Содержание статьи
Каждое предприятие обязано формировать по итогам деятельности за период отчет о финансовых результатах. Результатом становится либо прибыль, либо убыток, что зависит от размеров расходов и доходов субъекта.
В бухгалтерском учете
В соответствии с последним законом о бухгалтерском учете, принятым в ноябре 2011 года №402-ФЗ, расходы относятся к объектам двойной записи фирмы или ИП. Среди российских стандартов регулирует расходную часть бухгалтерии ПБУ 10/99.
Согласно этим двум актам, затраты — это возникновение обязательств или выбытие активов, ведущие к уменьшение капиталов и экономических выгод фирмы. Все расходы фирмы учитываются исключительно методом начисления, момент зависит от ряда условий.
Укрупненно затраты делятся по обычной деятельности, а также прочие.
В зависимости от критериев траты подразделяются на множество различных групп и блоков.
В обычной деятельности фирмы имеют несколько наиболее значимых и крупных статей, используемых для отражения операций выбытия и обязательств:
- по основному производству — счет 20;
- по вспомогательным производствам — счет 23;
- общепроизводственные траты — счет 25;
- общехозяйственные траты — счет 26;
- по реализации — счет 44.
По счету 26 затраты бывают коммерческие и управленческие.
Что это и чем отличаются от коммерческих
Управленческие затраты — это издержки, не связанные напрямую с производством и реализацией, а относящиеся к управлению фирмой.
Если издержки на управление касаются определенного производства или продукта, то они не являются управленческими или общехозяйственными, а полностью составляют себестоимость изготавливаемой продукции.
Пример: зарплата начальника швейного отдела фабрики распределится по себестоимости изготовленных продуктов или полуфабрикатов. А зарплата общего директора фабрики относится к управленческим расходам.
Коммерческие затраты, наоборот, затрагивают производство и реализацию, хотя не относятся непосредственно к ним. Они — часть вспомогательных издержек этих процессов.
Состав
В законодательстве и стандартах не оговорены строгие правила содержания управленческих затрат. Однако важно прописать состав и порядок признания таких издержек по учетной политике и придерживаться его при учете всех хозяйственных операциях.
Могут включаться в затраты на управление:
- на административный и управленческий персонал, относимый к общей деятельности, без привязки к производственным отделам фирмы;
- на аренду помещений для общехозяйственных целей;
- на амортизационные отчисления и ремонт основных средств, не относящихся к производству и продажам;
- административные;
- аудиторские, юридические, консультационные, прочие издержки и т.п.
Аналитический подход
Управленческие затраты считаются условно-постоянными, поскольку на них не влияет объем и величина реализации.
Однако косвенная связь присутствует: рост масштабов производства означает аналогичное снижение управленческих затрат на единицу продукта, зато прибыль на единицу продукта возрастает.
Данный вид формируется итогом в отчете о прибылях и убытках по графе 2220, а также записывается на счете 26 бухгалтерского баланса, откуда он списывается ежемесячно.
Учетная политика и отражение
В положении об учетной политике, принимаемом до начала деятельности, каждая фирма обязана прописать порядок признания расходов, включая и управленческие. Выбор способов признания свободный, закон не выделил здесь императивных норм.
Рассматриваемые затраты распределяются в себестоимости, если они являются расходами от обычной деятельности текущего периода. Также они могут учитываться в себестоимости реализованных продуктов полностью.
Как признать
Данные издержки записываются по дебету счета 26. Когда фирма указывает в учетной политике, что такие траты частично включаются в себестоимость продуктов, то нужно составлять следующие корреспонденции:
- если это производство – основное на фирме: Дт 20 Кт 26;
- если фирма оказала услуги по обслуживанию для клиентов: Дт 29 Кт 26;
- если произведена и реализована продукция вспомогательного производства — Дт 23 Кт 26.
Если траты на управление всем размером признаются в себестоимости, то, являясь условно-постоянными, они будут учитываться по тому периоду, в котором возникли и были признаны в себестоимости. Корреспонденция для такой ситуации:
Такая проводка — списание по счету 90 — означает отнесение расходов на общее управление всей суммой в затратах по производству продукции в период (месяц), в который они были учтены в расходах обычной деятельности.
Особенность: такая проводка и такое списание возможны, если фирма следует Инструкции Плана счетов бухгалтерии, а именно, счет 26 предусмотрен для отражения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.
Следовательно, счет 26 изначально предназначен для учета расходов исключительно по общему управлению на фирме.
В действительности на счет 26, отражающем общие расходы на хозяйственную деятельность, могут записываться расходы производства. Тогда списать всю сумму указанной выше проводкой невозможно и неправильно. Списать можно именно ту долю издержек, которая напрямую относится к управленческим. Смешивание их с затратами производства неприемлемо.
Когда приходит время заполнять годовой отчет о финансовых результатах, нужно учесть, что графа 2220 формы 2 остается нулевой, если рассматриваемые расходы распределяются по расчетным объектам. Тогда не используются все перечисленные выше корреспонденции.
Практические особенности
Зачастую отдел бухгалтерии вообще не включает строку 2220 в отчет о финансовых результатах, опираясь на учетную политику, утвержденную в фирме, по которой вся себестоимость продуктов калькулируется с оценкой НЗП по фактической себестоимости.
Такой путь учета допустим и законен, если в положении об УП оговорено списание управленческих расходов подобным образом и выбран метод оценки НЗП. В случае списания на себестоимость эти расходы отражаются по соответствующей статье себестоимости реализации.
Если же фирма признает эти траты как условно-постоянные, то они записываются на счет 26 и в конце каждого месяца списываются по дебету счета 90.
Пример: фирма «Ясмина» за июль списала расходы на производственные материалы — 50000 руб., начислила зарплаты работникам цеха — 200000 руб., страховые взносы во внебюджетную систему — 60000 руб., амортизационные отчисления составили 30000 руб., списаны затраты будущих периодов за июнь — 15000 руб. Как распределяются общие производственные и хозяйственные расходы (в рублях)?
ОПР:
- зарплата производственных работников — 70000;
- страховые выплаты — 21000;
- амортизация — 5000;
- материалы для производства — 25000;
- оплата поставщикам и должникам — 100000.
ОХР:
- зарплата административного штата — 130000;
- страховые взносы — 39000;
- амортизация — 18000;
- контрагентам и должникам — 80000;
- июньские расходы будущего периода — 3000.
Всего ОХР — 270000 рублей.
Готовых продуктов на начало июля не было. За месяц были произведены 20 единиц продукции, а 5 единиц не завершены. Итог всех производственных расходов (счета 20, 25 и 26) — 800000 руб.
В положении об УЧ указано формирование себестоимости полностью. На производство 20 единиц приходится 680000 руб. из всех расходов.
Себестоимость единицы:
НЗП:
Какую часть в общих расходах занимают ОХР:
В себестоимости единицы:
В стоимости выпуска всех готовых продуктов:
В стоимости выпуска НПЗ:
Готовая продукция может отражаться в балансе в одной из трех оценок в зависимости от учетной политики организации:
- По фактической производственной себестоимости.
- По нормативной (запланированной) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции.
- По непосредственным счетам издержек.
Данный способ оценки ГП (по фактической производственной себестоимости) соответствует аналогичному способу оценки НЗП. В бухгалтерии готовые продукты записываются следующими корреспонденциями:
Сумма всех аналогичных записей за отчетный год формирует показатель себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг в отчете о финансовых результатах.
Что касается второго способа, то нужно знать число проданных единиц. Предположительно, из 20 выпущенных продуктов проданы 15.
Себестоимость оставшейся продукции:
Себестоимость продажи:
ОХР в себестоимости продаж за июльские продукты:
Контроль правильности расчета:
Признание как условно-постоянные
В данном случае будут использоваться исходные данные. Общие расходы составили 800000 рублей, из них по счету 20, т.е. по основному производству — 100000 рублей. Планировалось выпустить 25 единиц продукции, по факту готовы только 20.
План:
Расчеты (в рублях):
- Себестоимость готовой продукции: 4000 * 20 = 80000.
- Себестоимость единицы: 4000.
- Себестоимость НПЗ: 100000 — 80000 = 20 000.
- Себестоимость продаж: 4000 * 15 = 60000.
- Себестоимость оставшихся готовых продуктов: 4000 * 5 = 20000.
- Выручка от реализации: 8000 (цена продажи единицы) * 15 = 120000 * 118 % (НДС) = 141600.
- НДС: 8000 * 15 * 18 % = 21600.
- Финансовый результат: 141600 — 21600 — 60000 — 270000 (ОХР) = 210000 рублей – убыток фирмы за июль.
Должны ли управленческие расходы фирмы «Ясмина» исключаться из графы себестоимости реализации товаров, услуг, работ, продуктов и входить в отдельную графу управленческих расходов? Анализ закона о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, Приказа Минфина России №67н позволяют ответить, что нет, могут не исключаться.
Для уверенного учета таким путем лучше сумму управленческих издержек, списанных расчетно-учетным способом, разъяснить в пояснительных записках к отчету о прибылях и убытках, чтобы не вызвать подозрения и претензии фискальных органов власти.
Момент признания расходов описан в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются