Содержание статьи
С 1 января 2019 года в Российской Федерации был внедрен эксперимент, связанный с введением налогового режима для самостоятельно занятых граждан – налога на профессиональный доход (НПД).
Регламент по этому вопросу – ФЗ №422 от 27 ноября 2018 года. В настоящее время закон действует только на территории четырех субъектов РФ – в Москве, Московской области, Калужском регионе, Татарстане.
Вести деятельность на этом режиме можно достаточно просто, для этого нужно зарегистрироваться в специальном приложении «Мой налог». Как функционирует сервис, какие возможности он предлагает, есть ли альтернативные решения?
Необходимость создания приложения
Практика показывает, что многие граждане, осуществляющие деятельность без наемных работников и работодателей, не хотят проходить официальную регистрацию в ФНС. Это связано с несколькими причинами:
- длительность процедуры легализации, которая отнимает несколько дней и предполагает сбор большого количества документов;
- необходимость ожидания в очереди;
- скопление большого количества людей в ФНС;
- сложность заполнения деклараций и прочих отчетов;
- необходимость взаимодействия со страховыми фондами (ПФР, ФСС).
В связи с этим, чтобы упростить порядок взаимодействия между самостоятельно занятыми гражданами и государством, было разработано и внедрено на практике специализированное приложение «Мой налог». Оно способствует решению нескольких задач одновременно:
- ускорение процедуры расчета и уплаты налога (определение суммы к уплате и списание средств осуществляются автоматически);
- упрощение порядка подачи декларации (не нужно идти в налоговую службу и стоять в очереди, достаточно зарегистрироваться в приложении и пройти идентификацию);
- бесплатное использование приложения позволяет сэкономить денежные средства.
Порядок регистрации
Чтобы получить официальный статус самозанятого гражданина, необходимо пройти процедуру верификации в сервисе. Сделать это можно двумя способами. Преимущественно используется паспорт гражданина Российской Федерации и персональный кабинет.
По паспорту
Данная схема является максимально удобной, практичной и рациональной для тех, у кого отсутствует доступ к личному кабинету на сайте ФНС. Достаточно отсканировать удостоверение личности и нажать клавишу «Распознать». Также потребуется фото, сделать которое можно на обычную камеру в телефоне. Процедура верификации включает пять ключевых этапов:
- Подтвердить номер телефона посредством кода, полученного по СМС.
- Указать регион, в котором ведется деятельность, нацеленная на получение прибыли.
- Отсканировать паспорт и распознать программой введенные данные.
- Создать фото с того же телефона, с помощью которого и производится регистрация.
- Автоматически отправить заявление в налоговую инспекцию (моментально или на протяжении шести суток).
Через личный кабинет налогоплательщика
Эта процедура проводится с помощью идентификационного номера налогоплательщика и пароля. На сайте есть рекомендации по поводу того, как зарегистрировать личный кабинет. Если возникают какие-то вопросы, целесообразнее всего обратиться в налоговую службу для получения учетной записи.
Данная процедура займет не более 15 минут. Сделать все можно за четыре этапа:
- Указать телефонный номер. После этого придет код по СМС для подтверждения.
- Выбрать регион, в котором ведется деятельность. Он может не совпадать с территорией фактического пребывания.
- Ввести ИНН и пароль в целях обеспечения доступа в персональный кабинет.
- Придумать ПИН-код. Это нужно для того, чтобы беспрепятственно и быстро войти в приложение.
Как работает приложение “Мой налог”
Приложение “Мой налог” позволяет пройти процедуру регистрации в налоговой службе и уплачивать все полагающиеся сборы/взносы. С помощью этого сервиса самостоятельно занятому гражданину не составит труда сформировать чек, отправить его клиенту, а также направить отчет в налоговую службу. Кроме того, система сама информирует о сроках уплаты путем отправки уведомления, а также является заменой кассы и отчетности.
Как сформировать и отправить чек
Чтобы справиться с этой задачей, понадобится или телефонный номер, или адрес электронной почты, принадлежащей покупателю. Необходимо отобразить, какая сумма, и за какие услуги была получена.
С течением времени к сервисам будет происходить подключение банковских организаций и электронных площадок. Формирование чеков и фактическая уплата налогов возможна в настройках приложения.
Все банковские учреждения, а также подключенные операторы будут указаны в специальных пунктах сервиса, а также на официальном сайте ФНС. Если в чеке обнаружена ошибка, или возникла необходимость в возврате средств клиенту, он может быть исправлен или вовсе аннулирован.
Контроль доходов и начисления налога
Приложение предоставляет возможность ознакомления со всеми чеками, которые были выставлены. Сделать это можно за любой период времени, а также подсчитать суммы.
Подтверждение дохода и статуса самозанятого
Для решения этой задачи происходит формирование отдельной справки. Сделать это можно также в приложении «Мой налог» или через сайт. Документ может быть запрошен клиентами, являющимися юридическими лицами. В персональном кабинете каждый пользователь может создать справку, подтвердив, таким образом, факт самозанятости. Однако в мобильном приложении в настоящее время такая возможность отсутствует.
Если гражданин работает на себя, он может предложить организации, сделавшей запрос, прислать справку самостоятельно. Сделать это можно в приложении или в личном кабинете за любой отрезок времени. Если он работает с самостоятельно занятыми лицами, он вправе затребовать эту бумагу и дать рекомендации по ее заполнению. При отказе в предоставлении подтверждения есть риск доначислений.
Уплата налогов
Процедура ведения взаиморасчетов с государством является простой и понятной. Все, что нужно от налогоплательщика – встать на учет, зарегистрировавшись в системе, регулярно получать уведомления и исполнять свои обязанности по уплате налогов.
Дополнительный обзор на приложение “Мой налог” – ниже на видео.
Снятие с учета
Отказаться от уплаты НПД можно через приложение на мобильном телефоне или через официальный сайт ФНС. Если доход не поступает, начисления налога не происходит. Взносы также не оплачиваются, поэтому снятие с учета в момент отсутствия фактической деятельности необязательно. Количество повторных снятий и регистраций не предполагает каких-либо ограничений: можно делать это ежемесячно и даже чаще.
Даже после снятия с учета можно продолжать пользоваться приложением, однако оформление чековых документов станет недоступным. К примеру, пользователю будут доступны следующие опции и функции:
- количество заработанных средств;
- лица, от которых были получены средства;
- сумма уплаченного налога.
Если доход в рамках конкретного года превысит сумму в 2,4 млн. руб., регистрация будет прекращена налоговой службой, которая сообщит об этом факте в специальном уведомлении.
В этом случае придется регистрировать бизнес как ИП или юридическое лицо и уплачивать налоги в общем порядке или выбирать специальный режим. У индивидуальных предпринимателей на этот переход предусмотрено 20 дней.
Основные ошибки в работе программы
Ошибки в работе программы возникают крайне редко. Чаще всего они связаны с тем, что ведутся технические работы. В этом случае необходимо сформировать чек на следующий день после внесения исправлений. Информация о технических работах регулярно появляется на сайте Федеральной налоговой службы.
Регистрация ИП через приложение “Мой налог”
Приложение не дает возможности регистрации статуса индивидуального предпринимателя. Получить его можно только в классическом порядке, на основании поданного заявления. Ликвидация производится аналогично. Осуществлять профессиональную деятельность может не только индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо, оплата взносов при этом не осуществляется.
Все, что потребуется для взаимодействия с приложением – наличие смартфона/компьютера и доступа в интернет. Остальные приложения для работы не подходят. Даже если процедура регистрации будет пройдена, стать самозанятым человек не сможет, поэтому льготы ему недоступны.
Таким образом, в качестве подтверждения факта самостоятельной занятости и получения дохода выступает специальная справка. Получение ее доступно в сервисе “Мой налог” путем посещения раздела «Настройки», «Справки». На практике есть два варианта развития событий:
- если гражданин является самостоятельно занятым и платит налог на профессиональный доход, получить справку 2-НДФЛ он не может (ведь ее выдачей занимается налоговый агент, а в случае данного режима он отсутствует), зато есть доступ к документу в одноименном сервисе;
- если человек получил рассматриваемый статус, исправно уплачивает налоги и одновременно с этим работает по найму на основании трудового договора, справку можно взять у работодателя.
Процедура регистрации в приложении “Мой налог” не отнимает более 10 минут времени. При возникновении вопросов всегда можно обратиться за профессиональной помощью и консультационной поддержкой.
Инструкция по открытию самозанятого через приложение “Мой налог” представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются