Инвестиционный меморандум: что это такое, порядок подготовки и проведения

Инвестиции являются серьезным толчком для совершенствования деятельности предприятия. Для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества руководители многих предприятий проводят специальные меморандумы. Что это такое, как организуется, и чем регулируется, будет рассмотрено в статье.

Инвестиционный меморандум

Понятие и нормативная регламентация

Когда у субъекта предпринимательства не хватает денег, его положение становится затруднительным. Для восстановления бизнеса и увеличения производственных мощностей требуется привлечение сторонних средств. Чаще всего это инвестиции.

В настоящее время почти каждая организация испытывает трудности финансового характера. Поэтому инвестиционного капитала недостает. Необходимо привлечение сторонних спонсоров. Для этого нужно доказать выгоду потенциального партнера и составить бизнес-план.

Под меморандумом принято понимать первый и базовый документ, используемый во взаимоотношениях с инвестором. Он его грамотного заполнения зависит принятие решения по инвестиционной деятельности со стороны потенциального инвестора.

В шаблоне содержится перечень актуальных сведений. Из него инвестор может получить ответы на следующие вопросы:

  • сумма дивидендов, которая может быть взята в ходе оборота капитала;
  • срок, в течение которого окупится проект;
  • суммарная величина вложений, которые придется сделать для реализации идеи.

Структура и содержание этой бумаги в нормах российского законодательства ничем и никак не регулируется. Поэтому на практике заявитель часто опирается на свои собственные идеи. Однако есть несколько пунктов, которые способны заинтересовать потенциального спонсора:

  • уровень профессионализма представителей коллектива предприятия;
  • политика в отношении менеджмента;
  • деловая репутация организации;
  • позиции в рейтинге в сравнении с конкурентами;
  • актуальные результаты проведенных маркетинговых исследований;
  • уровень доходности предпринимательской деятельности;
  • степень обеспеченности компании имущественной собственностью;
  • вероятные рисковые факторы;
  • конкретные показатели в экономической сфере;
  • уровень ликвидности предприятия.

Характерные черты документа заключается в том, что его выдача происходит строго ограниченному числу лиц. Эта бумага представляет собой взгляд на организацию со стороны потенциального инвестора. Т. е. основная задача заявителя заключается в том, чтобы поставить себя на его места и отметить важнейшие критерии благоприятности инвестиционного климата. В бланке должно содержаться подробное описание структуры организации и сети ее филиалов.

Инвестиционный меморандум – документ, предоставление которого происходит исключительно в адрес инвесторов. Для решения прочих задач он не предназначен. Важную роль играет не только описание положительных аспектов взаимодействия, но и учет вероятных рисков. Решение инвестора зависит от того, насколько выгодным он увидит свое положение. При возникновении сомнений есть большой риск поступления отказа с его стороны.

Наряду с этим в меморандуме описывается круг лиц, имеющих интерес в привлечении инвестиционных средств и развитии проекта. Желательно, чтобы инвестор смог увидеть в нем вероятную структуру взаимодействия. Чаще всего субъектами инвестирования составляется письмо. Делается это с использованием официального бланка организации. Декларация представляется в унифицированной форме.

Читайте так же:   Что такое индуцированные инвестиции

Дополнительно об определении понятия инвестиционного меморандума для регионов можно узнать из Закона №19-ГД.

Подготовка меморандума

Чтобы инвестиционный меморандум был составлен грамотно, его содержание должно быть грамотным и лаконичным. Основная цель соискателя заключается в привлечении внимания инвестора. Он должен убедить его в необходимости финансирования и подчеркнуть выгоду.

Декларация нужна для того, чтобы повысить шансы получения средств на развитие бизнеса. В процессе его составления заявитель должен доказать уникальность организации и подчеркнуть выгодность предложения. Для этого подойдет применение сравнительной характеристики.

На практике организациям приходится обращаться в специализированные агентства, чтобы составить декларации. Услуги специалистов требуют оплаты внушительных сумм денежных средств. Такое расходование является нецелесообразным с позиции экономии. Четких требований к бланку нет. Достаточно просто скачать пример и заполнить шаблон по инструкции.

В процессе составления документа важную роль играет использование конкретных примеров из жизни организации. В частности, речь идет о следующих аспектах:

  • крупные сделки;
  • награды;
  • сроки, в течение которых существует предприятие.

Можно привлечь специалистов, но они составят субъективную оценку. Ведь профессиональные аналитики обычно используют бумажные сведения и не имеют заинтересованности в положительном результате.

Поэтому целесообразнее всего действовать самостоятельно. Только в этом случае итог получится максимально ожидаемым. Кроме того, неспособность финансового аппарата предприятия составить хороший документ вызовет у потенциального инвестора некоторые сомнения.

Дополнительно о подготовке инвестмеморандума можно узнать ниже на видео.

Описание отраслевых особенностей

Важную роль играет указание степени обеспеченности ресурсами и данных о состоянии этой сферы. В качестве дополнения приводится анализ по конкуренции. Это позволит инвестору оценить потенциал заявителя и принять верное решение.

Описание производства

В этом пункте указываются основные направления деятельности и технологии, которые используются в процессе ее осуществления. Инвестор должен получить информацию о сведениях по имуществу, которое есть в собственности или аренде.

Важную роль играет отображение объема товарно-материальных ценностей и обеспечения материально-технической базой.

Политика в сфере маркетинга

В этом пункте отображается порядок ценообразования, принцип взаимодействия с контрагентами, схема привлечения новых покупателей. Необходимо описать маркетинговую стратегию и указать точные результаты ее использования. Дополнительно описывается структура управленческого аппарата, характеристики работников.

Финансовое положение фирмы

В рамках этого пункта указываются базовые экономические параметры. Для этого используются сведения из бухгалтерской и фискальной отчетности. Дополнительно указываются форс-мажорные обстоятельства и варианты выхода из проблемной ситуации.

Дополнительная информация о том, как составить инвестиционный меморандум, представлена ниже на видео.

Структура готовой декларации

Стандартной формы документа в законодательстве не предусмотрено. Поэтому каждый соискатель разрабатывает ее в индивидуальном порядке. Желательный план, по которому оформляется документ, может выглядеть следующим образом:

  • общее описание предприятия;
  • стратегия развития на 5 лет;
  • экономическое направление;
  • место в рейтинге с конкурентами;
  • историческая справка;
  • производственные технологии;
  • материально-техническая база;
  • имеющиеся документы;
  • нормы юридического законодательства;
  • вероятные форс-мажоры;
  • данные о финансовом положении.

Следование этому плану позволит составить меморандум грамотно и привлечь внимание потенциальных инвесторов легко и быстро.

Документы для скачивания (бесплатно)
Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных