Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Досудебный порядок урегулирования спора: особенности, этапы и преимущества

Суд – одна из действенных мер защиты интересов потерпевших. Однако, процесс получения положительного решения может быть затянут на длительный срок. Поэтому гражданам, чьи интересы были нарушены, рекомендуется изначально выполнить условия по досудебному порядку урегулирования споров. Есть вероятность, что пострадавший сможет добиться справедливости в краткие сроки и с минимумом затрат.

Что такое досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования спора представляет собой процесс, в рамках которого одна из сторон дела подает претензию второму участнику с требованием устранить выявленные недостатки. При этом лицо (физическое или юридическое) после получения сообщения обязано уведомить заявителя о возможных вариантах добровольного устранения конфликта, при которых отпадает необходимость в обращении в судебные инстанции.

Виды досудебного урегулирования

Урегулирование может быть двух видов. Первый – добровольное, которое подразумевает отсутствие нужды в выполнении досудебных мероприятий. Второй – обязательное, которое предусматривает необходимость в реализации попытки досудебного урегулирования конфликтов, которая закреплена на законодательном уровне.

Преимущества мирных соглашений

В качестве плюсов мирного устранения конфликтов можно выделить:

  • отсутствие необходимости нести судебные затраты;
  • оперативное разрешение споров;
  • нет нужды в специфических знаниях или навыках.

Также стоит отметить возможность сохранения деловых отношений между сторонами конфликта.

Когда применяется досудебное урегулирование споров

В соответствии с Федеральным законом № 47 от 2016 года в обязательном порядке должны быть предприняты попытки досудебного урегулирования споров в следующих ситуациях:

  • взыскание штрафов и иных обязательных выплат с юрлиц, физлиц или ИП;
  • разногласия по стоимости услуг с поставкой теплоэнергии;
  • конфликты в сфере спорта и физической культуры;
  • истребование таможенных сборов;
  • споры в сфере стандартизации;
  • конфликты с налоговыми ведомствами;
  • игнорирование условий по использованию исключительных прав;
  • разногласия со страховыми фирмами;
  • споры с туроператорами;
  • расторжение договора аренды;
  • прекращение действия договора с банком при закрытии счета;
  • несоблюдение прав потребителей;
  • и т.п.

Подобные дела рассматриваются либо в судах общей юрисдикции, либо в арбитражных судах.

Досудебное урегулирование трудовых споров

В ТК РФ отсутствуют положения, предусматривающие необходимость в обязательном выполнении досудебных мер урегулирования споров. И все же ст. 381 ТК РФ предусматривает возможность для работников направлять запрос в комиссии по трудовым спорам при возникновении разногласий с работодателем в части, касающейся применения законодательства в сфере труда. Претензия рассматривается на уровне предприятия в течение 10 дней. Если нужного ответа получить не удалось, заявителю остается только обращаться в суд.

Досудебный порядок урегулирования медицинских споров

При некачественном оказании услуг медицинского характера пациент может подать иск в суд, проигнорировав досудебный порядок, так как законодательством не закреплена необходимость в подобных мероприятиях. И все же в договоре может быть указано условие, в соответствии с которым гражданин должен предпринять попытку мирно урегулировать конфликт.

В таком случае придется изучить нормативные документы организации. Высока вероятность, что претензии будет достаточно для устранения споров – частные клиники стараются избегать участия в суде и находить компромисс для сохранения репутации.

Важно! Если же не удалось добиться нужного результата при подаче запроса в организацию, можно направить жалобу в контролирующие органы.

Когда досудебный порядок необязателен

В досудебном порядке нет необходимости при участии в следующих делах:

  • процедура банкротства;
  • для присвоения юридического статуса гражданину (установление отцовства, признание умершим и т.п.);
  • при внутренних разногласиях в организации;
  • по требованиям, которые могут быть рассмотрены в приказном порядке;
  • в случае с отводом третейского судьи, его назначением или прекращением полномочий.

Также данный процесс не считается обязательным при признании судебных решений, которые были вынесены иностранными уполномоченными ведомствами.

Как подать претензию в досудебном порядке: пошаговая инструкция

Процесс урегулирования споров без участия суда достаточно прост. Для подачи претензии потерпевшей стороне необходимо обратиться в письменном виде к контрагенту, обеспечив выполнение требований к содержанию документа. После этого вторая сторона дела рассматривает жалобу, по которой удовлетворяет требования заявителя или отказывает в их принятии.

Читайте также:   Образец договора займа денежных средств

Порядок урегулирования спора в гражданском и арбитражном процессе

В соответствии с положениями АПК РФ претензионный порядок в арбитражном процессе обязателен к соблюдению при разрешении споров, связанных с гражданско-правовыми разногласиями о взыскании денежных средств по причине необоснованного обогащения, а также в ряде иных конфликтов.

Порядок урегулирования предусматривает подачу кредитором досудебной претензии должнику, на которую последний должен дать ответ в течение 30 дней.

Необходимые документы

Чтобы обосновать содержание претензии, нужно приложить документы, которые подтверждают прописанные требования:

  • различные справки: медицинские, юридические и т.п.;
  • договор между потерпевшим и получателем претензии;
  • заключение независимого эксперта;
  • накладные;
  • выписки, квитанции, расчетные листки.

Список документов во многом определяется особенностями ситуации.

Образец претензии

Форма претензии не закреплена законодательно, но в ней в обязательном порядке должны быть отражены следующие позиции:

  • персональная информация о сторонах конфликта: ФИО (наименование ИП или юрлица), контактные данные;
  • суть конфликта с указанием реквизитов договора, условия которого не были выполнены;
  • список не исполненных обязательств контрагента;
  • срок, в течение которого необходимо дать ответ на претензию с уточнением мер, которые должен предпринять контрагент для урегулирования спора;
  • последствия от игнорирования возможности мирно устранить конфликт;
  • способ подачи ответа;
  • дата и подпись.

В дополнении также нужно описать перечень прилагаемых документов.

[docs]

Ответ на претензию

В содержании ответа на претензии обязательно должны быть отражены такие сведения:

  • персональные сведения о сторонах с уточнением ИНН, КПП и иной важной информации;
  • дата получения претензии с указанием на суть спора;
  • принятое решение, где также прописываются допустимые варианты разрешения разногласий или отсутствие возможности мирно устранить конфликт с обоснованием позиции.

Документ должен быть заверен подписью уполномоченного лица.

https://youtu.be/WB0KpYLPFSA

Сроки рассмотрения претензии

Срок определяется потерпевшим лицом. При отсутствии указания на время для ответа, действуют положения законодательства. В данном случае срок варьируется от характера спора – от 7 дней (для обмена некачественного товара), до 60 дней (при уведомлении банка о расторжении договора).

Последствия несоблюдения претензионного порядка истцом

Если заявитель проигнорировал необходимость в выполнении мер досудебного урегулирования спора, суд, после выявления данного факта, приостанавливает рассмотрение иска на основании ст. 136 ГПК РФ.

Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов

Медиация представляет собой отдельный вариант разрешения споров, при котором привлекается медиатор. С его помощью выявляются интересы сторон и определяются методы достижения компромисса. Чтобы воспользоваться услугами медиатора, нужно обратиться в Центр медиации.

Важно! Данный вариант доступен только на добровольных основаниях.

https://youtu.be/xwVh-7kh8Ck

Можно ли обойти досудебное урегулирование

Можно избежать необходимости в досудебном порядке, если исключить его письменным соглашением. Однако этот способ актуален только в том случае, если указываемые в документе условия не противоречат законодательству.

Какие реформы нужны претензионному порядку

Обязательность досудебного урегулирования споров находится под большим вопросом. Изначальная цель претензионного порядка – разгрузить суды – уже не действует. Сейчас данная мера является еще одним барьером в защите собственных прав добросовестными лицами – время, отводимое нарушителю договора на дачу ответа, только затягивает процесс привлечения стороны конфликта к ответственности.

Популярные ошибки при составлении претензий

Ключевая ошибка при соблюдении претензионного порядка – игнорирование необходимости в сохранении квитанции о подаче претензии для подтверждения факта отправки сообщения. Без доказательств суд может признать невыполненными требования по досудебному урегулированию споров.

Итак, претензионный порядок в определенных случаях является обязательным мероприятием перед подачей иска в суд. При его несоблюдении потерпевшему может быть отказано в принятии заявления. При подаче претензии важно указать в содержании суть спора и требования, а также приложить перечень подтверждающих документов. Альтернативный вариант – воспользоваться услугами медиатора, который может помочь с мирным разрешением конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector