Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Конфликты в организации: причины и возможные последствия

Производственный конфликт

Производственные конфликты встречаются повсеместно, поскольку человеческое общество предполагает различные модели поведения и реакции на это со стороны социума.

Для того чтобы спорные ситуации не сказывались на качестве и процессе работы, необходимо иметь четкое представление о ряде важных моментов.

О том, почему возникают конфликты, в каком виде они могут проявляться и что будет без своевременного урегулирования ситуации, будет рассказано ниже.

Причины и источники

Разногласия в трудовом коллективе могут нести как отрицательный, так и положительный характер воздействия на общую атмосферу.

Если конфликт в организации не переходит рамки дозволенного, не перерастает в серьезные споры и не влечет разлада общей работы, то в итоге может быть полезен для сотрудников и их руководителей.

По мнению психологов, производственный конфликт может нести определенную пользу и иметь ряд положительных моментов.

Сюда относят возможность выявлять скрытые проблемы организации, планировать более эффективные стратегии для развития не только самой компании, но и ее коллектива.

Чтобы понять, какое воздействие на работу организации оказывает тот или иной конфликт, следует разобраться с его причинами.

К таковым относят следующие:

  • распределение общих ресурсов производственного характера, происходящее с нарушением чьих-либо интересов (необоснованное различие в заработной плате, неправильное распределение материалов роботы и др.);
  • выполнение трудовых функций конкретным работником или группой таких людей, не соответствующее целям деятельности организации и сказавшееся на работе одного или нескольких человек;
  • различные взгляды на рабочую ситуацию и оценку человеческих и профессиональных ценностей;
  • отсутствие взаимопонимания и слаженной работы между сотрудниками ввиду отличий по возрасту, опыту, стажу, образованию;
  • некачественное информирование сотрудников о рабочем процессе;
  • некорректная оценка работы лиц и распределение обязанностей, влекущее пересечение нескольких сфер деятельности;
  • неточности при постановке трудовых задач.

Источниками таких проблем могут выступать не только работодатели, недобросовестно подходящие к организации работы, но и сотрудники.

Основные функции и роль

Значение конфликтов для деятельности организации определяется исходя из видов спорных ситуаций и аспектов, которые ими затрагиваются.

Поскольку конфликты могут оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на работу сотрудников компании, отсюда вытекает и градация спорных ситуаций на конкретные разновидности.

Рассматриваемые конфликты можно условно разделить на два вида. Они и определяют роль спорных моментов в деятельности любой компании:

  1. Функциональные. Прохождение и разрешение данного вида конфликтов приводит к повышению эффективности труда сотрудников. Посредством споров определяется подходящая стратегия дальнейшего развития компании, что играет положительную роль в ее будущей работе.
  2. Дисфункциональные. Здесь конфликт носит полностью негативный характер, поскольку ведет к ухудшению или к полному исключению личностного комфорта при работе в коллективе, а также разбивает групповые взаимосвязи. Нередко это влечет нарушение порядка управления организацией и осуществления основной деятельности.

Поэтому первой стадией при разрешении возникшего конфликта выступает оценка его вида и роли с точки зрения пользы или вреда, которые может принести спорная ситуация.

Типы и характеристика

Предусматривается также разделение производственных конфликтов на типы, которые устанавливаются исходя из состава конфликтующих сторон и могут затрагивать как одного человека, так и несколько групп сотрудников.

Можно определить четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между индивидом и группой, межгрупповой.

Внутриличностное противоречие

Данный вариант конфликта касается одного сотрудника и проявляется в несоответствии предъявляемых требований со стороны работодателя тем ценностям и личностным принципам, которым придерживается рассматриваемое лицо.

Внутриличностный конфликт

Также сюда можно отнести ситуации, при которых трудовые функции и условия их выполнения идут вразрез друг другу, что вызывает у сотрудника сомнения и влияет на его работоспособность.

В итоге лицо может находиться в постоянном стрессе, чувствовать усталость, недосып и т.д.

Примером внутриличностного конфликта выступает неудовлетворенность работой, которой занят человек, из-за чего снижается его активность, обостряются стрессовые ситуации. В целом это влияет на его общее самочувствие.

Однако подобный вариант не всегда может привести к отрицательному результату.

Если сотрудник работает над собой и пытается преодолеть барьеры при реализации трудовых функций, то в результате у него появляется шанс повысить степень работоспособности.

Нередко в таких ситуациях людям приходится обращаться к психологам.

Читайте также:   Определение целей обработки персональных данных и способов работы с ними

Межличностные разногласия

В данной ситуации конфликтная ситуация возникает между разными людьми. Здесь происходит столкновение интересов, которые не совпадают, что приводит к нарушению рабочего процесса, успех которого – общая цель конфликтующих сторон.

Межличностный конфликт

Внутри организации могут столкнуться категории сотрудников, обладающие различным уровнем должностей и объемом полномочий.

Причинами таких конфликтов выступают личные принципы и взгляды на работу, которые не соответствуют тем же позициям оппонента.

Пример межличностного конфликта – спор между руководителями двух разных отделов.

Такие лица могут спорить относительно распределения рабочей силы, предоставленных для осуществления труда ресурсов, денежных средств.

Цель общая – выполнить план, оказать услугу, продать товар и т.п. Однако взгляды на использование средств отличаются ввиду различий не в должностях, а в характере работы.

Данный пример ярко отражает столкновение рабочих интересов двух сотрудников.

Между индивидом и группой

При таком варианте столкновение может произойти как между работниками организации (а именно одним сотрудником и отдельным объединением его коллег), так и между руководством и подчиненными.

Конфликт между индивидом и группой

Смысл такого конфликта в том, что взгляды личности не совпадают с общим устоявшимся мнением отдельной группы лиц, независимо от того, кто выступает сторонами спорной ситуации.

При этом возможность положительного разрешения конфликта между группой и одним сотрудником допускается только в том случае, если будет найден компромисс за счет совместного обсуждения проблемы.

Примером такого конфликта выступает спор между руководителем и группой непосредственно подчиняющихся ему сотрудников.

Нередко руководство предъявляет требования, которые работникам кажутся слишком строгими и завышенными, что порождает постоянные споры, отказ от выполнения трудовых функций, задержку рабочего процесса и проч.

Межгрупповой спор

Конфликт в данном случае может возникать между неформальными группами, то есть объединениями работников по интересам и взглядам, а также между руководящими лицами и их подчиненными.

Межгрупповой конфликт

Причинами спора могут быть как банальные вопросы распределения ресурсов для работы, так и взгляды относительно рабочего процесса для достижения поставленных результатов.

Примером межгруппового конфликта выступает столкновение административного корпуса и работников, состоящих в профсоюзе предприятия.

Предметом спора чаще всего выступает начисление заработной платы или предоставление социальных льгот, которые нередко администрацией утаиваются в целях экономии.

В данном случае конфликт возникает между объединением сотрудников и группой лиц, замещающих руководящие должности.

Возможные последствия

Конфликтные ситуации в компаниях могут носить самые различные последствия как для работника, так и для работодателя.

Итог спора одинаково сказывается на каждой стороне конфликта, ввиду чего и происходит градация последствий на две условные группы.

К позитивным относят следующие возможные результаты конфликтных ситуаций:

  • адаптация участников конфликта, его разрешение путем поиска компромисса, а также социализации личностей, участвующих в споре;
  • достижение комфортной обстановки, снижение уровня стресса работников;
  • перераспределение сил в организации с целью повышения результативности работы;
  • выявление недостатков и планирование трудового процесса;
  • поиск радикальных и неординарных решений проблем;
  • повышение эффективности информационных процессов.
Итогом конфликтов, носящих функциональный характер, является групповое сплочение сотрудников и руководителей, что способствует повышению производительности труда и скорости решения возникающих проблем.

Негативные последствия также характерны для любого вида конфликта и могут коснуться и руководителей, и сотрудников:

  • ограничение взаимодействия между сотрудниками, сказывающееся на результативности труда;
  • уменьшение деловых контактов (даже при функциональной необходимости);
  • падение мотивации к труду;
  • отвлечение от трудовой деятельности, потеря времени, бесполезная растрата ресурсов.

Указанные последствия наступают в совокупности, приводят к ухудшению социального самочувствия и повышают напряженность в коллективе.

Таким образом, конфликтные ситуации в организации не всегда приводят к негативным последствиям.

Разрешение возникших споров может повысить результативность работы, а может и понизить, что будет определяться способами разрешения и видами конфликтов.

Об общих моментах производственных конфликтов можно узнать из видеоролика.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector