Содержание статьи
В процессе ведения внешнеторговой экономической деятельности импортеры и экспортеры ссылаются на правила Инкотермс 2010 года. До него были актуальными термины, которые установлены еще в 2000 году.
При необходимости подписать договор на международную поставку в 2019 году, стоит ссылаться на правила последней редакции. Термины определяют базисные условия поставки, а также существенно облегчают формирование внешнеторгового соглашения и взаимопонимание между продавцом и покупателем.
Одним из правил в Инкотермс считает CIF. Оно применяется в случае транспортировки груза морским путем либо с использованием внутреннего водного транспорта.
Определение CIF и расшифровка
Определение CIF расшифровывается как “Cost, Insurance and Freight”. В переводе с английского это означает “Стоимость, страхование, фрахт”. Определение включено в группу C.
CIF подразумевает, что в конечную стоимость товара уже включены:
- его стоимость;
- материальные затраты на транспортировку морским видом транспорта.
В случае использования термина CIF дополнительно суммируется к итоговой стоимости размер страховки на период фрахта.
Базис и условия
Базисные условия поставки в соответствии с CIF Инкотермс 2010 подразумевают, что продавец оформляет морскую страховку на транспортируемый товар на предмет возможной утраты либо порчи. Он обязан самостоятельно подписать соответствующее соглашение со страховым агентом, а также оплатить затраты, напрямую связанные с этим процессом.
Среди иных особенностей выделяют:
- Установленные условия поставки подразумевают минимальный размер страхового покрытия. Сверх минимальной суммы может быть определено по желанию получателя товара, исключительно за его доплату.
- Перед началом транспортировки экспортер берет на себя обязанности по всем таможенным формальностям.
- Продавец обязан обеспечить транспортировку груза морскими путями либо задействовав внутренний тип транспорта. Соответствующее соглашение с транспортной компанией заключается на стандартных условиях.
Распределение рисков, ответственности и обязанностей
Как и в случае с иными терминами Инкотермс, установленный порядок CIF определяет конкретные обязательства и риски сторон.
Среди основных выделяют:
- Поставщик занимается таможенной очисткой в период экспорта, осуществляет фрахт по пути и подписывает договор о страховании товара.
- Получатель груза оплачивает установленную договором стоимость, осуществляет прием груза в обозначенном месте, решает все формальности.
Рассмотрим уровень ответственности, обязанности и риски для каждой стороны подробней.
Покупатель
К основным обязанностям покупателя принято относить процесс приема доставленного в обозначенный пункт назначения груза и осуществление всех необходимых таможенных процедур.
Импортер берет на себя обязанность по организации своевременных работ по разгрузке груза в назначенном месте прибытия, а также:
- оформить сопроводительную документацию;
- внести оплату установленных пошлин;
- пройти все необходимые формальности.
Если транспортируемый груз полностью соответствует заявленным параметрам, покупатель берет на себя обязанность по его принятию и оформлению подтверждающего документа поставки, инициирует ревизию товара за собственные деньги.
Продавец
Продавец берет на себя обязанность по предоставлению покупателю груза и сопроводительной документации на него согласно условиям подписанного соглашения в назначенное время и день в обозначенном месте прибытия.
В перечень сопроводительной документации входит:
- морской коносамент;
- лицензии – если по закону груз должен быть лицензированным;
- сертификат безопасности – при наличии требований законодательных норм той страны, в которую поставляется груз;
- оформленный договор о страховании со страховым агентом.
Продавец берет на себя обязанность по самостоятельному поиску и подбору наиболее оптимальной транспортной компании для перевозки груза и подписывает с представителями соответствующее соглашение на стандартных условиях.
Экспортеры вынуждены заниматься оформлением страхового полиса на период фрахта товара. Страховой агент в обязательном порядке должен иметь положительную репутацию. Размер страховки должен покрывать во время наступления страхового случая 100% от себестоимости продукции + 10% сверху.
Импортеры должны заниматься оформлением дополнительного страхового полиса, но уже за личные средства. В данном случае экспортеры обязаны выдать все необходимые данные с целью оформления соответствующей документации.
При переходе права собственности и рисков
Переход всевозможных рисков от продавца осуществляется в тот момент, когда продукция была доставлена на борт транспортного судна. С этого периода полагается, что экспортер выполнил ранее возложенные на него обязательства в полном объеме.
Следовательно, переход прав собственности во внешнеторговом обороте и переход рисков – разные понятия, если только иного не прописано в тексте соглашения.
Отдельным пунктом в соглашении допускается указание о том, что права собственности переходят в момент передачи рисков в пункте назначения или любом ином месте.
“Переход рисков и прав собственности на продукцию осуществляется в момент передачи транспортной компании/перевозчику на судно в Норвегии, порт Тромсе”.
В настоящее время имеющиеся условия поставки действуют в редакции от 2010 года, которые считаются последним изданием порядка и актуальны в 2019 году.
Цена, условия оплаты
Установленная стоимость говорит о том, что контрактная (инвойсная либо же таможенная) себестоимость за продукцию включает суммарную стоимость груза, а также:
- процедуры экспортного таможенного оформления с дополнительной оплатой пошлин:
- прочие сборы;
- средства за транспортировку непосредственно к порту прибытия – без учета разгрузочных работ;
- актуальную стоимость продукции в пользу получателя товара.
Установленные условия поставки не отображают стоимость за продукцию и варианты внесения средств, а также не регулируют переход прав собственности на груз либо возможные последствия в случае нарушения пунктов соглашения.
Стоимость и переход прав собственности в обязательном порядке устанавливаются условиями подписанного договора купли-продажи.
Торговая терминология CIF отображает, кто именно из сторон соглашения купли-продажи берет на себя обязанности по действиям, без которых невозможна транспортировка, а также занимается оформлением страхового полиса и таможней. Дополнительно определяется, когда именно и в каком месте продавец обязан передать продукцию покупателю и какие финансовые затраты возлагаются на него.
Отличия от CIP
Многие ошибочно полагают, что разницы между установленными условиями CIF и CIP не существует, однако это не так. Основное отличие заключается в использовании во время транспортировки разновидности транспорта и как итог, пункта, в котором проводятся работы по выгрузке товара.
- Согласно условиям доставки CIF, продукция за счет продавца, которая прошла всю необходимую таможенную процедуру оформления, подлежит дальнейшей транспортировке водным транспортом до места назначения, а также обязательно страхуется надлежащим образом в пользу покупателя с целью исключения вероятности утраты груза либо же его порчи в период поставки.
- Согласно условиям доставки CIP, продукция, непосредственно за счет продавца, в случае успешного прохождения всех таможенных процедур, подлежит дальнейшей транспортировке любым видом транспорта к обозначенному месту назначения, а также подлежит обязательному страхованию, актуальному на время доставки, с целью получения компенсации по случаю утраты либо порчи.
Иных существенных различий между рассматриваемой терминологией не установлено.
Выгода использования CIF
Оптимальным решением в использовании CIF принято считать момент, при котором является целесообразно применять транспортировку морским типом транспорта, в частности из-за своей небольшой стоимости за предоставляемые услуги доставки.
В частности, речь идет о перевозке таких видов грузов, как:
- металлолом транспортных средств;
- различный вид самоходной техники;
- лесное сырье – оптимально для компаний, которые занимаются реализацией этой продукции;
- сыпучие виды товаров, реализация которых осуществляется внушительными объемами: соль, песок, уголь, щебень, руда и пр.
Именно в таких ситуациях установленный порядок CIF считается целесообразным в использовании: импортная цена приобретаемой продукции является известной, каких-либо существенных рисков нет, поскольку имеется оформленный надлежащим образом страховой полис и разрешение на реализацию.
Достаточно точно добросовестно организовать работы по отгрузке с судна и дальнейшую транспортировку к будущему месту хранения либо к конечному потребителю.
Терминалы и оборудование
Согласно условиям подписываемого соглашения, продукция подлежит транспортировке любым видом морского и водного транспорта.
В качестве места прибытия может фигурировать в условиях договора:
- морской порт – при необходимости транспортировать продукцию таким образом;
- речной порт – если используются внутренние ресурсы для доставки груза;
- различные причалы.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются