Содержание статьи
Баланс – это главная в бухгалтерии форма финансовой отчетности, в ней отражены все средства. К ним относятся имущество компании, задействованное в деятельности предприятия (актив), и источники образования (пассив).
Активы – главные участники в экономической деятельности предприятия, благодаря им компания получает прибыль. Пассив – принимает непосредственное участие, но доходы из-за них не увеличиваются, они создают активы.
К активам предприятия относятся финансы и имущество. К пассивам же – задолженность банку за кредит, по заработной плате работникам, налоги и так далее. Кроме того, это собственный капитал фирмы.
По итогу должно получиться, что сумма доходов равна сумме расходов, ведь баланс произошел от слова балансирование (равноценность).
Виды бухгалтерского баланса
В бухгалтерии типов баланса очень много. Такое явление легко объяснить тем, что на классификацию влияют многие факторы.
Исходя из способа отражения, баланс бывает:
- Статический (к определенному числу).
- Динамичный (за определенный временной отрезок).
Также этот вид отчетов различается по моменту составления:
- Вступительный (начало деятельности).
- Текущий (составляется к отчетной дате).
- Ликвидационный (момент ликвидации).
- Санируемый (ситуация, когда у компании, которая близка к банкротству, нормализуется финансовое положение и оборот).
- Разделительный (момент деления предприятия).
- Объединительный (момент объединения).
Классификация по объему информации (о скольких организациях в отчете идет речь):
- Единичный (на основании одной организации).
- Сводный (две и более организации).
- Консолидированный (несколько компаний, у которых исключают внутренние обороты).
По своему назначению баланс у бухгалтеров делится на пробный, окончательный, прогнозный и отчетный.
Исходя из характера первоначальных данных:
- Инвентарный (на базе инвентаризации).
- Книжный (на базе книги учета).
- Генеральный или общий (сочетает в себе итоги инвентаризации и данные из книги учета).
Способ отображения в балансе:
- Брутто. Суммируются исходники регулирующих статей.
- Нетто. Исключаются эти же данные.
По форме: сокращенная и полная.
По периодичности: годовые, квартальные и месячные.
По виду деятельности предприятия: основной и вспомогательный.
Еще один вид классификации – исходя из типа компании: государственный, общественный, совместный и частный.
План счетов
Исходя из баланса, происходит следующее разделение счетов: активные, пассивные, активно-пассивные и без остатка.
План помогает разобраться, куда нужно отнести остаток. На его основании можно выделить к активным счетам:
- основные средства;
- вложения;
- доходы, основанные на нематериальных ценностях;
- оборудование, которое необходимо установить;
- долгосрочные налоговые активы;
- материалы для работы;
- животные (откармливают и выращивают);
- заготовка и приобретение имущества, его НДС;
- производства;
- полуфабричные продукты;
- готовая к продаже продукция;
- расходы на продажу;
- касса;
- все типы счетов;
- переводы;
- материальные вложения;
- некоторые расчеты с сотрудниками;
- собственные доли;
- недостачи;
К пассивным счетам относят:
- постепенное снижение ценности основных средств и немонетарных активов;
- резервы под снижение стоимости материальных активов и обесценивание денежных вложений;
- наценка;
- расчеты по задолженностям с юридическими и физическими лицами;
- налоги, которые можно выплатить через определенное время (отложенные);
- любой капитал;
- целевое финансирование;
- доходы в скором времени.
К активно-пассивным счетам относят:
- разница в стоимости товаров;
- расчеты с поставщиками, подрядчиками, учредителями, дебиторами, кредиторами, покупателями и поставщиками;
- резервы по сомнительным долгам;
- расчеты по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, внутри хозяйства;
- зарплата;
- прибыли и убытки.
Счета без остатка:
- общие расходы;
- брак в производственной деятельности;
- выпуск продукции;
- продажи.
Структура баланса
Форма представлена в виде таблицы, в которой всего две колонки для заполнения доходов и расходов. Они классифицируются на несколько видов.
Активы подразделяются на:
- Оборотные. Они участвуют в обороте хозяйства, применяются с целью ведения деятельности компании. Это деньги, готовая продукция, краткосрочные вложения, сырье, материалы, задолженности от других лиц.
- Внеоборотные. К ним относят долгосрочные вложения, продукция, находящаяся в стадии производства, основные средства.
Пассивы состоят из двух компонентов:
- Обязанности. Это задолженность фирмы перед физическими и юридическими лицами на определенный момент времени. Кратко говоря – источники формирования средств.
- Капитал.
Эти составляющие в свою очередь также классифицируются у бухгалтеров. Обязательства бывают:
- Краткосрочные. Задолженность работникам, банку, то есть все то, что нужно оплатить в кратчайшие сроки.
- Долгосрочные. Налоги и кредиты, которые можно отложить.
Капитал предприятия подразделяется на собственный и заемный.
Содержание разделов
В связи с временным фактором в отчете приходится выделять разделы. Активы по периоду пользования в деятельности компании подразделяются:
- Более года, если речь идет о внеоборотных активах.
- Менее года, при оборотных, ведь данные о них могут быть изменены в любой момент.
Когда упоминаются пассивы, то разделы в структуре выделяются не только на основании временных периодов, но и по принадлежности капитала (свой или заемный). Поэтому в бухгалтерии сформированы три раздела касательно пассивов:
- Собственные капитал и резервы, которые зависят от регулярно меняющегося результата деятельности фирмы в материальном плане.
- Долгосрочные обязательства (более года).
- Краткосрочные обязательства (менее года).
Понятие и значение статей
С целью детального рассмотрения разделов были созданы статьи. В форме баланса допускается их объединение. Делается это для того, чтобы упростить процесс отчетности, а показатели несколько укрепить.
Кроме того, необходимость в статьях вызвана тем, что некоторые виды имущества и обязательств формируют сами разделы. Статьи могут быть следующие:
- По внеоборотным активам: финансовые вложения, основные средства, материальные и нематериальные поисковые активы, результаты исследований.
- По запасам: финансовые вложения, денежные средства и эквиваленты, дебиторская задолженность.
- По капиталу: переоценка нематериальных активов, резервный капитал, непокрытый убыток.
- По заемным средствам: отложенные налоговые и оценочные обязательства, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов.
Статьи баланса заполняются в зависимости от остатков к определенной дате отчета. При этом все данные не должны содержать ошибок, показывать полную информацию, а формироваться согласно ПБУ. Сравнение – с предыдущим отчетным периодом.
Для составления баланса за год подтвердить наличие обязательств и имущества возможно только в случае проведения инвентаризации. Нельзя сворачивать остатки доходов и расходов в отчете. Активы отображаются по учетной стоимости.
Баланс является основной формой отчета в бухгалтерии организации, поэтому в нем так много разных нюансов, на которые стоит обращать внимание, чтобы итоговые активные и пассивные счета сошлись. Бланк состоит из двух колонок. Сам отчет делится на разделы и статьи, последние в связи с различными факторами могут опускаться.
Лекция по бухгалтерскому учету для начинающих представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются