Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Навязывание дополнительных товаров и услуг: что гласит закон о защите прав потребителей

Навязанная услуга

Гражданское законодательство предоставляет гражданам свободу волеизъявления при заключении любого вида договоров.

В первую очередь это касается соглашений, связанных с оказанием различного рода услуг потребителю.

Однако несмотря на все законодательные положения, в практической деятельности часто можно встретить навязывание разного рода услуг. Подробнее об этом речь пойдет далее.

Что понимается под навязыванием

Экономика как мирового, так и государственного уровня функционирует на основе свободы выбора.

Это значит, что потребитель вправе по своему усмотрению выбирать качественные товары и услуги, соответствующие его вкусу и потребностям.

Способ, посредством которого удовлетворяются потребности, зависит от уровня доходов человека и установленных цен на предметы.

К основным случаям навязывания товаров или услуг относятся следующие:

  1. Преимущество отдается одному из покупателей из нескольких (при условии, что он приобретает предметы, отнесенные к категории дополнительных).
  2. Потребителю отказывают в предоставлении тех или иных благ в том случае, если он отказывается приобретать дополнительные товары или услуги.
  3. Продавец не соглашается продать вещь, если не будет приобретен сопутствующий ей предмет, который покупателю не нужен.
  4. Покупателю выдвигаются требования относительно приобретения комплектующих товаров либо обслуживания купленной вещи у отдельной категории лиц.
  5. Предметы навязываются в комплекте, притом что они не находятся в зависимости друг от друга и могут предоставляться отдельно.
  6. Имеет место продажа на оптовых условиях, которая не облагается налогами и не оформляется согласно нормам законодательства.

Если человек сталкивается с перечисленными формами навязывания, он имеет право обратиться в органы, уполномоченные для решения данного вопроса.

В этом случае для продавца устанавливается обязанность вернуть денежные средства, полученные за дополнительные предметы.

Законодательство, защищающее права потребителей, устанавливает запрет на сделки, которые могут в какой-либо степени ущемить их права, и относит их к категории не соответствующих действительности.

Однако следует учесть тот факт, что не все дополнительные товары или услуги можно считать навязанными. К ним относятся:

  • предложение купить ту или иную вещь при возможности выразить отказ;
  • продажа наборов предметов, соединенных друг с другом и не предполагающих разделения во избежание нарушения целостности (например, костюмы или комплекты постельного белья, мебельные гарнитуры);
  • сбыт нескольких товаров в одной таре (при условии, что они представляют собой один набор, а изготовитель указывает информацию на упаковке);
  • законное проведение различных акций (наподобие приобретения второго предмета со скидкой).

В последнем случае покупатель может самостоятельно выбрать, будет он приобретать товар по отдельности за полную цену или воспользуется акцией и сэкономит средства.

Чтобы не пострадать от незаконных действий продавца, покупателю требуется тщательно изучать положения соглашения, учитывать положения непонятных пунктов и уточнять их расшифровку у составителя, а также интересоваться, есть ли возможность отказаться от предлагаемой дополнительной покупки.

Последствия от навязывания услуг или товаров могут быть как положительными, так и отрицательными.

Например, когда человек оформляет в банковской организации договор ипотечного кредитования, при страховании у определенной фирмы процентная ставка по договору понижается, за счет чего экономятся средства гражданина.

К отрицательному моменту можно отнести тот факт, что человек вынужден покупать дополнительный товар, неся при этом дополнительные затраты, чтобы получить тот, который действительно ему необходим.

Нормативно-правовое регулирование

Навязывание товаров или сервисных услуг считается незаконным ходом в маркетинговой сфере. Фирмы, предоставляющие разного рода услуги или предметы, не могут их реализовывать без получения согласия от потребителей.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” закрепляет положения, защищающие права граждан в этом направлении.

В ст. 16 указан запрет обуславливать покупку того или иного товара приобретением сервиса, в котором у покупателя нет необходимости.

Ст. 421 Гражданского кодекса РФ также запрещает заключать соглашения, которые ущемляют гражданские права потребителей.

Если данное положение не учтено продавцом, то потребитель, получивший дополнительный сервис, имеет право не возмещать его стоимость.

Когда результатом навязывания становится то, что покупатель вынужден нести затраты материального характера, то вторая сторона договора должна полностью возместить их.

В ст. 426 ГК РФ отражается запрет коммерческой фирмы отказать человеку в заключении соглашения, носящего публичный характер, если на то нет весомых причин.

Административное законодательство также защищает права покупателей, что закреплено в ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Законодатель указывает на недопущение закреплять в договорах условия, ущемляющие правомочия потребителей.

Стоит отметить, что отдельной статьи, посвященной навязыванию услуг, в Уголовном кодексе РФ нет. Однако в некоторых случаях действия продавца могут быть квалифицированы по ст. 165 УК РФ – причинение ущерба имуществу путем обмана либо злоупотребления доверием.

Если навязывание услуг связано с мобильными сервисами, отказаться от которых в некоторых случаях довольно проблематично, то в этом случае следует руководствоваться положениями Федерального закона “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ, в котором указано, что маркетинговые предложения могут распространяться по телефонной связи после получения согласия абонентов.

Какие услуги могут навязать потребителю

В настоящее время самыми распространенными навязываемыми услугами являются:

  • продвижение банковскими организациями страховых случаев при подписании кредитного соглашения;
  • оплата дополнительных работ, связанных с обслуживанием медицинских устройств;
  • дополнительные сервисы, предлагаемые сотовым оператором;
  • включение дополнительных пунктов при заключении договора в сфере ЖКХ (например, обязательство приобрести счетчик в определенной компании);
  • услуги нотариальной конторы или прочие работы, имеющие платное техническое сопровождение;
  • оформление крупных приобретений.
Читайте также:   Что такое коммерческий подкуп и какая за него может быть ответственность

О навязывании услуг по страхованию следует остановиться подробнее, ибо это один из самых распространенных случаев недобросовестного поведения продавцов.

Договор страхования может быть заключен в отношении собственности, жизни или здоровья потребителя, однако следует понимать, что страхование носит автономный характер и не имеет прямой связи с получением кредитных средств.

Зачастую страховщики навязывают свои услуги при оформлении договоров по программе ОСАГО либо действуют через кредитные организации, которые в свою очередь включают их при заключении договоров о потребительских займах.

Организации вынуждают потребителей покупать не только обязательные продукты страхования, но и дополнительные, что в результате ведет к лишним затратам со стороны покупателя.

Вышеперечисленные действия страховых или кредитных организаций нарушают законодательные положения.

Это означает, что коммерческая фирма не может отказать клиенту в предоставлении сервиса основного характера, если он отказался покупать дополнительный пакет.

Стоит иметь в виду, что в маркетинговых условиях многие товары можно приобрести по акции, поэтому эти случаи нельзя считать навязыванием.

Главным условием подобного хода является то, предоставлен ли покупателю выбор: если предложение затрагивает покупку одного или нескольких предметов по сниженной цене, то речь идет об акции.

Если же продавец заявляет, что автономно приобрести товар или услугу не получится, его действия можно рассматривать как навязывание.

Действия потребителя

Чтобы иметь возможность защитить свои права, покупателю рекомендуется внимательно прочитать все положения договора перед его подписанием.

Особенно это относится к пунктам, отраженным в тексте мелким шрифтом. Если какие-то положение непонятны – необходимо уточнить их значение у продавца.

Если в результате подписания соглашения были выявлены разногласия – требуется обратиться к вышестоящему руководству.

Когда не получилось решить возникшую проблему путем устного обращения, пострадавшей стороне нужно написать претензионное заявление в двух экземплярах и направить в компанию, предоставляющую сервис.

Это может сделать и ее представитель, но только на основании нотариально оформленной доверенности.

Защита прав потребителей

Если и это не помогло – следует обратиться в уполномоченные органы, деятельность которых направлена на защиту потребительских прав.

Если потребитель осознает тот факт, что продавец навязывает ему те или иные услуги, ему необходимо передать данную информацию руководству фирмы.

Сделать это можно с помощью устных или письменных обращений.

Также есть возможность отразить претензию в специальной книге для жалоб.

Если руководство не принимает должных мер и не реагирует на обращение – помочь смогут компетентные в этом вопросе органы.

В первую очередь к таковым относится Роспотребнадзор. Деятельность данной службы направлена на проверку соблюдения законодательных положений в сфере потребительских прав.

Обратиться в территориальное подразделение той или иной инстанции можно лично, по почте или через интернет. После обращения начинается проверка по факту несоблюдения конкретной организацией законов.

Если нарушения имеют финансовый характер, жалобы заявителей также уполномочена рассматривать Федеральная антимонопольная служба РФ.

В отдельных случаях можно посетить прокуратуру. Этот орган уполномочен на проведение внеплановых проверок в случае нарушения прав потребителей.

Если в результате действий продавца потребитель понес убытки, он может обратиться в судебные органы для защиты своих прав. Это гарантирует восстановление справедливости.

В судебном разбирательстве обязательно участвует сотрудник Роспотребнадзора. В исковом заявлении обязательно отражаются такие пункты, как:

  • полное название органа, куда подается иск;
  • данные заявителя и контактная информация о нем (в случае с представителем – отражение сведений о нем);
  • название компании-ответчика, ее фактический и юридический адреса;
  • изложение жалобы;
  • доказательства, с помощью которых можно подтвердить нарушение прав;
  • обоснование стоимости исковых требований;
  • ссылка на использование досудебного порядка урегулирования возникшей проблемы.

К заявлению обязательно прикладывают копию жалобы, поданной продавцу, так как это гарантирует восстановление продавцом своих ущемленных прав. Все прилагаемые документы отражаются в форме списка.

[docs]

Ответственность продавца

Таким образом, за нарушение положений закона в части защиты потребительских прав для продавца установлена строгая ответственность.

Если на практике имело место навязывание возмездного сервиса, что повлекло нарушение закрепленных законами потребительских прав, к нарушителю применяются положения административного законодательства.

Если в судебном порядке сделка будет признана недействительной, продавцу придется вернуть деньги, затраченные покупателем на приобретение ненужного ему товара или неактуальной услуги.

Основным видом наказания в данном случае является наложение штрафной санкции, которая равна 50 тыс. руб.

Подробнее о нарушениях, связанных с оказанием страховых услуг, можно узнать из видео.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector