Товарный знак и знак обслуживания (ТЗ и ЗО) — это индивидуальное обозначение работ и услуг. Они позволяют выделить индивидуальные работы и услуги из общей массы.
Что такое ТЗ и ЗО
Законодательство регламентирует право на товарный знак и знак обслуживания в разделе 7 части 4 ГК РФ. Статья 1225 ГК РФ относит их к средствам индивидуализации юридического лица. На них распространяется исключительное право (ст. 1229 ГК РФ): юрлицо вправе распоряжаться им любым, не противоречащем закону, способом.
Закон закрепляет понятие товарного знака и знака обслуживания (ТЗ и ЗО) в ст. 1477 ГК РФ:
- ТЗ — это обозначение товара (продукции);
- ЗО — это обозначение работ и услуг.
В соответствии со ст. 1482, к ТЗ и ЗО относят:
- словесные наименования;
- изображения;
- объемные изображения и пр.
Средства индивидуализации используют отдельно, комбинированно, в любом цвете и любом сочетании: виды товарного знака и знака обслуживания законом не ограничены. Правообладатель формирует средства индивидуализации по своему усмотрению.
Они соотносятся с иными средствами индивидуализации:
- В ТЗ и ЗО допустимо использовать фирменное наименование или его часть, коммерческое обозначение или его отдельные элементы.
- Если в результате использования ТЗ и ЗО происходит смешение средств индивидуализации, приоритетно то, которое зарегистрировано ранее (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1480 ГК РФ, регистрация интеллектуальной собственности — полномочия Роспатента (п. 5.11.1 положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением правительства РФ от 21.03.2012 № 218). Порядок регистрации утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483.
Ведомство при получении заявления на регистрацию проводит экспертизу на уникальность предоставленного образца ТЗ и ЗО, и по результатам исследований выдает заявителю свидетельство. Оно удостоверяет приоритет зарегистрированного обозначения. Свидетельство выдают в электронном виде, при желании заявителя изготовят на бумаге.
В регистрации откажут, если (ст. 1483 ГК РФ):
- подана заявка на неиндивидуальный объект;
- использованы символы РФ;
- объекты являются общепринятыми;
- объекты противоречат законодательству или вводят потребителя в заблуждение.
Срок регистрации ТЗ и ЗО, в соответствии с п. 13 Административного регламента, — восемнадцать месяцев и две недели. При необходимости срок увеличат. Экспертизу проводят в течение месяца со дня поступления заявки на регистрацию, максимальный срок — 12 месяцев (п. 100 регламента). В случае положительного решения Роспатент регистрирует в течение месяца со дня уплаты госпошлины (п. 1 ст. 1503 ГК РФ).
Получив свидетельство, правообладатель вправе использовать уникальное фирменное название продукции или работ:
- на упаковке;
- на сайте;
- в рекламе и пр.
Индивидуальные обозначения выделяют продукт и работы из общей массы и вырабатывают у потребителя ассоциации с конкретным производителем (исполнителем). Регистрация закрепляет бренд производителя или исполнителя.
Использование объектов индивидуализации без разрешения правообладателя запрещено. Отсутствие прямого запрета правообладателя не считается разрешением (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Для уведомления об охране ТЗ и ЗО производитель (исполнитель) вправе использовать обозначение R в окружности (или без нее) или нанести уведомление об охране ТЗ и ЗО (ст. 1485 ГК РФ).
Для разрешения на использование ТЗ и ЗО третьими лицами правообладатель вправе заключить лицензионный договор.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как зарегистрировать объект интеллектуальной собственности и получить свидетельство на него. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чем отличаются ТЗ от ЗО
Вот чем товарный знак отличается от знака обслуживания: объектом маркировки. Для ТЗ — продукт, для ЗО — услуги и работы.
Это единственное различие средств индивидуализации, поскольку правовое регулирование и регистрация знака обслуживания и ТЗ идентичны.
Под торговой маркой понимают логотип для различения товаров промышленного или коммерческого предприятия (письмо Северо-Западного таможенного управления РФ от 03.11.2000 № 01-28-07/12862). Действующее законодательство не содержит правового регулирования относительно торговой марки, поэтому правомочие на нее регистрации не подлежит.
Примеры известных средств индивидуализации
Примеры ТЗ:
- Веселый молочник (молоко);
- Samsung (техника);
- Pepsi (газировка);
- Б.Ю. Александров (творожные сырки).
Примеры ЗО:
- МТС (услуги связи);
- s7 (авиауслуги);
- РЖД (ж/д услуги);
- DHL (услуги почты).
Об авторе
- В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела.