Содержание статьи
Выборка товара не выступает отдельным договором, а указывается дополнительным условием в сделке о поставке, если сторонам удобно, чтобы выгрузка товара производилась по адресу продавца.
В статье описывается, каким образом правильно вписать пункт о выборке, чтобы избежать недоразумений с контрагентом.
Что это такое
Определение выборки товара (далее – ВТ) содержится в ч. 1 ст. 515 Гражданского кодекса РФ. Это значит, что заказчик может самостоятельно забрать объект в локации, где находится поставщик.
ВТ производится в рамках сделки о поставке продукции. В обязанности продавца входит подготовка товара и уведомление контрагента, а покупатель должен осуществить своевременную выборку в оговоренные договором сроки.
Отличительной характеристикой сделки является то, что риск за несохранность объекта ложится на покупателя еще до его получения в натуре (см. ст. 459 ГК РФ).
Правовое регулирование вопроса
Поскольку ВТ рассматривается в качестве дополнительного договорного элемента сделки о поставке, к ней применимы общие правила этого соглашения по ГК РФ:
- Абз. 2 ч. 1 ст. 458 определяет момент выполнения обязательств исполнителя при поставке продукта по адресу поставщика.
- Ст. 459 ГК РФ содержит общее правило перехода риска случайной порчи или утраты товара. Поскольку время выполнения обязательства продавцом наступает до того, как заказчик заберет объект, риск переходит на последнего.
- Ч. 2 ст. 510 ГК РФ закрепляет возможность произвести ВТ в конкретном месте.
- Ч. 1 ст. 515 ГК РФ определяет понятие ВТ, ч. 2 – последствия несвоевременного выполнения заказчиком обязанностей.
Также действует свод по судебной практике, утвержденный Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 “О некоторых вопросах, связанных с …”. В документе рассмотрены проблемные вопросы применения норм ГК РФ к сделкам о поставке.
Основные правила выборки товара
Если контрагенты решили, что передача продукции будет производиться посредством выборки, то следует прописать этот пункт в основном контракте.
Основные признаки этого условия также должны быть освещены в документе.
К ним относятся:
- Локация, под которой выступает место, где поставщик обязуется подготовить продукцию к выдаче клиенту.
- Сроки, в которые контрагенты обязуются выполнить свою часть сделки.
- Способ и время уведомления заказчика о готовности продукции.
- Время, когда продавец должен произвести ВТ.
- Момент завершения обязанностей сторон.
- Дополнительные пункты.
Есть необходимость остановиться на некоторых из перечисленных выше пунктов подробнее.
Определение места получения
Обычно в роли него выступают складское помещение, магазин и т.п.
В соглашении указывается конкретный адрес, где заказчик обязуется забрать продукцию.
Если же стороны не укажут в документе точное место выдачи товара, им считается место, где пребывает поставщик (см. п. 2 ст. 510 ГК РФ).
Способы уведомления покупателя
Наиболее распространенными способами направления сообщения являются:
- факсовое уведомление;
- телефонная связь;
- письмо на электронную почту или конкретный почтовый адрес.
Когда стороны договариваются об определенном способе направления сообщения, то использование другого метода будет считаться невыполнением условий сделки.
Если контрагенты решили не указывать в договоре способ уведомления, то оно направляется любым доступным обеим сторонам способом.
При этом также учитываются нормы специальных законов или правила делового оборота.
Главное условие – обеспечить направление информации нужному адресату.
Из уведомления должно быть понятно, кто и зачем направил сообщение.
Адрес, на который направляется сообщение, обычно совпадает с тем, что указывается при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если же покупателю неудобно получать письма по этому адресу, в договоре должен указываться тот, что будет подходящим для клиента.
Если же продавец наверняка знает, что адрес, указанный в соглашении, недостоверен, то он может направить уведомление в место пребывания покупателя.
Особенность договорных отношений в том, что стороны могут самостоятельно прописать, какой момент будет считаться доставкой уведомления.
По правилам ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным клиенту, если:
- он фактически получил его;
- фактически получил, но не ознакомился;
- отказался или другим способом уклонился от получения уведомления.
Например, если покупатель должен получить документ в почтовом отделении, но спустя длительное время так и не забрал его по своей вине, уведомление считается полученным.
Дополнительные пункты соглашения
В качестве дополнительных пунктов могут быть указаны:
- порядок маркировки объектов;
- возможность помещения товара в транспортное средство клиента.
Они касаются организационных моментов, поэтому участникам сделки следует учесть их при составлении договора.
Так, должна указываться информация:
- каким образом будет маркироваться объект (это можно сделать посредством написания полного наименования клиента, вида и количества товара в партии);
- кто будет осуществлять погрузку продукции в авто клиента (если в договоре не указан этот пункт, то выполнением обязательств продавцом считается время передачи товара клиенту по адресу ВТ).
Клиент должен обговорить с продавцом и прописать в контракте условия о погрузке товара последним, а также распределить сопутствующие расходы.
Момент завершения обязанностей сторон
Если же стороны в договоре поставки укажут, что способ передачи товара будет согласован отдельно, то пункт о ВТ будет неустановленным.
В таком случае передача товара осуществляется согласно абз. 1 п. 1 ст. 458 ГК РФ.
Исходя из этой же нормы, стороны могут выбрать момент, когда обязанности продавца будут завершенными, например определить не уведомление и предоставление продукции клиенту, а время, когда:
- покупатель фактически получил товар;
- поставщик погрузил его в транспорт;
- покупатель заплатил за продукцию и т.п.
Если же клиент своевременно не получит объект, то обязательства поставщика окажутся невыполненными по вине первого.
Стороны должны предусмотреть такую ситуацию и указать в соглашении: если контрагент вовремя не примет товар, то исполнение обязанностей поставщиком будет считаться законченным (см. п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 “О некоторых вопросах, связанных с …”).
Ответственность продавца и покупателя
Условие о сроке ВТ и его предоставлении представляют особую важность при составлении договора, так как ими определяется момент выполнения сторонами обязанностей.
Так, подлежат обязательному установлению в контракте:
- время, необходимое для подготовки продукции при получении клиентом;
- срок выборки – конкретные даты, когда покупатель должен забрать объект.
В рамках первого условия оговаривается срок уведомления, который должен предшествовать или совпадать с датой предоставления товара (см. п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 “О некоторых вопросах, связанных с …”).
Однако судебная практика в вопросе уведомления клиента о готовности объекта к передаче различается.
Выделяют две позиции, заключающиеся в том, что направлять уведомление:
- обязательно;
- необязательно, главное – в указанный в контракте срок фактически подготовить объект к передаче.
Исходя из этого, уведомление обязательно должно направляться, если это прописано в соглашении.
Что касается второго пункта, то нужно помнить, что несвоевременная ВТ свидетельствует о невыполнении обязанностей клиентом и продавец может:
- расторгнуть сделку в одностороннем порядке согласно п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ;
- требовать выполнения обязательств и оплаты товара по п. 2 ст. 515 ГК РФ.
При неуказании срока ВТ клиент должен явиться и забрать продукцию в разумные сроки со дня уведомления (абз. 2 п. 2 ст. 510 ГК РФ). В таком случае направление уведомления является обязательным, даже если в договоре этого пункта нет.
Если в разумные сроки продавец не обеспечит нахождение товара в месте его выдачи, то покупатель может отказаться от сделки, потребовать возврата аванса и уплаты неустойки (см. п. 3 ст. 487, ст. 521 ГК РФ).
[docs]
Типичные случаи нарушения условий поставки
Нарушением условий договора поставки со стороны продавца могут быть:
- нарушение срока предоставления объекта;
- непоставка;
- предоставление продукции ненадлежащего качества, количества, ассортимента и комплектности.
За первые два нарушения производится оплата неустойки, размер которой указывается в договоре.
В остальных случаях клиент вправе требовать возмещения убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды. Покупатель также может потребовать бесплатной замены товара.
Что касается заказчика, то это могут быть как неоплата товара, так и несвоевременное его принятие. За эти нарушения виновному грозит неустойка и возмещение убытков (например, если хранение на складе платное).
Процесс возмещения убытков пройдет быстрее, если их размер и порядок уплаты будут прописаны в контракте.
Порядок выборки товара и ряд других вопросов, связанных с договором поставки, можно узнать из видеоролика.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации