Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Анализ отчета о финансовых результатах: методы и выводы

Анализ отчета о финансовых результатах — это процесс сравнительной оценки показателей деятельности компании в текущем и предыдущем периодах.

Зачем анализировать показатели

Сравнение финансовых показателей в динамике служит основой для принятия стратегических решений по улучшению деятельности компании:

  • повышению объема продаж;
  • оптимизации издержек;
  • регулированию размера торговой наценки;
  • сокращению расходов на обслуживание кредитов и др.

Сравнение показателей чистой прибыли и рентабельности составляет основу анализа отчета о прибылях и убытках (ф. 2) компании и позволяет сделать предварительные выводы о степени финансовой устойчивости.

Вертикальный анализ

При проведении расчетов этим методом первый показатель формы — объем продаж — принимается равным 100%, и рассчитывается доля других составляющих относительно этой величины.

К примеру, расчет рентабельности по компании методом вертикального анализа отчета о прибылях и убытках делается так: определяется доля финансового результата в выручке в процентном отношении. Это показывает, сколько чистой прибыли или убытка приходится на каждый рубль проданных товаров или оказанных услуг.

Другой важный показатель — валовая маржа, которая рассчитывается как отношение результата от продаж к выручке. Он используется для экспресс-оценки рентабельности продаж. Совокупный финансовый результат деятельности предприятия складывается не только из доходов от основной деятельности, но и других доходов и издержек. Например, полученные и выплаченные проценты, выручка от продажи активов и др. А валовая маржа показывает, насколько эффективно предприятие ведет основную деятельность и какова вероятность получения убытка в следующих периодах. Нормы валовой маржи различаются для экономических секторов: в торговле нормой является значение 30-40%, в производстве и строительстве — около 15%.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах позволяет определить, какой процент прибыли и затрат содержит каждый рубль выручки.

Примеры

Так выглядит отчет, составленный в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета:

Отчет о финансовых результатах

Расчет показателей общей рентабельности и валовой маржи:

Период R ВМ
2019 74 774 / 538 129 × 100 = 13,9% 179 844 / 538 129 × 100 = 33,4%
2020 112 113 / 650 541 × 100 = 17,2% 235 528 / 650 541 × 100 = 36,2%
Читайте также:   Увольнение сотрудника: какие отчеты сдавать

Оба показателя выросли, что указывает на положительную динамику.

Полный вертикальный анализ отчета выглядит так:

Вертикальный анализ финансовых показателейИз расчетов видно, что в 2020 году компания улучшила результаты деятельности: вырос объем продаж и чистый доход. Расходы тоже увеличились, но это вполне закономерное явление. К тому же их доля в выручке сократилась, что указывает на то, что компания оптимизирует затраты. Таким образом, на текущий момент основной задачей является распределение чистой прибыли.

Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках

Этот метод представляет собой сравнение данных за отчетный и предыдущий периоды в абсолютной величине (денежном выражении) и в процентном отношении. При необходимости расчеты делаются за несколько периодов. Для этого понадобится бухгалтерская отчетность за предыдущие годы.

Сравнение показателей позволяет принять стратегическое решение в случае отрицательной динамики. Так, при падении выручки следует предпринять такие действия:

  • увеличение торговой наценки;
  • освоение новых рынков сбыта.

Если растут издержки при том же объеме продаж, следует их оптимизировать. Например, поискать более дешевых поставщиков материалов или грузоперевозчиков.

В случае уменьшения чистой прибыли необходимы дополнительные данные по строкам ф. 2. К примеру, если прибыль упала по причине высоких издержек, изучите их состав, чтобы понимать, какие статьи расходов увеличились и почему.

Примеры

Обратите внимание на горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах на примере той же компании:

Горизонтальный анализ финансовых показателейВ следующем примере проведен горизонтальный анализ данных ф. 2 ПАО «Нефтяная компания “ЛУКОЙЛ”»:

Общие выводы горизонтального анализа отчета о финансовых результатах компании «ЛУКОЙЛ» такие:

  1. Выручка в 2020 году упала на 27%. Это произошло по причине сокращения нефтедобычи, связанного со сделкой ОПЕК+.
  2. Снижение чистой прибыли обусловлено падением выручки, отрицательными курсовыми разницами и снижением стоимости активов компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector