Содержание статьи
Протокол заседания инвентаризационной комиссии — это документ, в котором подводят итоги проверки. Участники ревизии выражают мнение по результатам контроля и ставят свои подписи.
Скачать бланк протокола инвентаризационной комиссии в 2022 году |
Скачать образец заполнения протокола заседания инвентаризационной комиссии |
Скачать образец протокола проведения инвентаризации материальных запасов |
Скачать образец заключения комиссии по инвентаризации основных средств |
Скачать образец протокола инвентаризационной комиссии из КонсультантПлюс |
Инвентаризация проводится на предприятиях по Методическим рекомендациям, которые утверждены приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995. Завершается процесс заседанием специальной комиссии, которая фиксирует результаты проверки в протоколе.
Формирование комиссии, ее задачи и обязанности
Инвентаризация — это один из способов проверки фактического наличия на предприятии материальных ценностей и средств. Обязанности по проведению контроля возлагаются на специальную рабочую группу, инвентаризационную комиссию. Основные задачи комиссии:
- Проведение инвентаризации.
- Участие в выявлении результатов контрольных мероприятий.
- Оформление документации по итогам проверки.
Выделяют постоянно действующие, рабочие и разовые инвентаризационные комиссии. Формирование комиссии осуществляется на основе приказа руководителя, для которого разработана унифицированная форма № ИНВ-22 (Постановление Госкомстата № 88 от 18.08.1998).
В приказе об инвентаризации отражается следующая информация:
- пофамильный список членов комиссии и председатель;
- какое имущество необходимо проверить;
- причины контрольных мероприятий;
- сроки проведения процедуры;
- время представления документации по результатам проведенной проверки.
Причины у инвентаризации разные — подготовка к итоговой отчетности, смена материально ответственного лица, переоценка ценностей и пр. Обычно членами рабочей группы назначаются:
- представители администрации предприятия;
- сотрудники бухгалтерии;
- иные специалисты (инженер, юрист и т.д.).
Состав рабочей группы утверждается руководителем фирмы и включает минимум двоих членов, кроме председателя.
По окончании процедуры инвентаризационной комиссией определяются результаты ее проведения и разрабатываются пути устранения выявленных пробелов. Итоговым документом заседания является протокол заседания инвентаризационной комиссии, в угловом расположении которого указывают реквизиты организации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Содержание протокола
Цель инвентаризации заключается в выявлении недостатков в количестве и качестве материальных ценностей, анализе их причин, распределении образовавшихся излишков и иных мерах обеспечения нормального функционирования компании. Если между показателями бухгалтерского учета и фактическим содержанием ценностей разногласий не выявлено, не обнаружено нарушений и виноватых лиц, то результаты протоколируют на усмотрение рабочей группы.
Если же расхождения есть, то они приводятся в инвентаризационной описи ИНВ-1 или форме собственной разработки. Унифицированной формы протокола заседания комиссии нет, его составляют в произвольном виде на фирменном бланке организации.
Итоговый протокол включает:
- наименование компании, где проведены контрольные мероприятия;
- название самого акта;
- инвентаризируемое структурное подразделение;
- дата проверки;
- населенный пункт (город, ПГТ, село и т.д.);
- список членов комиссии с указанием председателя;
- итоги проверочных действий;
- перечень лиц, выступавших по возникающим вопросам;
- принятое решение по поставленному вопросу;
- заключение рабочей группы;
- указание нарушений, если они обнаружены;
- должности и ФИО виновных лиц, если таковые установлены;
- сведения о проведенных в ходе исследования мероприятиях;
- автографы всех участников комиссии.
Основные требования к оформлению
Если в ходе проверки не выявлено недостатков или излишков, то этот факт тоже отражают в протоколе, хотя это и необязательно. Для всех протоколов действуют единые правила оформления вне зависимости от разновидности. Оформлять его следует по общеустановленным правилам делопроизводства.
При оформлении документа следует опираться на некоторые пояснения:
- Дата прописывается словесно-цифровым способом и соответствует фактической дате заседания.
- Каждому протоколу присваивается регистрационный номер. Отсчет ведется с начала года.
- Регистрационный номер разрешается дополнять буквенными индексами.
- Если участниками заседания стали представители разных фирм, то необходимо отразить место их работы и должности.
- Вопросы повестки нумеруются и начинаются с предлогов «Об», «О».
- Для всех вопросов используется единая схема построения: слушали — выступили — решили.
- После ФИО выступающего лица прописывается текст его речи. Возможен вариант перенесения содержания выступления в отдельное приложение к протоколу.
- Решения, принимаемые на заседании, формулируются аналогично текстам распорядительной документации: «подготовить программу», «утвердить положение» и т.п. При выдаче поручений указывается ответственный исполнитель и срок.
- Подписание акта всеми членами рабочей группы не требуется. Достаточно подписи председателя.
- Документ утверждается руководителем предприятия с проставлением грифа.
Приведем пример протокола инвентаризации материальных запасов.
Подведение итогов
Протоколирующий документ — это сводный акт, которым подтверждаются и обобщаются результаты ее работы. В нем фиксируются итоги проведенных контрольных мероприятий и принятые по ним решения. Рекомендуется оформлять его не только при выявлении расхождений или нарушений. По завершении инвентаризационных действий в журнал контроля исполнения приказов о проведении инвентаризации вносятся итоговые записи:
- Даты окончания процедуры по факту и по приказу.
- Окончательные суммы выявленных недостач и обнаруженных излишков.
- Дата утверждения руководителем итогов проверки.
- Дата принятия мер исправления ситуации: устранение или передача дела в следственный орган.
- Отметка о погашении недостач, если оно произведено.
- Оприходование обнаруженных излишков.
На этапе подведения итогов проверки руководитель издает приказ об утверждении достигнутых результатов. Он является основанием для взыскания ущерба с виновных сотрудников и внесения соответствующих сведений в учетные регистры.
Одновременно бухгалтер разносит итоговые показатели по ведомости учета результатов (форма ИНВ-26): недостачи, излишки, испорченные ценности, пересортица, суммы естественной убыли и сверх ее норм, списания с виновных лиц. Документ подписывают все участники процедуры. Только после полного оформления результатов инвентаризации появляются законные основания на взыскание выявленных убытков. После этого завершается инвентаризационный процесс.
Об авторе
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Свежие публикации
- 2022.03.23Бухгалтерский учетСтроки 210 и 220 декларации по налогу на прибыль: как заполнить и проверить
- 2022.03.11ОтчетностьФорма 4-инновация по сведениям об инновационной деятельности предприятия на 2022 год
- 2022.03.11ОтчетностьИнструкция по заполнению формы П-2 (инвест)
- 2022.02.28ОтчетностьИнструкция: заполняем декларацию по акцизам
Применение протокола заседания инвентаризационной комиссии не является обязательным. Но если учредитель или главный распорядитель бюджетных средств требуют протоколировать результаты инвентаризации, то подведомственное учреждение составляет протокол в обязательном порядке. Правила формирования протокола инвентаризационной комиссии для всех одни — и для учреждений госсектора, и для коммерческих, и для некоммерческих организаций.