Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 
Может ли наемный работник одновременно быть самозанятым

Может ли наемный работник одновременно быть самозанятым

Введение ФЗ №422 от 27 ноября 2018 года установило такой термин, как “налог на профессиональную деятельность”, из-за чего немало граждан автоматически попали под его нормы. К примеру, учителя, которые помимо занятости на основании трудового договора, после рабочего дня занимаются репетиторством, из-за чего возникает вполне закономерный вопрос – можно ли самозанятым быть еще и наемным рабочим?

Может ли наемный работник быть самозанятым

Для ответа на поставленный вопрос стоит подробно ознакомиться с обновленным федеральным законодательством.

Определение понятиям

С целью исключения вероятности допустить ошибки и недопонимание в процессе рассмотрения федерального законодательства, целесообразно изучить понятие “самозанятый” и “наемный рабочий”.

В каждом случае есть свои особенности, о которых важно знать.

Самозанятый

Впервые определение “самозанятый” появилось на уровне федерального законодательства в 2017 году. Самозанятый – физическое лицо, которое занимается любой разновидностью профессиональной деятельности, напрямую связанной с риском и одновременно приносящей доход. По состоянию на сегодня под самозанятость попадает порядка 63 видов деятельности, официально установленных на уровне законодательства РФ.

Справка: установленный перечень является динамическим, из-за чего может быть скорректирован по решению субъектов РФ.

До 2019 года у самозанятых лиц отсутствовали какие-либо обязанности в целом. При наличии желания, у них была возможность сформировать соответствующий запрос в ФНС, в котором ставили в известность специалистов о начале своей деятельности, однако права и обязанности, напрямую связанные с предоставлением рассматриваемого статуса, отсутствовали.

Среди наиболее значимых обязанностей, которые сегодня имеются, выделяют уплату налога в размере:

  • 4% – при работе с физическими лицами;
  • 6% – в случае работы с компаниями, имеющих статус юридических лиц.
Обязанность по уплате налогового сбора установлена новым налоговым режимом – “Налог на профессиональный доход”. Необходимость по перечислению средств в ФФОМС либо ФСС отсутствует.

Наёмный работник

Чтобы дать точный ответ на то, может ли самозанятый человек вести занятость на основании трудового договора, крайне важно понять, кто попадает под определение “наемный работник”.

В соответствии с нормами федерального законодательства, подобный статус могут получить физические лица, подписавшие трудовой договор (или же иное соглашение со своим работодателем), на основании которого они были зачислены в штат компании с целью выполнения возложенных обязанностей, по результатам исполнения получающие заработную плату.

Исходя из этого, в отличие от терминологии самозанятых граждан, наемные сотрудники не могут связать текущую профессиональную деятельность с имеющимися рисками и на законных основаниях подписывают трудовой контракт с работодателем. Помимо этого, работодатели вынуждены в обязательном порядке удерживать из установленной заработной платы своего рабочего отчисления в ФФОМС, а также подоходный налог.

По состоянию на начало 2019 года, НДФЛ уплачивается в размере 13%, из-за чего разработанный новый налоговый режим считается весьма выгодным.

Может ли быть самозанятый официально трудоустроен

На эту тему до недавнего времени было немало споров, которые возникли сразу после публикации Федерального закона №422. Однако сегодня уже точно известно о том, на официальном уровне под самозанятым можно подразумевать:

  • индивидуальных предпринимателей (в некоторых ситуациях);
  • лиц, которые одновременно осуществляют трудовую деятельность по контракту со своим работодателем.

Исключение совмещения

Исключение совмещения

Крайне важно знать все нюансы, чтобы понимать, кто именно из самозанятых имеет законное право вести трудовую деятельность по найму. В принятом законопроекте нет запретов на одновременную трудовую деятельность и работу в качестве самозанятого лица. Подобная норма является актуальной до того времени, пока основное место не будет попадать под категорию “самозанятой”.

Наиболее проще показать на примере фрилансеров. Предположим, что был подписан трудовой договор с компанией, которая занята производством авторского контента, на основании чего гражданин занимает должность штатного копирайтера. Одновременно с этим фрилансер планирует официально зарегистрироваться в качестве самозанятого лица и параллельно работать в этой сфере, только уже на себя.

Читайте также:   Как получить лицензию самозанятому лицу в такси и начать работать

В таком случае налоговый орган примет решение об отказе в намерениях. Такое будет продолжаться до того времени, пока копирайтер не уволится с основного места работы.

Дополнительно необходимо также обращать внимание на то, что при наличии желания официально работать в компании, где основные обязанности заключаются в выполнении работы, установленной Федеральным законом №422, важно учитывать, что непосредственный работодатель в обязательном порядке должен иметь статус ИП или ООО.

При наличии статуса самозанятого лица, граждане не имеют права подписывать с кем-либо трудовые соглашения.

Оформление работодателем сотрудников как самозанятых

Самозанятые граждане не могут быть приняты в штат компании – с ними подписывается гражданско-правовые соглашения (в частности, подряда, предоставления услуг и пр.). Кадровая документация не подлежит оформлению (в частности, приказы, персональные карточки, табель учета и пр.).

Одновременно с этим, ключевые требования к соглашениям с самозанятыми гражданами не установлены. Под ним подразумевается стандартный договор гражданско-правового характера с физическими лицами. Согласно с нормами федерального законодательства, в договоре не может быть формулировок, которые прямо либо же косвенно указывают на возникшие трудовые отношения.

При несоблюдении правил есть большая вероятность автоматической переквалификации соглашения на трудовой со всеми вытекающими последствиями, среди которых:

  • перечисление страховых взносов;
  • уплата подоходного налога;
  • начисление возможных штрафов и пеней.
Допускается возможность дополнять договор местом регистрации граждан в качестве самозанятых. Настоятельно рекомендуется также прописать имеющуюся дополнительную ответственность, которая может наступать в случае предоставления недостоверной информации относительно места регистрации либо же невыдачи квитанции. Как минимум, это позволяет говорить о возникновении дополнительных налоговых издержек.

Плюсы и минусы перевода из наемных сотрудников в самозанятые

Перевод сотрудников в статус самозанятых несет за собой немалое число положительных аспектов, среди которых:

  1. Существенное снижение количества отчетности за счет отсутствия обязанностей налогового агента (им выступает сам гражданин) по подоходному налогу (НДФЛ).
  2. Снижение кадрового документооборота.
  3. Отсутствие необходимости в перечислении страховых взносов.
  4. Оплата осуществляется исключительно за результат выполненной работы.

Одновременно с этим имеется ряд недостатков, которые также важно знать. Среди наиболее значимых выделяют:

  1. Вероятность появления жалоб от сотрудников в соответствующие контролирующие органы по вопросу подмены трудового договора гражданско-правовым, что автоматически аннулирует им ранее предоставляемые социальные гарантии, право на компенсации и начисление страхового стажа. Среди последствий можно выделить регулярные проверки контролирующих органов, переквалификацию соглашения.
  2. Постоянные начисления самозанятым, существенный их рост, причем с одновременным сокращением численности и ФОТ однозначно заинтересуют налоговую службу, причем даже в случае отсутствия претензий.
  3. В процессе борьбы с обналичкой, финансовые учреждения с явными подозрениями относятся к переводам самозанятых лиц. В качестве последствий можно выделить повышение затрат на банковское обслуживание, наличие риска попадания под жесткий контроль Росфинмониторинга.
  4. Отсутствие возможности заставить сотрудника соблюдать установленные правила дисциплины и подчиняться непосредственным распоряжениям прямого начальства.

Решение относительно перевода наемных рабочих в статус самозанятых должно происходить взвешено, учитывая все имеющиеся факторы и негативные последствия. Перевод в самозанятые работники, которые уже были включены в штат работодателя, не несет за собой налоговой выгоды.

О том, стоит ли регистрироваться самозанятым, можно узнать ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector