Содержание статьи
- Определение
- Классификация
- Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ
- Реестр наименования мест происхождения товаров (НМПТ)
- Реестр общеизвестных в РФ товарных знаков
- Реестр международных товарных знаков
- Реестр заявок на регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) и реестр заявок на регистрацию НМПТ
- Включение товарного знака в таможенный реестр (ТРОИС)
- Проверка уникальности
- Виды регистрации
На территории Российской Федерации в отношении средств индивидуализации существуют два основных понятия, а именно – товарный знак и знак обслуживания. Данные объекты интеллектуальной собственности выполняют идентичные функции, связанные с выделением товаров или услуг из количества однородных.
Существует Международная классификация товаров и услуг, целью которой является регламентирование того, в каких классах должна осуществляться правовая охрана тех или иных сфер деятельности. Это один из основных инструментов всех патентных поверенных и лиц, принимающих решение об осуществлении государственной регистрации самостоятельно.
Определение
Как важна для конечного потребителя информация о защите прав на потребляемые им товары, так и не безразличны будут сведения о качестве предоставляемых услуг, что часто напрямую зависит от юридической защиты.
Ведь грамотный владелец бизнеса, который уверен в своём продукте, вряд ли допустит нелегальную эксплуатацию со стороны третьих лиц и постарается всячески защитить своё дело от недобросовестной конкуренции.
Преимуществ получения исключительных прав достаточно и без учёта основного аспекта защиты. Субъект бизнеса получает возможность владеть полноценным нематериальным активом, который можно предоставить в аренду по заключению лицензионного договора, использовать как инструмент для взятия кредита, а так же участвовать в тендерах и развиваться по системе франчайзинга, т.е. передавать право пользования собственным брендом, на определённых условиях.
Нюансов порядка проведения процедуры и дальнейшей эксплуатации товарных знаков и знаков обслуживания довольно много, и для начала стоит разобраться в том, что такое реестры Роспатента и в чём заключается их целевое назначение.
Классификация
Вся основная информация о государственных реестрах, в которых содержатся сведения о товарных знаках, располагается на официальном сайте Федерального Института Промышленной Собственности www1.fips.ru.
ФИПС – открытое подразделение Роспатента, бюджетное учреждение для осуществления всех предварительных работ, дабы основному органу исполнительной власти было проще совершать юридически значимые операции. В отношении товарных знаков и знаков обслуживания насчитывается порядка шести реестров, каждый из которых отвечает за своё направление.
Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ
В этой базе данных находятся сведения о действующих, успешно прошедших регистрацию объектах интеллектуального права. Информационный состав данного реестра включает в себя ряд категорий, из которых складывается общее представление о том, или ином свидетельстве. Материалы находятся в свободном доступе и позволяют любому заинтересованному лицу узнать о регистрационном документе по присвоенному ему номеру.
В каждом свидетельстве находится заключение о номере регистрации и номере подачи заявки, так же о дате поступления заявки и дате публикации, заявителе, выбранных классах МКТУ и, наконец, адресе, через который возможно осуществление переписки.
Реестр наименования мест происхождения товаров (НМПТ)
Объекты интеллектуальной собственности, зафиксированные в данном реестре, считаются уникальными. Связано это с тем, что в качестве товарного знака осуществляется регистрация наименования какого-либо географического объекта, на территории которого был произведён товар.
Для того чтобы товарный знак был занесён в данный реестр, он должен успешно пройти соответствующую экспертизу. Количество таких товарных знаков не достигает внушительной отметки и, как показывает практика, у одного знака может быть несколько правообладателей.
Свидетельство содержит все те же сведения о регистрации, что и стандартный документ о присвоении исключительного права пользования.
Реестр общеизвестных в РФ товарных знаков
Регистрация данных товарных знаков осуществляется в соответствии со статьей 1508 ГК РФ. Для того, чтобы регистрационный процесс был успешно завершён, необходимо соответствовать, как минимум, трём основным требованиям, а именно: активно использоваться на территории РФ, с момента даты запроса регистрации быть популярным среди потребителей данного товара и, наконец, иметь прямую ассоциацию с лицом, который выступает в качестве заявителя.
Такая регистрация даёт одно из главных преимуществ, а именно – бессрочное право пользования со стороны правообладателя, без необходимости пролонгации через 10 лет. Признать товарный знак общеизвестным можно лишь после проведения определённых социологических исследований, в качестве анкетирования и опроса потребителей.
Все материалы исследований составляются строго в соответствии с методиками, которые утверждает Роспатент. Разумеется, что каждый опрос проводит независимая специализированная организация, имеющая непосредственное отношение к социологическим экспертизам.
Реестр международных товарных знаков
Международная регистрация осуществляется в соответствии с регламентом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС).
Любой субъект, принимающий решение о подобного рода защите прав, должен пройти государственную регистрацию на территории своей страны и только после этого принимать меры в отношении выхода на международный уровень торговых отношений.
Целесообразней всего прибегнуть к процедуре Мадридского соглашения и Протокола, что включает в себя девяносто семь стран-участниц и позволяет пройти регистрацию сразу в нескольких приоритетных для субъекта странах.
Реестр заявок на регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) и реестр заявок на регистрацию НМПТ
Логично объединить два данных реестра в один, поскольку они содержат идентичную информацию о тех заявках, в отношении которых ещё не вынесено окончательное решение, но они находятся на стадии рассмотрения экспертизы заявленного обозначения.
На момент принятия положительного решения в отношении формальной экспертизы, т.е. соответствия заявки установленным требованиям, заявитель получает приоритет (сведения о внесении заявки в реестр рассматриваемых товарных знаков).
Именно эти данные и может посмотреть любой желающий, так же как и точные сведения о конечном свидетельстве.
Существует ещё один реестр, включение в который служит наиболее эффективным методом защиты – о нём далее и пойдёт речь.
Включение товарного знака в таможенный реестр (ТРОИС)
Для того чтобы знак был успешно внесён в таможенный реестр, он должен соответствовать ряду требований, который регламентирует российская Федеральная таможенная служба. В соответствии со статьёй 393 ТК РФ ни один таможенный орган не пропустит въезд той продукции, которая противоречит правам заявителя.
В ходе подтверждения данной информации будет принято окончательное решение о конфискации обнаруженной продукции и наложении на неё ареста. Разумеется, для проведения данной процедуры необходимо иметь наличие документа об успешном прохождении основной государственной регистрации в рамках своей страны.
Так или иначе, для того чтобы товарный знак (знак обслуживания) прошёл регистрацию и получил право внесения в какой-либо реестр, необходимо определить его патентопригодность, а именно -способность иметь самостоятельную охрану для регистрации в текущем виде.
Проверка уникальности
Не стоит быть уверенным в успешном завершении регистрационного процесса без наличия соответствующей информации о чистоте выбранного обозначения. Если принимается решение о регистрации графического элемента, то необходимо произвести предварительную проверку графики.
Если речь идёт о словесном элементе, то соответственно проверку наименования желательно сделать на латинице и кириллице в совокупности. Данная процедура осуществляется как по базам зарегистрированных товарных знаков, так и по базам поданных на регистрацию заявок, т.к. они обладают приоритетным правом.
К сожалению, самостоятельно провести быструю бесплатную экспертизу по реестрам ФИПС вряд ли представится возможным, поскольку всю необходимую информацию реально получить только при помощи номера свидетельства, а это проблематично.
Поэтому для получения полного доступа необходимо подписать договор с подведомственным Роспатенту учреждением, оплатить нужную стоимость за услугу и пройти регистрацию на сайте www.rupto.ru. Стоимость высчитывается в зависимости от количества запросов потенциального пользователя, а если есть желание избавить себя от лишних организационных проволочек, то можно заказать платный поиск у специалиста ФИПС, который оформит официальное заключение по полученным результатам.
Также некоторые патентные бюро, как правило, не в полном объёме могут предоставить такую информацию в собственных интернет-ресурсах. Существуют определённые параметры подобного бесплатного поиска, и благодаря удобному интерфейсу появилась возможность упростить себе задачу. К тому же, некоторые компании в сфере интеллектуального права разделились на два лагеря в подходе к решению данного вопроса.
И наконец, возникает вопрос, каким образом можно зарегистрировать свой товарный знак, дабы начать что-либо реализовывать под ним.
Виды регистрации
Разумеется, на процесс регистрации напрямую влияет то, в каком виде подаётся товарный знак. Самая распространённая форма – это защита словесного элемента, какие-то определённые ограничения при данном подходе отсутствуют.
Могут защищаться как слова, имеющие всем доступный смысл, так и неологизмы, придуманные правообладателем, дабы повысить узнаваемость и запоминаемость своего продукта.
Наравне с данным видом регистрации не менее популярна защита графического элемента, а именно, эмблемы или логотипы, которые через изображение отражают некую концепцию продвигаемого товара или услуги. Особую роль играет собственное восприятие, которое сложилось у разработчика, и его стремление отразить это через художественный образ.
Чаще всего предприниматели делают выбор в сторону регистрации комбинированного обозначения, а именно – графики и словесного элемента в совокупности, т.к. это даёт более полную защиту прав.
Реже прибегают к регистрации звуковых знаков, которые будут отражать отрывок музыкальной композиции, написанной именно для определённой компании. Это может активно использоваться в отношении телевидения и радиовещания, дабы создать ещё больше идентификации с тем или иным брендом.
И наконец, менее востребованный способ, чем все остальные виды регистрации – защита объёмного знаков. Для этих целей создаётся специальная трёхмерная конструкция, которая повторяет очертания образа бренда. Такими методами чаще всего пользуются косметические производители. В любом случае, визуализация и защита образов является не меньшим ключом на пути к цивилизованному бизнесу, чем все остальные вариации.
В заключение можно отметить, что процесс регистрации достаточно длителен и требует знания определённых тонкостей патентного права, которыми, как правило, обладают специалисты в сфере интеллектуальной собственности. Важно иметь понимание того, что без данного атрибута современного бизнеса, невозможно полноценно развиваться и иметь уверенность в завтрашнем дне. Он абсолютно не нуждается в лишнем внимании со стороны правообладателя и не облагается налогами, зато на долгие годы даёт возможность обладать невероятно ценным и стратегически важным активом.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются