Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Виды и отличия товарных знаков

Товарный знак — это обозначение, индивидуализирующее продукцию, принадлежащую юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Сортировка товарных знаков проводится согласно следующим признакам:

  • по форме представления;
  • по праву владения;
  • по объектам идентификации.

Виды товарных знаков

По форме представления

По форме выражения товарные знаки (далее ТЗ) бывают разных видов.

Словесные

Словесные товарные знаки включают в себя реальные и выдуманные слова, словосочетания и сочетания букв. Всякие лозунги, девизы, слоганы тоже приписывают к ним.

Более 85% предпринимателей разных стран мира, как свидетельствуют зарубежные специалисты, традиционно предпочитают данный вид ТЗ. Объясняется это довольно просто. Словесную символику несложно создать, легко запомнить, а также воспроизвести. Она выделяет фирменную продукцию среди многообразия других товаров, благодаря чему ее можно продать на 30% дороже немаркированной.

Bosch

Примеры: название компании – Bosch, слоган Tefal – «Ты всегда думаешь о нас».

Изобразительные

ТЗ графического характера охватывают большой диапазон изображений. Это и оригинальные картинки людей, вымышленных персонажей, представители животного мира, разнообразные геометрические фигуры, географические или другие объекты, а также различные предметы, линии и даже пятна.

Изобразительный знак играет роль символа, логотипа или эмблемы фирмы, поэтому должен обладать неповторимым дизайном, а также запоминающейся стилизацией.

Adidas

Пример: логотип спортивного бренда Adidas.

Звуковые

В последние годы звуковые обозначения получают все большую популярность. Они представлены звуком или звукосочетанием, кусками музыкальных композиций, заставками телепередач, позывными радиостанций, природными, производственными и другими шумами, джинглами мобильных устройств.

Обычно звуковой знак представляет собой короткую законченную музыкальную фразу с пропевом наименования бренда или его лозунга.

Nokia

Пример: музыкальная заставка Nokia.

Объемные

Знаки объемного вида включают в себя трехмерные предметы и фигуры. Практически всегда представляют либо оригинальную тару, либо непосредственно саму продукцию. Часто объемные ТЗ регистрируют производители алкоголя или парфюмерии, поскольку бутылки и флаконы имеют специфическую форму.

Coca-Cola

Пример: бутылка Coca-Cola.

Комбинированные

Как ясно из названия, эти товарные знаки состоят из комбинаций двух или нескольких видов знаков. Чаще всего встречаются комбинации слова и изображения.

Пример: название МТС и яйцо на красном фоне.

Световые

Световые ТЗ обычно представляют осветительные приборы, которые можно использовать для наружной рекламы. При регистрации таких знаков нужно обозначить продолжительность и последовательность сигналов света.

Обонятельные

ТЗ обонятельного вида представляются ароматами или ароматическими подписями, формулами химических соединений. Обонятельные товарные знаки редко регистрируют как в России, так и во всем мире, поскольку сложно описать запах. Для этого нужно представить характеристики аромата.

Голографические

Голографические ТЗ — это радужные голограммы с присутствующими на них словесными или изобразительными обозначениями, а также их комбинациями. Регистрация голографических знаков осуществляется с подробным описанием голограммы, угла съемки, а также общего вида. Более того, требуется приложить фотокопию, которая иллюстрирует эффект голограммы.

Голографические ТЗ

Осязательные

Осязательные ТЗ создаются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Но также это может быть графическое изображение с подробным описанием тактильных свойств знака.

Позиционные

Фирмы, производящие одежду, обувь или парфюмерию, предпочитают позиционные знаки, поскольку они представляют собой эмблемы или логотипы и располагаются на этикетках или определенной части продукции.

Вкусовые

Регистрация вкусовых обозначений должна осуществляться путем описания вкусовых качеств. Ни одна попытка пока не увенчалась успехом.

Цветовые

Цветовые знаки обычно состоят либо из одного, либо из нескольких цветов. Регистрация возможна при описании цвета или указании номера в цветовом справочнике. При этом нужно предоставить закрашенный выбранным цветом квадрат в виде образца.

Изменяющиеся

Движущиеся, они же мультимедийные ТЗ представляют собой короткие видеоролики или изображения с форматом гиф. Изменяющийся знак довольно непросто зарегистрировать. Необходимо приложить картинку с подробным описанием последовательности кадров и пояснением к каждому.

По праву владения

Товарные знаки по праву владения бывают индивидуальные и коллективные. Регистрация индивидуального знака осуществляется на имя конкретного индивидуального предпринимателя. Коллективный знак принадлежит владельцам объединенных в группу предприятий. Он индивидуализирует продукцию, производством и реализацией которой занимаются предприятия.

По объектам идентификации

Ассортиментные ТЗПо объектам идентификации товарные обозначения разделяют на фирменные и ассортиментные.

Фирменные осуществляют индивидуализацию производителей продукции и услуг. Их, опять же, делят на обыкновенные и престижные.

Обозначение обыкновенного типа является самостоятельной разработкой доверенного сотрудника фирмы или нанятого дизайнера.

В основном престижные знаки можно найти на международных или национальных выставках – это награды или медали за особые достижения. Продукцию, имеющую престижный знак, можно вывести на внешний рынок. Более того, награжденную продукцию можно реализовать дороже внутри страны и за границей.

Читайте также:   Реестр товарных знаков Роспатента

Ассортиментные ТЗ осуществляют индивидуализацию принадлежности продукции. Их делят на видовые и марочные.

Первые индивидуализируют вид производимой продукции. При регистрации таких товарных обозначений нужно предоставить словесную информацию о наименовании продукции либо ее изображение. Практически всегда эти знаки используют совместно с марочными.

Марочные осуществляют индивидуализацию торговой марки или наименования. Данные об этих обозначениях могут быть словесные, изобразительные, комбинированные.

Требования

По рекламоспособности к товарным обозначениям предъявляют нижеуказанные требования:

  1. Простота и звучность — обеспечивают легкое восприятие, распознавание и запоминание товарного обозначения.
  2. Оригинальность — чтобы ТЗ отличался от обозначений конкурентов.
  3. Жизнеспособность — для дальнейшей модификации товарного обозначения.
  4. Охраноспособность — для регистрации, которая превратит товарное обозначение в охраняемый объект.
  5. Многофункциональность — чтобы наименование не искажалось при смене цвета.
  6. Ассоциативность — товар должен соответствовать специфике деятельности производителя.
  7. Интернациональность — чтобы легко и положительно воспринимался иностранными потребителями.

Государственная регистрация

Только регистрация дает право юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на товарный знак.

Свидетельство о регистрации

Чтобы зарегистрировать ТЗ, нужно обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Заявка должна включать информацию о заявителе и знаке с его детальным описанием, плюс перечень продукции, к которой он будет применен.

Подача заявления является обязательным условием для выполнения экспертиз. На основе их результатов принимается положительное или отрицательное решение.

Не все слова и изображения можно зарегистрировать. Слова и словосочетания общего применения для обособления определенной продукции или прямые указания не допускаются к регистрации. Например, слова «молочные продукты» или «сметана» нельзя регистрировать в качестве товарного знака.

Не допускаются к регистрации следующие товарные обозначения:

  • одиночные буквы, цифры;
  • слова общего применения;
  • общепринятая символика и терминология;
  • государственная символика;
  • названия стран или международных организаций;
  • способные ввести в заблуждение;
  • противоречащие принципам морали;
  • уже зарегистрированные схожие по смешению;
  • ранее заявленные на регистрацию схожие по смешению;
  • схожие по произношению с уже зарегистрированными;
  • общеизвестные произведения, имена персонажей, если нет согласия правообладателя;
  • ФИО, псевдонимы известных людей, если нет их согласия.

Отличия понятий

МТСМногие несправедливо путают понятия товарный знак, знак обслуживания, торговая марка, логотип, не зная, что это разные термины.

Знак обслуживания – обозначение, индивидуализирующее выполняемые работы и оказываемые услуги юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Правильно говорить «товарный знак» и «знак обслуживания». Юридически в России именно они подлежат охране в качестве интеллектуальной собственности.

Некоторые потребители выражение «торговая марка» используют в быту, однако, это всего лишь дословный перевод английского словосочетания trade mark. Логотип — это изобразительный ТЗ. Определения «торговый знак» не существует.

Правила пользования

Первым делом производителю следует решить, использовать товарный знак или нет. Сопоставив расходы на регистрацию и возможные доходы, производитель принимает решение.

Товарный знак можно зарегистрировать:

  • на отдельный товар;
  • на всю производимую продукцию;
  • на определенную линейку.
Регистрировать ТЗ стоит, только если есть уверенность в качестве продукции, поскольку некачественный товар лишь вызовет отторжение к производителю и его товарному обозначению.

Обязательные правила применения товарных обозначений:

  • товарный знак нужно выделять каким-либо способом и следовать ему;
  • в тексте при первом упоминании необходимо оставлять сноску о ТЗ;
  • использовать знак можно лишь в зарегистрированном виде;
  • нельзя использовать обозначение во множественном числе, если оно регистрировалось в единственном;
  • запрещено применение в разбавочной словоформе.

Правовая охрана

Правовая охрана товарного обозначения обеспечивается как внутри страны, так и за рубежом. Согласно международным правилам, юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие на внешнем рынке, должны проводить регистрацию ТЗ во всех странах, в которых осуществляют свою деятельность. В настоящее время правовую охрану обеспечивают более 160 стран.

Более 90 из них имеют законодательную базу, которая определяет возможность регистрации и использования товарного знака. Контроль выполнения правил  по регистрации и использованию осуществляют патентные ведомства. Во многих странах регистрация автоматически обеспечивает охрану ТЗ.

Подробнее про регистрацию товарных знаков можно узнать на данном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector