Кроме того, отношения в антимонопольной сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами самого антимонопольного органа.

Выделяют 2 способа правового регулирования деятельности монополистов:

  1. Американский. Согласно акту Шермана, в США монополизм формально не запрещен. В самой попытке занятия доминирующего положения компанией американское законодательство не видит ничего плохого: карают субъекты именно за нанесенный ею вред. Чтобы монополистические объединения смогли продолжить свое существование, они должны доказать, что их деятельность является полезной для общества, в противном случае правительство вправе наказать монополии за такие действия.
  2. Европейский. В Европе также допускается ведение монополистической деятельности, однако она строго регламентирована. Если же будет доказано, что действия хозяйствующего субъекта несут по большей части вред, госорганы могут запретить данную монополию.

Существенные признаки

Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:

  1. Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
  2. Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
  3. Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
  4. Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.

Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.

При анализе ситуации в ФАС РФ обычно рассматривают несколько признаков:

  1. Имела ли место попытка ограничить конкуренцию на рынке.
  2. Принесли ли действия, совершенные подозреваемым, вред остальным участникам рынка (другие компании получили убытки, потребителям предоставили товар низкого качества или по завышенной цене и т.п.).
  3. Кто извлек выгоду из такого положения дел.
  4. Каковы показатели самой компании, подозреваемой в нарушении.

При этом нарушителями могут стать как индивидуальный предприниматель и коммерческая фирма, так и некоммерческая организация (при ведении деятельности, приносящей прибыль).

Однако в законодательстве практически не регламентированы условия деятельности банковских учреждений.

Распространенные формы

Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:

  • договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
  • коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
  • индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
  • внедоговорные (или «закулисные», устные).
Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.

Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:

  1. Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
  2. Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.

Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».

Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.

Допустимые варианты

Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:

  1. Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
  2. Естественная – монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
  3. Чрезвычайная – монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.
Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.

Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:

  1. Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
  2. Стимулируется научно-технический прогресс.
  3. Улучшается производство.
Читайте также:   Принципы и механизмы антимонопольной политики в Российской Федерации

Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).

Конкуренты на рынке

В таком случае монополист может на ограниченное время стать единственным (или доминирующим) продавцом или производителем определенного товара.

С юридической точки зрения, деятельность данного субъекта не будет ограничиваться, ему предстоит и далее конкурировать с другими компаниями.

Незаконные действия

Вся монополистическая деятельность условно сводится к нескольким действиям:

  1. Злоупотребление доминирующим положением на рынке. Доминирующее положение – это положение хозяйствующего субъекта или нескольких компаний, продукция которых не имеет заменителей или схожих товаров, а потому они могут диктовать свои условия деятельности для остальных участников рынка либо же препятствовать доступу на рынок другим предприятиям.
  2. Взаимное соглашение между несколькими участниками рынка. Скоординированные действия участников рынка могут ограничить конкурентную среду за счет более низких цен на продукцию и раздела сфер влияния.
  3. Заключение обычных сделок, условия которых ограничивают возможности одной из сторон. Такие пункты обычно изначально не одобряются принимающей стороной, поэтому в договор включаются посредством обмана. В результате компания, хотя и может работать «в полную силу», вынуждена действовать с ограничениями. Выгоду же от этого получает другая сторона.

Среди действий, ограничивающих конкуренцию, можно выделить:

  1. Изъятие продукции из обращения либо же целенаправленное прекращение ее производства с целью создания искусственного дефицита на рынке и завышения цен.
  2. Навязывание второй стороне невыгодных условий сотрудничества, ограничивающих ее возможности.
  3. Создание другим компаниям препятствий в доступе к данному рынку либо же предоставление дискриминирующих условий иным хозсубъектам.
  4. Нарушение норм ценообразования на товары и услуги, включая необоснованно завышенные или заниженные цены.
  5. Необоснованный отказ от предоставления запрашиваемой продукции либо подписания соглашения с некоторыми покупателями при отсутствии проблем в производстве.

Антиконкурентные действия осуществляются и объединениями нескольких субъектов (ст. 123.8 ГК РФ).

Противоправными признаются следующие коллективные действия субъектов рынка:

  1. Несколько конкурирующих субъектов, общая доля на рынке которых превышает 35 %, достигли соглашения и удерживают определенные цены, вводят скидки и надбавки, либо же делят рынок между собой (по объему продаж, закупок, расположению фирм и проч.).
  2. Неконкурирующие субъекты, занявшие доминирующее положение на рынке, заключают обоюдовыгодное соглашение, поднимая тем самым свое положение на рынке (например, договор между поставщиком и продавцом).

Со стороны органов власти антиконкуретные действия выражаются в:

  • предоставлении преимуществ одной конкретной компании;
  • создании другим участникам рынка административных барьеров и иных препятствий;
  • необоснованном отказе в сотрудничестве с иными участниками рынка;
  • предоставлении господрядов одной компании.

В законе не установлено, что обязательным условием для наказания является заключение между нарушителями именно письменного соглашения, соблюдение которого вело бы к ограничению конкуренции.

Договора могут быть и устными, негласными, но если раскроется, что несколько компаний находятся в сговоре и пытаются таким способом избавиться от конкурентов, поделив между собой рынок, то их накажут.

Естественные монополии хотя и допускаются по решению государства, но их деятельность ограничивается законодательством и директивами от уполномоченных органов.

С этой целью могут установить конкретные требования к деятельности монополистов:

  • ограничение в росте тарифов;
  • установление перечня видов оказываемых работ и услуг.

Закон также закрепил, что монополистической деятельностью признают и бездействие обвиняемого, если оно идет ему на руку.

Например, уполномоченные органы предписали юридическому лицу ликвидировать препятствия, созданные для других участников рынка, но нарушитель не торопится исправлять ситуацию.

Виды ответственности

Все виды ответственности за антиконкурентные действия сводятся к следующим:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная.

Уголовная ответственность предусматривает изъятие дохода, полученного из-за совершенного правонарушения либо лишение свободы до 7 лет и запрет на занимание определенных должностей или ведение деятельности до 1 года (ст. 178 УК РФ).

Административная ответственность закреплена в ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ. Она сводится к штрафам (фиксированным и расчетным) в размере 100 тыс. руб. либо 15 % от оборота предприятия в текущем календарном году. Реже применяется дисквалификация конкретных должностных лиц.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает взыскание через арбитражный суд понесенных убытков, включая упущенную выгоду и причиненный имуществу вред.

Чтобы добиться этих требований, пострадавшая сторона сначала подает жалобу на нарушителя в ФАС РФ.

Орган же в свою очередь проводит проверку и подает свое решение в судебную инстанцию, однако последний вид наказания напрямую законом не регламентирован.

Сюда относят, к примеру, распоряжения ФАС РФ к нарушителю о прекращении правонарушений и устранении последствий. За неисполнение предписаний компании грозят штрафы и дисквалификация.

Выводы

Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.

Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector