Содержание статьи
Информация, относящаяся к налоговой тайне, может стать известна фискальным, таможенным, следственным или другим органам государственного контроля.
Разглашение этих сведений предполагает применение наказаний в рамках административного и уголовного кодексов. Не все данные относятся к конфиденциальной информации и могут перестать быть таковыми с согласия, поданного физическим или юридическим лицом на имя начальника территориальной налоговой инспекции.
Понятие налоговой тайны в НК РФ
Статья 102 Налогового кодекса РФ раскрывает суть этого понятия методом исключения, то есть объясняет, что такая тайна в себя не включает:
- общедоступные данные (закрепленные в действующем законодательстве или ставшие таковыми по личному желанию предпринимателя);
- ИНН плательщика и данные о постановке отдельных субъектов хозяйствования на учет в ФНС, ст. 83 НК РФ;
- информацию, раскрывающую перед избирательными комиссиями размер собственного ежемесячного дохода кандидатов и их ближайших родственников;
- сведения о допущенных фискальных нарушениях и примененных наказаниях, суммах уплаченных обязательств и среднесписочной численности организаций;
- данные о вступлении в состав консолидированной группы или об использовании специальной системы уплаты налогов (ст. 102 НК РФ п. 1 пп. 7);
- информацию о платежах в Государственную информационную систему, осуществляемых в рамках ФЗ № 210, принятого 27.07.2010 г.;
- сведения, передаваемые в местную администрацию с целью проверки внесенных сборов и размера недоимки по ним.
Остальные данные о предпринимателе и осуществляемой им деятельности служащие ФНС и других государственных учреждений не имеют право разглашать.
Конфиденциальные и общедоступные сведения
Ориентируясь на признаки из исключительного списка в ст. 102 НК РФ, к конфиденциальным относят данные, полученные из следующих источников:
- деклараций за текущий период;
- финансовых документов, не находящиеся в открытом доступе;
- банковских выписок о производимых перечислениях в фонды социального назначения;
- первичных документов (актов, накладных, платежек) – пункт не распространяется на государственные бюджетные учреждения, так как действующий федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. предусматривает публикацию информации, свидетельствующей об исполнении этапа контракта;
- баз персональных данных;
- хранилищ разработок, произведенных силами компании, и тому подобное.
Общедоступные сведения представлены в таблице:
Физические лица |
Организации |
ФИО |
Полное и сокращенное название |
Дата и территория рождения |
Применяемая организационно-правовая форма – ООО, АО и т.д. |
Контактные данные |
Юридическое и фактическое место ведения деятельности, направленной на получение дохода |
Выполняемая трудовая функция |
ФИО директора |
ИНН |
|
Сведения, закрепленные в ст. 102 НК РФ: · налоговые нарушения; · применяемый режим налогообложения; · результаты проведенных проверок и т.д. |
Порядок получения доступа
Конфиденциальная информация может быть предоставлена на основании письменного постановления (запроса) начальника соответствующего органа. Передача предполагает использование: фельдсвязи, курьера, почты, нарочного, а также электронного отправления при помощи телекоммуникационного канала. В последнем случае серьезность намерений подтверждается электронным сертификатом, законная сила которого равноценна натуральной подписи руководителя.
Запрос должен отражать основную суть проблемы, ссылаться на действующее законодательство в части права на использование налоговой тайны, отражать информацию о дате направлении и подтверждаться подписью руководителя.
Кому нельзя отказать в информации
Граждане и субъекты предпринимательства обязаны предоставлять конфиденциальную информацию по письменному запросу от:
- подразделений Министерства внутренних дел;
- ФСБ;
- пограничников;
- органов, отвечающих за внешнюю разведку;
- таможенных служб.
Основанием может служить конкретная цель получения сведений, например: судебное производство, оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые правоохранительными структурами, проверка поступившей информации. Запрос, оформление которого не отвечает установленным требованиям, может обернуться отказом в предоставлении засекреченных сведений.
Обеспечение сохранности на предприятии
В соответствии с п. 1 ст.102 НК РФ налоговая тайна – это информация о субъекте хозяйствования, полученная инспекцией, полицией, внебюджетным фондом, таможней и т.д. Юридическая природа и назначение данного института имеют публично-правовой характер и гласят о защите сведений.
Предоставление конфиденциальных данных сторонним лицам грозит обвинением в нарушении прав физических и юридических лиц, закрепленных в действующем законодательстве.
Статья 21 Налогового Кодекса (пп. 13, п. 1) закрепляет за предпринимателем право на ограничение доступа к некоторым сведениям. Статья 32 того же нормативного акта обязывает инспекторов и других специалистов инспекции соблюдать порядок хранения и использования конфиденциальных данных.
К тайной информации относятся сведения, полученные налоговой службой, за исключением тех, которые были разглашены с согласия предпринимателя или описаны в действующем законодательстве.
Организация или структура, в силу каких-либо обстоятельств получившая информацию, составляющую государственную тайну, обязана придерживаться установленного порядка хранения. Например, сведения, представленные в бумажном или электронном виде должны рассматриваться специалистом финансовой инспекции (другого учреждения) в специальном помещении, предотвращающем доступ посторонних лиц.
Виды ответственности за разглашение конфиденциальных налоговых сведений и порядок их применения
Разглашение конфиденциальных сведений подразумевает несколько видов ответственности:
- материальную – в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, нанесенный государственным органом, возмещается из средств госбюджета;
- административную – размер штрафа начинается с 4-5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
- уголовную – ограничение свободы до 3 лет за незаконное предоставление конфиденциальных сведений сторонним лицам (срок наказания может увеличиться до 5 лет, если речь идет о крупном ущербе).
Для членов коллектива
Человек, получивший закрытую информацию в силу своих должностных обязанностей и раскрывший ее перед неопределенным кругом лиц, несет дисциплинарную (ст. 192 ТК РФ) и/или административную ответственность ( ст. 13.14 КоАП).
За действия контролирующих органов
О более серьезных проступках расскажет уже Уголовный Кодекс. Наказание применяется, если лицо разгласило или использовало тайну незаконно, то есть без согласия плательщика. Обязательное условие: информация была предоставлена обвиняемому в связи с занимаемой должностью, например, финансовому инспектору для проверки или осуществления других действий.
Допущение подобного нарушения может обернуться штрафом от 10 до 20 тыс. руб., запретом исполнять трудовую функцию до 3 лет или ограничением свободы на аналогичный период (ст. 183 ч. 2 УК РФ). Если события отягощены причинением крупного ущерба, то сумма штрафа возрастает до 20-50 тыс. рублей, а срок тюремного заключения – до 10 лет.
Для контрагентов
Пункт 9 ст. 84 НК РФ устанавливает, что, как только человек завершил регистрацию деятельности, направленной на получение дохода, фискальные сведения о нем становятся конфиденциальными. Это не распространяется на те данные, которые предприниматель раскрыл определенному кругу лиц по собственной воле, например, своим поставщикам с целью подтверждения конкурентоспособности и добросовестности или кредитному учреждению в качестве гарантии платежеспособности. Решать споры о размере и способе возмещения ущерба от общительности собственного поставщика или клиента организация будет в суде.
Ситуации, когда ответственность за разглашение не наступает
Сведениями, составляющими тайну, в силу своей должностной инструкции, располагают сотрудники налоговых инспекций. Государственные органы могут получить информацию с соблюдением установленного порядка – предоставления письменного запроса начальника со ссылкой на нормативную базу, позволяющую или предполагающую открытие конфиденциальны сведений.
Информацией подобного рода часто интересуются контрагенты, чтобы убедиться в добросовестности, платежеспособности и надежности партнера. Если информация, относящаяся к конфиденциальной, предоставляется по доброй воле предпринимателя, то нарушение законодательства отсутствует.
Закон № 44-ФЗ, принятый в 2013 году, предполагает обмен некоторыми конфиденциальными фискальными данными, в рамках проведения конкурентных способов закупки продукции, необходимой для обеспечения нужд учреждения-заказчика (электронный аукцион, открытый конкурс и т.д.).
Вынести наказание за разглашение налоговой тайны невозможно, если документы были предоставлены с согласия предпринимателя или по запросу государственных структур (для проведения проверки, рассмотрению поданного иска и прочее).
Если в результате незаконного распространения информации о налогоплательщике или утраты документов владелец данных не намерен останавливаться на дисциплинарных мерах взыскания, то решать вопрос о форме наказания виновных будет суд.
В 2017 году ФНС решила опубликовать на своем официальном сайте данные о налогоплательщиках, которые не относятся к конфиденциальным согласно требованиям ст. 102 Налогового Кодекса РФ. Какие сведения окажутся в открытом доступе, рассказано в следующем видеоролике.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
- 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
- 2019.01.22Кредитование малого бизнесаОсобенности и «подводные камни» банковской карты с овердрафтом
- 2019.01.22ПСНПравила заполнения и образец заявления на патент для ИП на 2020 год