Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Что стоит за понятием авторского права в современном мире

Понятие авторского права

Хотя термин «авторское право» используется в основном юристами, встречается он не только в нормативных документах, но и в жизни обычных граждан, далеких от юриспруденции.

В России все аспекты, которые связаны с авторским правом, регулируются гл. 70 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее об этом можно узнать в данном материале.

Ракрытие термина

Авторское право можно рассматривать как с объективной, так как и субъективной стороны.

В первом случае учитываются только законодательные нормы, позволяющие авторам защищать свои права на определенные объекты интеллектуальной собственности.

С субъективной стороны авторские права представляют собой личные права каждого создателя на использование собственных произведений, фотографий и других объектов творческой деятельности.

Говоря об авторских правах, нельзя не упомянуть и права смежные. Это два схожих, но в то же время различных понятия. Оба они направлены на защиту прав творческих людей, но объекты при этом могут быть совсем разные.

Например, при создании романа авторское право остается у сочинителя. Но если по книге снимают фильм, то у режиссера появляется право на экранизацию, и тогда объектом выступает уже не книга, а видеозапись.

Такое разделение часто бывает условным. Так, режиссер кинофильма по отношению к объекту является автором, а режиссер спектакля – владельцем смежных прав, так как приравнивается к актерам-исполнителям.

Историческая справка

Понятие авторского права впервые было использовано во Франции в 1793 году.

Хотя считают, что первый подобный нормативный акт в этой сфере появился на 80 лет раньше в Англии, он не повлиял на мировую историю авторского права так, как это сделал французский закон.

В дальнейшем законодательство всех европейских стран в части защиты авторских прав менялось, постоянно усовершенствуясь.

Следующий важный этап развития – заключение международных договоров (Бернской и Женевской конвенций). Они были приняты в 1886 и 1952 годах и собрали воедино все нормы этой отрасли, обобщив их.

Что касается России, то первый нормативный акт, регулирующий отношения в сфере авторских прав, появился в стране в 1828 году.

В пользу того, что понятие прав автора существовало и использовалось и до 1828 года, говорит то, что это успешно демонстрировали все известные сочинители.

Издание и продажа произведений осуществлялись на основании договоров. Имела место и защита этих прав.

Произведения воспринимались как собственность сочинителя, поэтому отношения между писателем (музыкантом, поэтом) и третьими лицами возникали на основании вещного права.

Лишь к 1887 году нормы авторского права были внесены в «Свод законов гражданских Российской империи» 1832 года. Многие существующие и сейчас правила возникли на основании прецедентов.

К примеру, исключительное право наследников на продолжительное использование произведения после смерти сочинителя появилось после того, как подобную просьбу озвучила вдова А.С. Пушкина в 1856 году.

До этого времени срок использования был ограничен в среднем 30 годами. Вдове отказали, но в 1857 году этот срок для всех наследников продлили до 50 лет.

Юридическая сила

Правовой статус автора регулируется гражданским законодательством. Подтверждает это ст. 1257 ГК РФ, где сказано, что автором является лицо, которое создало произведение в результате творческой деятельности.

Создателем объекта может быть только физическое лицо, хотя впоследствии права могут перейти к юридическому лицу.

Авторское право возникает после создания произведений независимо от факта их обнародования.

Знак копирайта

Нет у создателя и необходимости в их дополнительной регистрации (ст. 1259 ГК РФ).

Но возможность регистрации у нотариуса или в соответствующих организациях все же предоставляется.

В некоторых случаях автор может использовать специальный защитный знак – ©.

Действие авторского права продолжается в течение всей жизни создателя и еще 70 лет после его смерти.

Если произведение опубликовано под псевдонимом, то срок действия составляет 70 лет со дня публикации.

В случае если личность автора становится известной, используются стандартные сроки.

Виды авторских прав

В зависимости от объекта авторские права можно разделить на несколько категорий: это имущественные, неимущественные, исключительные и неисключительные права. Создатель произведения обладает всеми перечисленными.

Читайте также:   Как правильно использовать право на фирменное наименование

Личные неимущественные

Если говорить о характеристике неимущественных прав, то в первую очередь следует понимать, что это субъективные права граждан.

Они используются не только в сфере реализации авторских прав. Так, любой гражданин имеет право на частную жизнь, на охрану жизни, чести и достоинства.

Право на творческую деятельность неразрывно связано с авторством.

Из этого следует, что к основным личным неимущественным авторским правам можно отнести следующие:

  • на имя;
  • на неприкосновенность объекта интеллектуальной собственности;
  • на публикацию (обнародование) произведения;
  • на отзыв от обнародования.

Неимущественные права является неприкосновенными и сохраняются, даже если создатель уступает их часть третьим лицам.

Исключительные (имущественные)

Исключительность в данном случае характеризуется тем, сколько субъектов обладает авторскими правами по отношению к определенному объекту.

Если у лица есть единоличное право на произведение, это указывает на его исключительность.

Он вправе самостоятельно распоряжаться объектом, не ставя в известность других лиц, что невозможно в случае соавторства.

С юридической точки зрения исключительные авторские права рассматриваются как имущественные.

Владелец может как позволять, так и не позволять осуществление определенных действий по отношению к произведению:

  • воспроизводить его;
  • осуществлять публикацию (обнародование);
  • импортировать;
  • переводить или переделывать и т. д.

Исключительные авторские права можно передать по наследству. Кроме того, часть этих прав писатель или музыкант может передать третьим лицам.

Иные

Помимо исключительных и личных неимущественных авторских прав, в российском законодательстве есть еще одна группа – иные права.

К примеру, право на вознаграждение – это не личное право сочинителя. Другими словами, оно не всегда возникает вместе с выходом произведения.

Законодательством установлены случаи, когда данное право может появиться:

  1. Автор передает другому лицу часть своих исключительных прав.
  2. Произведение используется для получения прибыли.

Эти моменты всегда взаимосвязаны. Физическое лицо при этом заключает договор о передаче исключительных прав (к примеру, лицензионное соглашение).

Согласно этому документу, получатель обязан предоставить второй стороне вознаграждение, порядок и сроки уплаты которого регулируются договором.

Законная возможность получения вознаграждения без соглашения возникает в следующих исключительных случаях:

  1. Если работодатель в течение 3-х дней после получения объекта от автора стал использовать его, передал третьим лицам и т. д.
  2. Владелец передал часть своих полномочий организации, которая уже обладает определенными авторскими правами.
  3. Было осуществлено публичное воспроизведение.

Еще одна разновидность – это право следования. В 2018 году в ГК РФ были внесены определенные изменения, которые отразились на реализации именно этого права.

Ранее при отчуждении прав на объект (а конкретно — на произведение изобразительного искусства) авторы могли получать процент от каждой его перепродажи только тогда, когда юридическое лицо или ИП были посредниками в данной сделке.

Теперь выплаты осуществляются и в том случае, когда ИП или организация является не только посредником, но еще покупателем или продавцом.

Что касается права доступа, то им обладают также создатели объектов изобразительного искусства.

Это понятие включает в себя возможность осуществлять фото- или видеосъемку или использовать любой другой способ воспроизведения собственных произведений.

Выводы

Таким образом, все объекты, созданные с помощью творческой деятельности, принадлежат их авторам.

Они могут быть использованы для получения прибыли, а могут и никогда не быть опубликованы.

Автор может передать часть своих полномочий другим лицам или организациям, но не может отказаться от них полностью. Зато передавать их по наследству закон разрешает.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector