Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Нужны ли онлайн-кассы самозанятым гражданам в 2020 году

Налог на профессиональный доход самозанятых начал действовать в четырех «пилотных» регионах с 1 января 2019 года. Граждане, работающие на себя, не использующие труд наемных рабочих, уплачивают всего 4 или 6% от доходов, а также освобождены от необходимости совершения взносов. Нужно ли им применять контрольно-кассовое оборудование?

Онлайн-кассы для самозанятых

Что такое онлайн-касса

В 2017 году индивидуальные предприниматели стали массово переходить на контрольно-кассовую технику, работающую в режиме онлайн. В соответствии с нормами ФЗ №54 ИП должны передавать чеки в адрес Федеральной налоговой службы через интернет.

Под онлайн-кассами принято понимать кассовые аппараты нового образца, в которых присутствуют фискальных накопители. Чтобы система работала, требуются подключение ККТ к интернету и передача данных в ФНС или через оператора фискальных данных ОФД. Такой подход обеспечивает контролирующим органам возможность отслеживания факта уплаты налогов, а также упрощения проведения проверок.

Новая техника имеет отличительную особенность в виде применения фискального накопителя, хотя ранее было принято применять ЭКЛЗ. В нем фиксируются все данные о чеках, которые впоследствии отправляются в ФНС. На каждом документе содержится следующая информация:

  • сведения о товаре, который был реализован;
  • информация об индивидуальном предпринимателе;
  • специальный QR-код, считывание которого осуществляется с помощью специального приложения на мобильном телефоне.

Различия между новыми и прежними кассовыми системами заключаются в следующих аспектах:

  • при оформлении онлайн-кассы владелец не должен посещать ФНС, все, что от него требуется – создание электронного заявления;
  • ФНС получает сведения о расчетах через ОФД (именно с налоговой владелец кассового оборудования предварительно заключает соглашение);
  • покупатель получает электронный чек, который приходит к нему через интернет;
  • замена фискального накопителя осуществляется каждые 13, 15, 36 месяцев;
  • соглашение с ЦТО не имеет обязательного характера.

В кассах нового формата требуется использование электронной цифровой подписи. Ее применение станет обязательным в процессе прохождения регистрационной процедуры и снятия с учета, а также при составлении/расторжении договора с ОФД.

Задачи ОФД заключаются в следующих аспектах:

  • передача сведений в налоговую службу;
  • обеспечение онлайн-доступа ФНС к фискальным данным;
  • хранение фискальных данных и обеспечение их защиты от изменений;
  • предоставление покупателям чека в электронном формате.

Необходимость установки для самозанятых

Предприниматели, осуществляющие уплату налога на профессиональный доход (НПД), могут не использовать ККТ. В законе сказано, что с 1 января 2019 года ИП, ведущие деятельность в Москве, Московской области, Калужской области, Татарстане, освобождаются от использования кассового оборудования.

В качестве регламента по данному вопросу выступает ФЗ №54 «О применении ККТ». Все операции по созданию и предоставлению чеков будут проводиться через приложение под названием «Мой налог».

Лица, попавшие под действия этого эксперимента, также могут рассчитывать на получение других привилегий:

  • отсутствие необходимости в подаче налоговой декларации и прочих видов отчетности;
  • снижение налоговой нагрузки, т. к. налог будет уплачиваться по ставке 4 или 6%;
  • отсутствие необходимости уплаты фиксированных страховых взносов.

Но пользоваться этими привилегиями могут далеко не все граждане РФ. Лишены этого права следующие лица:

  • граждане, имеющие доход от 2,4 млн. руб. в год;
  • лица, осуществляющие деятельность за пределами «экспериментальных регионов» – Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Воронежская область, Волгоградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Красноярский край, Пермский край, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан;
  • предприниматели, работа которых противоречит нормам ФЗ №422 от 27 ноября 2018 года;
  • лица, осуществляющие деятельность по трудовым договорам, нанимающие сотрудников;
  • граждане, применяющие другой режим налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН), т. к. совмещение систем недопустимо (прежде чем перейти на НПД, необходимо составить заявление об отказе от применения прошлых режимов).

Специального раздела в законодательстве, описывающего разрешенные способы взаиморасчетов между покупателями и потребителями, не имеется. Однако в п. 3 ст. 14 есть их упоминание. В норме сказано, что пользователи услуг могут вносить оплату наличными средствами или совершать безналичные расчеты. В связи с этим использование эквайринга в деятельности является допустимым.

В ФЗ №422 указано, что самозанятый гражданин обязан отразить факт реализации исключительно в момент получения средств от покупателя. Если применяются расчеты в безналичной форме, допустима кратковременная отсрочка (п. 3 ст. 14).

Читайте также:   Виды деятельности самозанятых граждан в 2020 году

При этом факт реализации товара/услуги фиксируется посредством чека. Он может быть сформирован в рамках приложения «Мой налог»(п. 1 ст. 14 ФЗ №422). Предъявление чекового документа покупателю является обязательным.

Каждая продажа, которая осуществляется самостоятельно занятым гражданином, подлежит документальному оформлению с помощью чека. Сведения о ней моментально отправляются в налоговую службу.

Все нормы закона могут быть соблюдены и без использования специальной кассовой техники. Тем не менее, при отсутствии ККТ оплата с карты невозможна.

Наряду с этим в расчетах может использоваться кассовый аппарат, что прописано в нормах п. 2 ст. 14 ФЗ №422. В этой ситуации кассовый чек поступит покупателю от посредника. Что касается сведений, предоставляемых налоговым службам, они могут быть переданы лично самозанятым лицом или посредником. Во втором случае доход, полученный гражданином, отражается на web-ресурсе ФНС.

Выдача чеков

Приложение “Мой налог” для выдачи чеков вместо кассового аппарата

Фиксация финансовых операций, осуществляемых самозанятыми гражданами, производится в основном через специальное приложение под названием «Мой налог». Каждый плательщик НПД, проходя регистрацию в нем, получает в пользование личный кабинет. В нем можно посмотреть следующую информацию:

  • сумма полученных доходов;
  • период времени, за который они поступили;
  • используемая ставка взноса;
  • величина налога к уплате.

В рамках этого приложения оформляются чеки, выдаваемые покупателям и заказчикам услуг, а информация о них и, как следствие, о полученных доходах, передается в ФНС. Этот способ является хорошей альтернативой кассовой технике, поскольку не требует финансовых расходов и временных затрат на покупку и установку.

Правила регистрации онлайн-кассы

Процедура официальной регистрации онлайн-кассы является максимально простой.

Есть ИП

В процессе перехода на кассовый аппарат нового образца владелец сначала его приобретает, а после этого:

  • заключает договорное соглашение с ОФД;
  • проходит процедуру регистрации в налоговой службе;
  • подключает аппарат к интернету;
  • оформляет покупку у ОФД.

Приобретать новый кассовый аппарат необязательно, в ряде ситуаций допустима модернизация старой техники. Порядок действий такой же, только сначала нужно снять старый кассовый аппарат с учета и заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель. В процессе работы с виртуальной кассой каждый чек отправляется к оператору фискальных данных, а затем он подтверждается.

Продавец направляет в адрес покупателя электронный чек – сообщением или по электронной почте. Если по каким-то причинам контактные данные покупателя у продавца отсутствуют, выдается бумажный чек. По завершении смены формируется отчет, содержащий сведения о количестве отправленных чеков и документы, которые не поступили в адрес оператора.

Нет ИП

Лица, не владеющие статусом индивидуальных предпринимателей, применять ККТ в режиме онлайн не обязаны. Тем не менее, при желании они могут подключить такую технику, т. к. она позволит упростить процедуру расчетов с клиентами и отчет перед налоговыми органами. Преимущества пользования техникой нового формата заключаются в следующих аспектах:

  1. Отсутствие необходимости организации проверок со стороны налоговых служб. Все сведения подлежат передаче в налоговые органы, которые, в свою очередь, контролируют уплату налогов предпринимателями.
  2. Упрощенная процедура оформления техники, предполагающая отсутствие необходимости личного посещения ФНС. Все это способствует экономии времени.
  3. Отсутствие необходимости в заключении договора с ЦТО, что освобождает владельцев техники от несения дополнительных расходов.
  4. Получение покупателем полноценного доступа к информации, что способствует подтверждению законности деятельности. С помощью электронных чеков можно упростить процесс ведения домашней бухгалтерии и получить дополнительные бонусы в форме cash back.

Несмотря на наличие этих плюсов, есть и отрицательные моменты. В частности, они заключаются в том, что самозанятому придется нести дополнительные расходы. Хотя, как и ИП, он вправе рассчитывать на получение вычета.

Нужен ли кассовый аппарат для самозанятых вне регионов со спецрежимом

Если самозанятый гражданин осуществляет деятельность вне региона, в котором действует спецрежим, применять ККТ ему также необязательно. Достаточно скачать и установить приложение под названием «Мой налог». В нем будет происходить формирование чеков и их отправка в налоговые органы. Дополнительных подтверждений при этом не потребуется.

Дополнительную информацию можно найти в данном разборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector