Что такое тендеры простыми словами

Тендерные процедуры в Российской Федерации — это основа деятельности в сфере закупок всех организаций, финансируемых из средств государственного или регионального бюджета, и большинства крупных корпораций. Только с помощью госзакупок каждый год проходит свыше 20 трлн. рублей.

Начать участие в проведении закупок той или иной организаций для поставщика – это стабильная рабочая деятельность на долгие годы. Но для этого необходимо не только находить тендеры, но и выигрывать в них, и исполнять условия закупочного контракта без нарушений.

Через тендеры заказчики могут найти оптимальное соотношение цены и качества товаров, работ или услуг, а исполнители имеют возможность заработать или же повысить репутацию свое бизнеса.

Понятие «тендер» никак не регламентируется в нормативно-правовой базе Российской Федерации. В переводе с английского тендер – это конкурс или торг. В сфере закупочной деятельности РФ на законодательном уровне используется термин «торги». «Тендер» же используется как условное обозначение торгов публичного типа.

Что такое тендеры? Как классифицируются? Как правильно подготовиться к тендеру и выиграть его? Ответы на данные вопросы представлены ниже в статье.

Что такое тендеры

Определение понятий «тендеры» и «торги»

Под тендером понимаются торги, проводимые на конкурсной основе. Покупатель объявляет свою готовность купить товар у определенного участника, который предлагает наименьшую цену и соответствует условиям закупки.

Основная цель проведения тендеров – экономия денежных средств за счет конкурентоспособности участников закупки.

В Российской Федерации в любых торгах принимают участие три субъекта: заказчик, организатор и исполнитель.

Под заказчиком понимается государственное или коммерческое предприятие, которое желает приобрести товар и имеет для этого необходимую сумму денежных средств.

Организатор торгов – это конкретное подразделение заказчика или аутсорсинговая компания со стороны, которая берет на себя обязанности по разработке документации и проведению торгов.

Читайте так же:   Как зарабатывать на тендерах согласно Федеральным законам №44 и №223

Исполнителями или поставщиками могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и любые юридические лица, имеющие желание и возможность продать товар, работу или услугу организации-заказчику.

В проведении торгов участвуют и прочие лица, например операторы электронных торговых площадок и нотариусы.

Стоит отметить, что многие фирмы могут выступать одновременно и заказчиками по одному виду торгов, и исполнителями по другому.

Разница между государственными и коммерческими закупками

Всего существует три вида тендеров.

  1. Государственные закупки – это целесообразное расходование регионального или федерального бюджета со стороны муниципальных, бюджетных и государственных учреждений для осуществления ряда потребностей. Тендеры в Федеральной контрактной системе регламентируются Федеральными законами №44 и №223 и проводятся в строгом соответствии с нормативно-правовой базой.
  2. Коммерческие закупки. В данном случае тендеры проводятся в соответствии с законодательством РФ, но заказчики, организующие закупки на коммерческой основе, не несут административной ответственности.
  3. Закупки юридическими лицами. В проведении подобного рода закупочной деятельности участвуют только государственные и муниципальные предприятия, в уставном капитале которых присутствует 50% и более бюджетных средств. В данном случае заказчиком самостоятельно разрабатывается регламент проведения закупочной деятельности, что ограничивает возможности потенциальных исполнителей и снижает конкурентоспособность.

Для более наглядного представления отличительных характеристик государственных и коммерческих закупок – таблица ниже.

Государственные закупки по 44-ФЗ Госзакупки по 223-ФЗ Коммерческие закупки
Способы Установлены на уровне законодательства Регламентируются заказчиком под каждую конкретную закупку Регламентируются заказчиком
Порядок проведения В соответствии с законодательством Установлены заказчиком для каждой закупки В соответствии с требованиями заказчика
Конкуренция Участник предлагает эквивалент по общему правилу Только требуемый товар, с учетом требований законодательства Участник предлагает только требуемый товар
Требования к участникам Закрытый перечень Заказчик устанавливает самостоятельно в соответствии с антимонопольным законодательством Устанавливаются заказчиком
Оценка заявок В соответствии с требованиями законодательства Проводится заказчиком на основе документации, составленной в соответствии с антимонопольным законодательством Проводится заказчиком по разработанным самостоятельно правилам
Электронная форма Аукцион Любые закупки, прописанные в положении заказчика Любые закупки по желанию заказчика
Электронные торговые площадки 5 штук Любые Любые

Классификация тендеров

Самыми популярными видами тендеров являются открытый и закрытый конкурс. На самом деле существует множество классификаций тендеров. Рассмотрим основные из них.

По составу участников

  1. Открытый конкурс, в котором принимают участие все желающие, если они имеют возможность выполнить все условия организации-заказчика.
  2. Закрытый, который проводится в сферах с соблюдением условий секретности (государственная тайна, деятельность режимных объектов, оборонная промышленность). Участников выбирает заказчик.
  3. С ограниченным участием – проводится в сферах с обязательным наличием лицензий и разрешений.

По способу определения победителя

Организаторы имеют право самостоятельно определять победителя при неконкурентных закупках. При ведении конкурентной закупочной деятельности победитель определяют следующим образом:

  1. Электронный аукцион. Информация о подобном тендере публикуется в открытом доступе, участвовать могут все. При некоторых государственных закупках заказчик имеет право проводить только электронный аукцион на специализированных ЭТП.
  2. Запрос котировок – это процедура, при которой заказчик обозначает начальную максимальную цену контракта и условия его выполнения, а исполнители предлагают суммы, менее предложенной. Исполнитель с наименьшей стоимостью побеждает. Все заявки открываются одновременно в заранее указанную в документации дату. В сфере госзакупок существуют ограничения – не более 100 млн. рублей по общей сумме запросов котировок в год или не более 10% от годового объема закупок. Максимальная сумма контрактов при этом не может превышать 500 000 рублей.
  3. Запрос предложений. В данном случае заказчик не устанавливает НМЦК. Победителем является тот, кто предложил наибольшую или наименьшую стоимость контракта в зависимости от условий закупки.

По процедуре тендера

  1. Одноэтапные тендеры, при которых исполнители сразу после подачи заявки, соответствующей требованиям заказчика, становятся участниками конкурса.
  2. Двухэтапные. В данном случае требования закупки конкретизируются заказчиком после сбора заявок. Тендеры такого типа применяются при реализации сложносоставной продукции, произведений искусства, научно-технических исследований. Заказчик просто не сможет сразу определить характеристики закупки. Сначала проводится сбор заявок, в которых участники описывают возможный способ выполнения заказа. Затем на основе переговоров происходит формирование заказа. Участники имеют право изменить условия в заявке после первого этапа. На втором этапе стандартно на конкурсной основе выбирается победитель.

Суть проведения

  1. Заказчик проводит конкурс под определенные технические характеристики и условия на лучшее предложение по соотношению цены и качества.
  2. Заявки участников проверяются на подлинность.
  3. Заказчик выбирает наиболее выгодную по условиям компанию.
  4. Сторонами подписывается договор о сотрудничестве.

Этапы подготовки

Перед регистрации на ЭТП следует пройти несколько стандартных этапов подготовки к торгам.

Поиск тендера

Все закупки государственного и коммерческого типа проводится в ЕИС через официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Закупки частных компаний можно найти самостоятельно через сайты электронных торговых площадок.

Оценка тендера

Перед подачей заявки обязательно следует провести тщательный анализ закупки и заказчика, а также оценить вероятность победы в конкурсе. Зачастую государственные или крупные коммерческие компании создают заказы под конкретных исполнителей. Участвовать в таких закупках экономически невыгодно.

На данном этапе также следует просчитать возможное занижение стоимости контракта от начальной максимальной цены.

Рассмотрим пример. Закупка оборудования предполагает комплектацию, которая совпадает с аналогичной от крупного промышленного предприятия региона. В данном случае следует изучить историю закупок заказчика. Если хотя бы одну из них ранее выиграло данное предприятие, значит и настоящая закупка проводится под конкретного участника.

Оформление электронной подписи

Для регистрации на ЭТП и участия в торгах обязательно нужно купить электронную цифровую подпись, с помощью которой можно будет удостоверять всю закупочную документацию.

Подготовка документов участника и заказчика

Комплект необходимой закупочной документации напрямую зависит от вида тендера (запрос предложений, котировок, аукцион). Несмотря на возможность предоставления документов на бумажных носителях, при ведении закупочной деятельности допускается размещение отсканированных копий.

В список обязательной документации со стороны заказчика входят акты, которые прикрепляются к приглашению участника, а также:

  1. Информация по условиям закупки.
  2. Приглашение от заказчика.
  3. Инструкция проведения тендера.

При определенных условиях дополнительно предоставляется банковская гарантия.

Участник тендера обязан предоставить:

  1. Уставную документацию предприятия.
  2. Подтверждение регистрации фирмы в статусе юридического лица.
  3. Информацию о состоянии расчетного счета компании.
  4. Данные по ответственным лицам, при их наличии.
  5. Все лицензия и разрешения на ведение деятельности, наличие которых напрямую повлиять на выбор победителя конкурса.

Дополнительные требования к закупочной документации зависят от сферы, вида и типа услуг, работ, товаров.

Как подготовить документы для тендера? Ответ на вопрос — ниже на видео.

Пошаговая инструкция проведения на примере электронного аукциона

  1. Регистрация на торговых площадках. В России существует множество специализированные электронные торговые площадки для отдельных сфер деятельности. Лучше всего проходить регистрацию и получать аккредитацию на площадках, подходящих для работы с госзакупками. Одними из самых популярных считаются РТС-тендер, Единая электронная торговая площадка, Сбербанк-АСТ.
  2. Подача заявки. Форма для заполнения обычно есть в закупочной документации от заказчика. Перед подачей заявки нужно оценить возможности выполнения контракта. При заполнении следует придерживаться только общепринятых сокращений, аббревиатур, единиц измерения, названий населенных пунктов, использовать конкретные формулировки. Заявка подается в электронном виде на адрес заказчика. Сопроводительная документация заверяется ЭЦП и прикрепляется к заявке в отсканированной форме.
  3. Оплата обеспечения. Может проводиться через банковскую гарантию либо путем блокировки денежных средств на спецсчете в уполномоченном банке только после подачи всех заявок (в случае отказа от участия деньги возвращаются на счет).
  4. Участие в торгах. В день проведения аукциона заказчик проверяет первую часть заявок на соответствие требованиям. Любое нарушение станет причиной отказа, обжаловать который можно в ФАС. При одобрении заявки участник получает доступ к странице тендера для подачи ценовых предложений. Во время аукциона участник входит в систему через электронную цифровую подпись и отслеживает ценовые предложения других участников. Победителями признаются те участники, которые предложили наименьшую стоимость перед окончанием проведения аукциона.
  5. Оформление протокола. После завершения торгов рассматриваются вторые части заявок, имеющие спецификацию на продукцию. Объявляется победитель, с которым заключается договор о сотрудничестве.
Стоит отметить, что отказ от заключения договора или нарушение его исполнения может привести к подаче жалобы со стороны заказчика в Федеральную антимонопольную службу и последующему внесению в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что делать победителю тендера

Согласно сроку, указанному в закупочной документации, между заказчиком и победителем заключается контракт. Зачастую заказчики типовую форму контракта закрепляют при оформлении закупки.

Особо важно участнику проверить все характеристики, условия и стоимость перед началом торгов и обязательно после победы, чтобы исключить возможности отказа от исполнения обязательств по контракту и нарушения антимонопольного законодательства.

Определение тендера представлено ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных