Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Как защитить права потребителей в суде

Защита прав потребителей

В повседневной жизни люди постоянно пользуются определенными услугами, заказывают и приобретают необходимый товар.

Нередко они сталкиваются с недобросовестным выполнением оплаченных услуг или покупкой некачественного продукта. Закон гарантирует защиту прав потребителей, которые в таких ситуациях считаются нарушенными.

Для соблюдения механизма защиты своих прав каждый человек должен изучать основные статьи закона «О защите прав потребителей», знание которых сэкономит время, деньги и нервы.

Самым действенным способом решить спорную ситуацию и защитить права потребителей является обращение в суд.

Подробнее о понятии

Защита потребительских прав – это совокупность мер, которые принимают государство и общественные организации для регулирования возникающих конфликтных ситуаций между потребителем и продавцом (производителем).

На законодательном уровне установлены права потребителей, описаны способы их защиты, определена степень ответственности за выявленные нарушения.

Главным документом, регламентирующим правовые взаимоотношения между продавцом и покупателем, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1. В нем представлены основные права потребителей и порядок действий при их нарушении.

Общественный контроль

Законом предусмотрен контроль за соблюдением потребительских прав со стороны не только государственных, но и общественных организаций.

Одни из них могут быть образованы по территориальному признаку (городские, районные или республиканские), другие формируются по общности интересов (союз автомобилистов).

Созданные общества объединяются в территориальные союзы городского, регионального или межгосударственного масштаба.

Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица. В рамках таких объединений граждане могут самостоятельно регулировать свои права, руководствуясь нормами закона и положениями Устава организации.

Вступление в общество или союз носит добровольный характер.

Общественные организации защищают следующие права потребителей:

  • участие в разработке требований к товарам, работам и услугам;
  • подготовка новых законопроектов, регулирующих взаимоотношения покупателя и продавца;
  • проведение независимой экспертизы товара или услуги на предмет соответствия заявленному качеству;
  • выявление нарушений в соблюдении правовых норм с последующим составлением соответствующих актов и обращением в уполномоченные органы, в том числе в суд;
  • распространение полезной информации о потребительских правах и способах их защиты среди других граждан.

Кроме того, общественным организациям разрешается вносить в соответствующие органы власти предложения и поправки к существующим нормативным документам, регулирующим отношения продавцов и покупателей.

Общественные организации могут заниматься просветительской и разъяснительной работой, консультируют граждан по правовым вопросам, в случае необходимости оказывают юридическую помощь в подаче иска и сопровождают судебное разбирательство.

Способы урегулирования спора

Отстоять свое право любой гражданин может как в судебном, так и в досудебном порядке. Также он может самостоятельно выбрать способ защиты из тех, что предусмотрены законодательством.

Различают гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

Наиболее часто применяются первые из перечисленных, так как обеим сторонам невыгодно доводить разбирательство до суда.

К гражданско-правовым способам защиты прав потребителей относятся:

  • взыскание неустойки;
  • самозащита;
  • возмещение морального ущерба;
  • прекращение или изменение правовых отношений.

Как показывает судебная практика, в процессе защиты и восстановлении потребительских прав эффективно работает любой из названных способов. Следует отметить, что при желании можно использовать как один из них, так и несколько.

Формирование претензии

Основаниями для составления претензии служат плохое качество товара или продажа бракованной продукции.

В отношениях с потребителями продавцам выгоднее соблюдать закон, так как его нарушение чревато для них довольно жесткими санкциями.

Случаи заключения недобросовестных сделок или отказа в обмене или возврате некачественной продукции встречаются довольно часто. Поэтому грамотно составленная претензия поможет вернуть деньги и восстановить попранные права.

При оформлении претензии необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Документ составляется в двух экземплярах. Один вручается продавцу, другой остается у составителя претензии. На втором бланке нужно ставится отметка о вручении жалобы.
  2. В документе подробно описываются обнаруженные в товаре изъяны.
  3. К претензии обычно прикладывается чек, подтверждающий покупку.

Правильно оформленная претензия состоит из следующих частей:

  • «шапка», которая помещается в верхнем правом углу;
  • описание приобретенного товара, его характеристики;
  • изложение сути подаваемой жалобы, указание причины возврата (поломка, изменение цвета или формы товара, производственный брак и др.);
  • указание требований (возврат стоимости покупки, обмен на аналогичный товар, взыскание компенсации);
  • приложение документов (гарантийный талон, чек или экспертное заключение о невозможности починки изделия);
  • проставление подписи с расшифровкой и даты составления жалобы.

Претензию можно отнести продавцу лично, а при нежелании встречаться с ним – отправить по почте. Сроки удовлетворения поданной жалобы составляют от 7 до 10 дней.

Если виновная сторона не соглашается решить конфликт мирно и не реагирует на претензию, остается обратиться в суд.

Если из попытки покупателя решить спор мирным путем ничего не вышло, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Иск подается не на производителя товара, а на магазин, в котором он был приобретен. Госпошлину за такое заявление не платят, если цена товара меньше 1 млн руб.

Иск можно подать за нарушение любого из прав граждан-потребителей и оформить по месту собственного жительства или по месту совершения покупки.

Если цена вопроса не превышает 50 000 руб., заявление подается в мировой суд. В противном случае иск рассматривается районным судом.

Читайте также:   Единый перечень продукции, подлежащей обязательной и добровольной сертификации в 2020 году

[docs]

Порядок обращения  в вышестоящую инстанцию

Судебная защита прав гарантирована законом каждому гражданину РФ. К этому способу как реальной возможности восстановить нарушенные права, прибегают довольно часто, потому что он показывает свою высокую эффективность.

Если подачи иска избежать не получается, необходимо собрать и сохранить все документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования конфликта.

Требования к подаче искового заявления

Иск – это письменное изложение требований, которые истец выдвигает к ответчику. В заявлении излагается суть не разрешенного мирным путем конфликта.

Исковое заявление можно напечатать или написать от руки. Оно составляется в нескольких экземплярах (в зависимости от количества ответчиков): по одному экземпляру каждому из них и один экземпляр суду.

Ст. 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает правила, в соответствии с которыми нужно оформлять документ:

  1. Уточняется, в какой суд подается заявление.
  2. Указываются данные об истце или его представителе.
  3. Далее приводится информация об ответчике (для частных лиц — адрес регистрации, для организаций — юридический и фактический адреса).
  4. Излагается суть допущенного нарушения прав, свобод или интересов потребителя, а также приводится обоснование требований истца по восстановлению своих прав.
  5. Если иск предусматривает взыскание недоимки или денежной компенсации, а в некоторых случаях и возмещение морального вреда, в заявлении указывают сумму иска.
  6. В конце приводится список прилагаемых к заявлению документов, свидетельствующих о попытках истца решить конфликт в досудебном порядке.

К исковому заявлению обязательно прилагается ряд документов. Это требование содержится в ст. 132 ГПК РФ. В список входят доверенность на имя представителя истца, а также документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства и расчет требуемой истцом суммы.

При нарушении своих прав истец вправе потребовать компенсацию морального ущерба. Размер компенсации за причиненный моральный вред не зависит от величины имущественного ущерба, его будет определять суд.

Суд обязывает ответчика возместить моральный ущерб, если истец может доказать возникновение нравственных или физических страданий.

Необходимо предъявить доказательства того, что эти последствия возникли в результате неправомерных действий продавца или производителя. Это могут быть показания очевидцев или медицинская справка.

Сроки рассмотрения дела

После подачи иска в суд на его рассмотрение отводится не более 5 дней, по истечении которых судья должен рассмотреть его и вынести решение о принятии. Такой порядок предписывается в ст. 133 ГПК РФ.

В случае принятия заявления мировой суд должен рассмотреть дело и вынести решение по нему в срок не позднее одного месяца со дня открытия судебного производства. На рассмотрение гражданских дел законом отведено два месяца.

Однако законом предусмотрен ряд оснований, по которым судья может отказать в принятии искового заявления. Свое решение он отражает в определении суда, в котором указаны основания для отказа в приеме иска.

В случае несогласия с этим определением истец вправе обжаловать его в течение 10 дней.

Практика показывает, что сроки рассмотрения заявления и вынесения конкретного решения по нему зачастую растягиваются надолго. Происходит это из-за необходимости проведения дополнительной экспертизы и по некоторым другим причинам.

Вынесение судебного решения

Решение, принимаемое судом, зависит от четкости и конкретности изложенных истцом требований.

Если ранее претензия должным образом оформлена не была, ответчик оспорит выплату недоимки. Отсутствие в деле этого документа значительно снижает сумму присуждаемой компенсации за моральный вред.

Судья вправе оставить иск без движения при отсутствии в нем конкретной оспариваемой суммы. В этом случае рассмотрение заявления проводится после устранения этого недочета.

Эффективность защиты прав потребителей в России

Защите потребительских прав в России уделяется большое внимание. Каждый российский гражданин ежедневно становится либо продавцом, либо покупателем. Возникающие в процессе купли-продажи правовые взаимоотношения регулируются на законодательном уровне.

Возврат некачественного товара

Многие эксперты считают, что Закон РФ «О защите прав потребителей» – это один из немногих федеральных законов, который реально работает на практике.

Благодаря его существованию абсолютно любой гражданин России может выиграть суд, защищая свои попранные права, не обладая при этом особыми юридическими познаниями.

Эффективность закона обусловлена в том числе и тем, что в нем не только четко прописаны права покупателей, но и предусмотрен механизм их защиты.

Об актуальности закона в сфере купли-продажи говорят постоянные изменения в его тексте, которые вносятся с учетом современных реалий.

Эти дополнения продиктованы жизнью, они позволяют эффективно защищать граждан. Работа по совершенствованию этого документа будет продолжаться и дальше.

Знание данного нормативно-правового документа обязательно и для покупателей, и для продавцов или производителей. Отсутствие правовой культуры с обеих сторон и приводит к конфликтам, для разрешения которых приходится обращаться в судебные инстанции.

Порядок обращения потребителей за защитой своих прав изложен в видеоролике.

https://youtu.be/Lum16p4_tC0

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector