Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Образец протокола заседания инвентаризационной комиссии

Протокол заседания инвентаризационной комиссии — это документ, в котором подводят итоги проверки. Участники ревизии выражают мнение по результатам контроля и ставят свои подписи. 

Инвентаризация проводится на предприятиях по Методическим рекомендациям, которые утверждены приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995. Завершается процесс заседанием специальной комиссии, которая фиксирует результаты проверки в протоколе.

Формирование комиссии, ее задачи и обязанности

Инвентаризация — это один из способов проверки фактического наличия на предприятии материальных ценностей и средств. Обязанности по проведению контроля возлагаются на специальную рабочую группу, инвентаризационную комиссию. Основные задачи комиссии:

  1. Проведение инвентаризации.
  2. Участие в выявлении результатов контрольных мероприятий.
  3. Оформление документации по итогам проверки.

Выделяют постоянно действующие, рабочие и разовые инвентаризационные комиссии. Формирование комиссии осуществляется на основе приказа руководителя, для которого разработана унифицированная форма № ИНВ-22 (Постановление Госкомстата № 88 от 18.08.1998).

В приказе об инвентаризации отражается следующая информация:

  • пофамильный список членов комиссии и председатель;
  • какое имущество необходимо проверить;
  • причины контрольных мероприятий;
  • сроки проведения процедуры;
  • время представления документации по результатам проведенной проверки.

Причины у инвентаризации разные — подготовка к итоговой отчетности, смена материально ответственного лица, переоценка ценностей и пр. Обычно членами рабочей группы назначаются:

  • представители администрации предприятия;
  • сотрудники бухгалтерии;
  • иные специалисты (инженер, юрист и т.д.).

Состав рабочей группы утверждается руководителем фирмы и включает минимум двоих членов, кроме председателя.

Материально ответственных лиц нельзя включать в рабочую группу, несмотря на то что присутствие МОЛ при проведении контрольных мероприятий обязательно.

По окончании процедуры инвентаризационной комиссией определяются результаты ее проведения и разрабатываются пути устранения выявленных пробелов. Итоговым документом заседания является протокол заседания инвентаризационной комиссии, в угловом расположении которого указывают реквизиты организации.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно.

Получить пробный доступ и читать

Содержание протокола

Цель инвентаризации заключается в выявлении недостатков в количестве и качестве материальных ценностей, анализе их причин, распределении образовавшихся излишков и иных мерах обеспечения нормального функционирования компании. Если между показателями бухгалтерского учета и фактическим содержанием ценностей разногласий не выявлено, не обнаружено нарушений и виноватых лиц, то результаты протоколируют на усмотрение рабочей группы.

Если же расхождения есть, то они приводятся в инвентаризационной описи ИНВ-1 или форме собственной разработки. Унифицированной формы протокола заседания комиссии нет, его составляют в произвольном виде на фирменном бланке организации.

Итоговый протокол включает:

  • наименование компании, где проведены контрольные мероприятия;
  • название самого акта;
  • инвентаризируемое структурное подразделение;
  • дата проверки;
  • населенный пункт (город, ПГТ, село и т.д.);
  • список членов комиссии с указанием председателя;
  • итоги проверочных действий;
  • перечень лиц, выступавших по возникающим вопросам;
  • принятое решение по поставленному вопросу;
  • заключение рабочей группы;
  • указание нарушений, если они обнаружены;
  • должности и ФИО виновных лиц, если таковые установлены;
  • сведения о проведенных в ходе исследования мероприятиях;
  • автографы всех участников комиссии.
Читайте также:   Заполнение акта инвентаризации денежных средств в кассе

Основные требования к оформлению

Если в ходе проверки не выявлено недостатков или излишков, то этот факт тоже отражают в протоколе, хотя это и необязательно. Для всех протоколов действуют единые правила оформления вне зависимости от разновидности. Оформлять его следует по общеустановленным правилам делопроизводства.

Акт составляется по записям, сделанным в течение заседания комиссии. Для составления используется стандартный лист формата А4 или бланк, закрепленный внутрифирменной инструкцией по делопроизводству.

При оформлении документа следует опираться на некоторые пояснения:

  1. Дата прописывается словесно-цифровым способом и соответствует фактической дате заседания.
  2. Каждому протоколу присваивается регистрационный номер. Отсчет ведется с начала года.
  3. Регистрационный номер разрешается дополнять буквенными индексами.
  4. Если участниками заседания стали представители разных фирм, то необходимо отразить место их работы и должности.
  5. Вопросы повестки нумеруются и начинаются с предлогов «Об», «О».
  6. Для всех вопросов используется единая схема построения: слушали — выступили — решили.
  7. После ФИО выступающего лица прописывается текст его речи. Возможен вариант перенесения содержания выступления в отдельное приложение к протоколу.
  8. Решения, принимаемые на заседании, формулируются аналогично текстам распорядительной документации: «подготовить программу», «утвердить положение» и т.п. При выдаче поручений указывается ответственный исполнитель и срок.
  9. Подписание акта всеми членами рабочей группы не требуется. Достаточно подписи председателя.
  10. Документ утверждается руководителем предприятия с проставлением грифа.

Приведем пример протокола инвентаризации материальных запасов.

Подведение итогов

Протоколирующий документ — это сводный акт, которым подтверждаются и обобщаются результаты ее работы. В нем фиксируются итоги проведенных контрольных мероприятий и принятые по ним решения. Рекомендуется оформлять его не только при выявлении расхождений или нарушений. По завершении инвентаризационных действий в журнал контроля исполнения приказов о проведении инвентаризации вносятся итоговые записи:

  1. Даты окончания процедуры по факту и по приказу.
  2. Окончательные суммы выявленных недостач и обнаруженных излишков.
  3. Дата утверждения руководителем итогов проверки.
  4. Дата принятия мер исправления ситуации: устранение или передача дела в следственный орган.
  5. Отметка о погашении недостач, если оно произведено.
  6. Оприходование обнаруженных излишков.

На этапе подведения итогов проверки руководитель издает приказ об утверждении достигнутых результатов. Он является основанием для взыскания ущерба с виновных сотрудников и внесения соответствующих сведений в учетные регистры.

Одновременно бухгалтер разносит итоговые показатели по ведомости учета результатов (форма ИНВ-26): недостачи, излишки, испорченные ценности, пересортица, суммы естественной убыли и сверх ее норм, списания с виновных лиц. Документ подписывают все участники процедуры. Только после полного оформления результатов инвентаризации появляются законные основания на взыскание выявленных убытков. После этого завершается инвентаризационный процесс.

Об авторе

Александра Задорожнева
Александра Задорожнева
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Один комментарий

  1. Задорожнева Александра

    Применение протокола заседания инвентаризационной комиссии не является обязательным. Но если учредитель или главный распорядитель бюджетных средств требуют протоколировать результаты инвентаризации, то подведомственное учреждение составляет протокол в обязательном порядке. Правила формирования протокола инвентаризационной комиссии для всех одни — и для учреждений госсектора, и для коммерческих, и для некоммерческих организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector