Содержание статьи
Гражданское право различных стран выделяет несколько основных средств индивидуализации, применяемых для классификации организаций, предоставляемых ими услуг и производимых товаров во всех отраслях хозяйства.
Одним из наиболее важных представляется понятие фирменного наименования юридического лица. Его обладатель может как угодно использовать объект интеллектуальной собственности в своих интересах, а также ограничивать и препятствовать применению данного объекта другими лицами.
Определение и исключительное право
Термин фирменное наименование в целом подразумевает конкретное название, облегчающее идентификацию организации. Та, в свою очередь, может принадлежать как юридическому, так и физическому лицу. Фактически – это персонификация юридического лица.
Фирменное наименование отличается от других средств индивидуализации тем, что присутствует у всех юридических лиц. Его указывают в документах при регистрации каждой вновь образующейся организации. Далее оно будет применяться в коммерческой деятельности, финансовых вопросах, при получении кредитов и в судебных разбирательствах.
Получить его можно лишь став владельцем организации первоначального носителя данного права. В дальнейшем, возможна его персональная оценка и продажа в собственность совместно с этой организацией. Причем возможна продажа без оговорок или оговорка о прекращении действии права через определенный промежуток времени.
Структура понятия, ее состав
Итак, фирменное наименование позволяет потребителю определить и «опознать» конкретную организацию, выделить ее товары и услуги из общей массы рынка. Главное в этом понятии – маркетинговое и рекламное назначения, влияющее на восприятие и оценку функционирования организации.
Помимо маркетинга, это наименование информирует и об области деятельности, статусе фирмы, ее происхождении. Его применяют, создавая печать организации и в документообороте.
С точки зрения государства, присвоение уникальных фирменных наименований – основное средство для регуляции отношений на рынке.
Фирменное наименование обладает структурой, состоящей из нескольких частей, две из них являются обязательными. Нюансы их применения регулируются статьей 1473 ГК РФ и некоторыми федеральными законами.
Обязательными составляющими являются:
- определение организационно-правовой формы (ГУП, МУП, ЗАО и так далее);
- непосредственно само наименование юридического лица, предложенное его учредителем.
Полный перечень возможных вариаций ограничен ОКОПФ (Общероссийским классификатором организационно-правовых форм). Эта составляющая наименования наименее подвержена каким-либо изменениям, в отличие от самого названия фирмы, ограниченного лишь фантазией их учредителей и некоторых положений ГК.
Указывать в наименовании род деятельности образованной организации необязательно. Как вариант: если полное название организации – ООО «Торгово-производственная кампания «Мир задвижек», то вполне допустимым является сокращенное наименование ООО «Мир Задвижек».
Та же статья Гражданского кодекса позволяет предприятиям легально применять шесть видов названия. При этом возможны полные и сокращенные варианты с использованием русского, иностранного языков, а также любого языка одного из народов нашей страны. При этом обязательным для каждой организации является полное фирменное наименование.
В чем заключается право на фирменное наименование, можно узнать из данного видеообращения.
Особенности регистрации
В данном случае для фирменного наименования не нужна отдельная регистрация. В соответствии с Федеральным законом №129, статьей 51 ГК РФ, оно указывается в уставе организации при ее регистрации. Фирма при этом включается в ЕГРЮЛ. С текущего момента и возникает право на фирменное наименование.
В случае смены названия, процедура подразумевает редактуру устава и предоставление в налоговую службу необходимого комплекта документов. Затем производится внесение поправок в реестр юридических лиц. После этого возникнет исключительное право на измененное название фирмы.
Плата за регистрацию в ЕГРЮЛ взимается в виде единовременной пошлины. Последующая эксплуатация фирменного наименования и охрана прав не требует каких-либо взносов.
Дополнительные денежные сборы предусмотрены в случае регистрации наименований, включающих в себя какие-либо словоформы названия государства, к примеру – банк «Российский капитал». Эта норма не затрагивает властные государственные органы.
Субъекты федерации имеют право и пользуются схожими нормами, облагая сборами наименования фирм, включающие в себя производные слова от названия региона или города.
Требования к наименованию и его проверка на уникальность
Статьи 1473 и 1474 Гражданского кодекса определяют ограничения при создании фирменного наименования организации.
Так, запрещается применять идентичные наименования уже имеющихся юридических лиц при совпадении вида деятельности. Это касается и тех случаев, когда наименование нового предприятия включается в ЕГРЮЛ позднее, чем аналогичное название другой организации.
Фирма с тем же названием и более давним сроком регистрации легко подаст в суд на новоиспеченного «тезку».
Уникальность выбираемых названий можно сверять на специализированных ресурсах в Интернете, например – на сайте ФНС nalog.ru.
Итак, в фирменном наименовании не употребляют:
- полные названия государств, их сокращенные варианты, в том числе и производные от них;
- названия каких-либо органов власти или местных муниципалитетов, общественных организаций;
- термины или обозначения несовместимые с нормами принятой в обществе морали.
Запрещено использование слов «Россия», «Российская Федерация» и их словоформ. Однако Министерство юстиции РФ имеет право разрешать их употребление в следующих случаях:
- если организация представлена в большинстве субъектов РФ (более 50 %);
- если она представляет собой крупнейшего налогоплательщика;
- если компания лидирует в своей товарной нише или имеет долю на этом рынке свыше 35 %;
- если государство владеет более чем четвертью уставного капитала этого хозяйствующего субъекта или свыше 25 % голосующих акций.
Запрещено также использование некоторых других слов, в частности – определения «олимпийский». Названия городов можно применять только в случае специального разрешения.
Иностранные слова в наименовании могут быть использованы только в русской транскрипции. Неправильный вариант – «ООО «Sin city». Правильно – «ООО «Син Сити».
Обязательным для некоторых сфер деятельности (кредитные организации, ломбарды) является указание в наименовании этих видов деятельности.
Принципы защиты и формы нарушения права
Законы РФ однозначно запрещают возможность применения отдельным предприятием фирменного наименования другого. Запрещены и схожие смешанные формы, если они могут ввести потребителей в заблуждение.
Эта норма распространяется на территориальные зоны и касается организаций, функционирующих в той же сфере.
Также распространены следующие виды нарушения этого права:
- регистрация и применение товарных знаков, аналогичных или схожих с чьим-либо фирменным вариантом;
- употребление уже имеющегося фирменного наименования в доменных именах в Интернете, а также рекламных материалах или документах;
- применение схожего коммерческого обозначения.
Все эти варианты объединены правом первенства на средства индивидуализации. Виновником в нарушении закона в любом случае будет то юридическое лицо, чьи права возникли позже. Отсутствие информации о наличии иного средства индивидуализации при этом, не освободит от ответственности.
Среди типовых вариантов защиты фирменного наименования выделяют:
- принуждение юридических лиц, нарушающих чужие права, к смене названия;
- запрещение на применение коммерческих обозначений, идентичных или схожих;
- констатация недостаточной правовой охраны товарного знака;
- материальные компенсации, вследствие незаконного применения, особенно, в случае извлечения прибыли и нанесения тем самым серьезного ущерба обладателю прав на наименование.
Сходства и различия с товарным знаком
Оба эти средства индивидуализации используются чаще всего схожими методами: вывески на зданиях, указание на упаковке товара, рекламных материалах, в документах и на сайтах. Тем не менее, оба этих понятия наполнены разным функционалом и имеют отличные правовые характеристики.
Фирменное наименование регистрируется одномоментно с юридическим лицом. Его действие распространяется на территории всех стран-участниц Парижской конвенции. Объектом индивидуализации выступают коммерческие юридические лица.
Право на него нельзя передать каким-либо способом, как и получить компенсацию за его нарушение. Стоимость регистрации совпадает со стоимостью регистрации юридического лица.
Товарный знак не является для организаций обязательным. Его не нужно регистрировать в обязательной форме, эта процедура происходит в специальном порядке. При этом предприятие обязано находиться в ЕГРЮЛ.
Товарный знак действует только на территории России. Его применение в пределах других государств требует регистрации по их правилам. Обладатели товарных знаков имеют обширные возможности для его применения. В случае нарушения прав на него, не трудно получить компенсацию по законам РФ. Ее размеры колеблются в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Минимальный размер пошлины за патент на товарный знак – 30 400 рублей.
Дополнительные средства индивидуализации
Российскими законами выделяются и охраняются и другие обозначения, помогающие различать организации, товары и услуги.
Помимо уже описанных понятий, практическое значение имеют также – коммерческое обозначение и наименование места происхождения товара (НМПТ).
Под коммерческим обозначением понимают используемое фирмой общеизвестное наименование, характеризующее ее деятельность. Оно не требует отдельной регистрации. Типичные примеры: «АвтоВАЗ», «Газпром». Его отличие от фирменного наименования в том, что последнее используется в отношениях между организациями, а коммерческое обозначение применяют для взаимодействия покупателя и предпринимателя.
НМПТ дает возможность закрепления товарного наименования в привязке к отдельной территории. В этом состоит основное отличие этого средства от других. Классические примеры: дымковская игрушка, вологодское масло, белевская пастила.
Право на одно НМПТ может принадлежать нескольким производителям из одного региона, предлагающим идентичную продукцию.
Популярные в мировом масштабе НМПТ: вестфальский окорок, пармская ветчина, коньяк, арманьяк, шампанское и др.
Способы, советы и рекомендации по защите фирменного наименования приведены в данном выпуске новостей.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются