Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Как правильно использовать право на фирменное наименование

Таблички с названием

При возникновении нового предприятия или другой компании фирменное наименование является одним из вариантов индивидуализации юридического лица.

Оно указывает на собственника, его организационно-правовую форму, обеспечивает неприкосновенность компании. В целом название призвано выделить предприятие из числа других.

Общая информация

Фирменное наименование – это средство индивидуализации коммерческих предприятий.

Характерная особенность названия – его наличие у каждого юридического лица.

В большинстве случаев прослеживается привязка к недвижимому имуществу или виду деятельности, в то время как указание на определенное территориальное место привязки встречается крайне редко.

Что касается товарного знака, то некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели не имеют права на его держание.

При этом название некоммерческого предприятия находится под защитой закона, но суды в защите данного права по факту отказывают.

Правовой аспект

Как указывает ст. 1473 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны обладать фирменным наименованием. Это относится и к кредитным организациям, действующим под данным названием.

Правовая защита наименования

Согласно Парижской конвенции от 20.03.1883 и ст. 1225 ГК РФ, индивидуальное название каждой коммерческой или промышленной компании находится под защитой.

При этом такой защитой оно наделено со дня регистрации предприятия (см. ст. 1473 и ст. 1475 ГК РФ).

П. 1 ст. 1474 ГК РФ дает юридическому лицу право использовать свое индивидуальное название любым не противоречащим законодательству способом.

На основании п. 4 данной статьи владелец наименования вправе обратиться в суд с требованием прекратить применение имени, если произошло его использование до признаков смешения другим предприятием, работающим в таком же направлении.

Отличие от товарного знака

Основное предназначение фирменного наименования – это индивидуализация, которая обеспечивает распознавание поставщика на рынке как потребителями, так и партнерами или конкурентами.

Название предприятия указывается во всех документах и используется при формировании печати.

Кроме того, по названию можно определить статус предприятия, его направленность в деятельности и происхождение.

Также его наличие играет весомую роль в государственных экономических отношениях.

В процессе применения фирменного наименования необходимо помнить, что оно не заменяет товарный знак, так как это два разных атрибута.

Различия касаются следующих пунктов:

  1. Иметь товарный знак не обязательно.
  2. Фирменное наименование нельзя использовать до регистрации предприятия.
  3. Чтобы товарный знак стал охраняем, нужно пройти длительную и порой мучительную процедуру оформления. При этом предприятие должно находиться в госреестре юридических лиц.
  4. Правоустанавливающий документ на товарный знак имеет период действия в 10 лет. В качестве него выступает свидетельство о госрегистрации.

Государственная регистрация

Исходя из гл. 76 ГК РФ, фирменное наименование прописывается в Уставе организации, основном учредительном документе организации.

Одновременно с этим событием выполняется внесение юридического лица в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ). Такое действие и является регистрацией фирменного названия.

При необходимости внесения изменений необходимо делать новую запись в Устав с последующей подачей документов в налоговую службу (ФНС РФ), которая и заменит информацию о юридическом лице в реестре предприятий.

Первоначально регистрация фирменного названия не требуется, но в дальнейшем, при внесении изменений, ее необходимо будет пройти отдельно.

Проверка полученной документации в ФНС выполняется в течение 30 дней, после чего вносится запись в госреестр.

Если же пакет будет неполным или неточным, пользователь уведомляется об этом для исправления ситуации.

Защита прав

Нарушение применения фирменного названия происходит в нескольких случаях, перечисленных в законодательных актах:

  • использование названия, тождественного до признаков смешения, предприятием аналогичной сферы деятельности;
  • регистрация и использование товарного знака, схожего до смешения с фирменным названием;
  • регистрация домена с таким же наименованием, использование чужого названия в собственных документах, рекламе;
  • выдвижение коммерческого предложения с использованием чужого имени.
Читайте также:   Российское патентное право: что это

Согласно ст. 1474 ГК РФ, во всех случаях нарушителем будет считаться лицо, которое использовало имя позже.

Это справедливо и в отношении лиц, не знавших о существовании подобного способа индивидуализации у другого юридического лица.

Предприниматель будет иметь повышенную ответственность согласно Гражданскому Кодексу РФ.

Признаки тождественности

Определить тождественное наименование достаточно легко.

Это названия, схожесть которых проявляется буквально во всем – в каждом слове, изображении или звуке – и доходит до степени смешения.

Во-первых, это графические совпадения. Они касаются таких явлений, как:

  • использование эквивалентных букв алфавита с целью передачи одинакового смысла (например, ООО «Окно» и ООО «Okno»);
  • написание одинаковых букв с различным регистром (ООО «УРАЛМАШ» и ООО «Уралмаш»);
  • применение различных символов и знаков с целью разъединения одинаковых фраз или слов (ООО «Месяц солнце» и ООО «Месяц-солнце»);
  • употребление отдельных букв в тождественных названиях (ООО «Магистр» и ООО «Магистр и К»).
Применение частей слов или однокоренных слов не будет считаться схожестью: Иннополис и Мегаполис.

Во-вторых, к смысловым смешениям относят:

  • использование родовых или видовых признаков предмета в дополнении слов (например, ООО «Алмаз» и ООО «Алмаз в кольце» или ООО «Мастер» и ООО ЖЭК «Мастер»);
  • совмещение словесного обозначения и символов (ООО «Ру» и ООО «Точка Ру»);
  • разная организационно-правовая форма при одинаковом названии (ООО и ОАО, а название при этом «Лепесток»).

Примером звуковой схожести является произношение различно написанных слов, которое дает одно звучание (Дымов и Дымофф).

Все перечисленные признаки можно определять как по отдельности, так и при одновременном их использовании.

Ответственность за незаконное использование

Согласно законодательству, предприятие не вправе использовать наименование, которое является тождественным с другим и вводит потребителя в заблуждение.

Такое требование касается одного вида деятельности и единой территориальной зоны.

В случае нарушения требования юридическое лицо несет административную и уголовную ответственность.

Предел ответственности зависит от сложившейся ситуации, то есть когда именно предприятием была получена прибыль (после применения чужого имени).

Для защиты фирменного названия применяются такие средства:

  • требование о смене наименования прочим юридическим лицом;
  • запрет использования тождественного обозначения, имеющего признаки смешения;
  • признание недействительной защиту права на схожий с именем товарный знак;
  • требование компенсации морального ущерба.

В последнем случае оценить нанесенный ущерб в денежном эквиваленте достаточно сложно, поэтому данный вариант встречается редко.

Таким образом, к определению названия будущего предприятия необходимо подойти со всей ответственностью, так как оно будет указывать на его статус, значение и экономический масштаб.

Недопустимо, чтобы оно походило на наименования уже существующих компаний или делало намек на другое предприятие со сходным звучанием и похожей символикой.

О праве на фирменное наименование можно узнать из видеоролика.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector