Содержание статьи
Система «Меркурий» работает на федеральном государственном уровне и позволяет осуществлять учет электронных ветеринарных сертификатов. С 01 июля 2018 года все предприятия, занимающиеся производством/реализацией продуктов животного происхождения, обязаны подключиться к данной программе. Розничная торговля не является исключением.
Что это такое
С 2018 года началась масштабная замена бумажных ветеринарных сертификатов электронными документами. Они способствуют тому, чтобы предприниматель осуществлял торговую деятельность на законных основаниях и мог избежать проблем с контролирующими органами.
Ведь ведение бумажных документов подразумевает некоторые сложности. Поэтому не вся продукция, которая была продана, проходила процедуру сертификации.
С помощью внедрения электронного документооборота значительно упрощается процесс работы с сертификатами и продажи продукции на каждом этапе ее существования. На всех стадиях жизненного цикла – от производства до реализации конечному потребителю – продукция животного происхождения является доступной и может легко отслеживаться.
Ее учет осуществляется в автоматическом порядке. Это позволяет пресечь незаконную продажу контрафактной продукции.
Кто должен регистрироваться и когда
Перечень лиц и продуктов, в отношении которых действует данная законодательная норма (регламент – ФЗ №243 «О ветеринарии»), указан в ней детально. Он включает в себя все предприятия, которые подконтрольны организации ГОСВЕТКОНТРОЛЬ:
- изготовители продукции животного происхождения;
- ее дилеры и дистрибьюторы;
- сети торговли, отдельные розничные объекты и центры логистики;
- молокозаводы;
- комбинаты по производству мяса, птицы, морепродуктов;
- фермерские хозяйства;
- племенные группы;
- заведения общепита;
- ветврачи.
Также в законодательных нормах указаны виды продукции, которые подлежат сертификации в этой системе:
- мясо и субпродукты, включая жир животного происхождения;
- колбасы, мясная продукция, продаваемая в готовом к употреблению виде;
- рыба – свежая, засоленная, замороженная, фарш и прочие виды продукции из нее;
- товары с начинкой из мяса или рыбы;
- все разновидности молочных продуктов (молоко, творог, сыр, сливки, сметана и т. д.);
- жиры, масла, пасты, имеющие животное происхождение;
- яйца;
- мед натурального происхождения;
- дрожжи неактивного типа;
- заготовки блюд, содержащие в составе мясо и субпродукты;
- фуражные зерновые культуры (растения) – ячмень, овес, рожь, комбикорм;
- удобрения для грядок, имеющие растительное и животное происхождение.
Полный перечень продуктов содержится в законодательной норме – Приказе Минсельхоза РФ №648.
Необходимость применения
Система «Меркурий» нужна розничной торговле для обеспечения погашения электронных документов, поступивших вместе с поставкой товаров. Т. е. основная задача сервиса – оприходовать товар. Срок, в который необходимо уложиться, составляет 1 день с момента приема продукции в пункт продажи (магазин, супермаркет, киоск, павильон, общепит).
Оформление ЭВСД происходит отдельно для каждой товарной позиции, а не для всей партии в целом. Гашение осуществляется уполномоченными розничными сотрудниками или сторонними предприятиями, у которых есть на это соответствующие правомочия.
В соответствии с нормами, прописанными в инструкции, розничные торговые объекты, работающие в системе, не имеют права на приемку товара, если отсутствует ВСД. В случае необходимости принимается исключительно часть продукции.
При этом в системе прописываются расхождения между всей партией и объемом товара, который был принят. После этого организуется гашение и формирование возвратной документации. Второй пункт выполняется автоматически.
Принципы работы
Продукция, имеющая животное происхождение, должна в обязательном порядке учитываться с момента ее поступления от производителя. Отслеживание ее движения происходит по всей цепочке – от сырья до получения готового продукта и его поступления в магазины.
Чтобы иметь представление о порядке проведения необходимых мероприятий, нужно изучить практический пример. На молокозавод отправляется партия пастеризованного молока. Молочная ферма на этапе его доставки должна оформить ВСД.
В дальнейшем времени молоко подлежит переработке, и со стороны завода происходит выпуск различных видов и форм молочной продукции. Ее дальнейшая поставка в торговые объекты также подлежит оформлению посредством ВСД для каждого товара в отдельности. После поступления в магазин соответствующие бумаги подлежат гашению в сервисе «Меркурий».
С момента, когда товар поступил в магазин, и до момента гашения должно пройти не больше одного дня. Именно в этот период времени нужно уложиться, чтобы внести изменения в систему и, таким образом, обеспечить подтверждение полученной товарной партии.
В случае частичного принятия товара необходимо указать присутствующие расхождения. Это приведет к автоматическому созданию возвратного ветеринарного сопроводительного документа.
Как добавить торговую точку в меркурий
Организациям, которые планируют осуществлять торговлю подконтрольной продукцией, необходимо подключиться к данной системе, т. е. пройти процедуру регистрации в ней. Для этого стоит руководствоваться пошаговой инструкцией.
- Скачать специальный шаблон заявления, предназначенный для ИП и организаций. В «шапке» его указать регион и ФИО начальника, работающего в ТУ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР. Список этих данных можно найти на официальном web-ресурсе организации.
- Обозначить отдельный электронный почтовый адрес в отношении каждого сотрудника. Сделать это можно во втором приложении на четвертой странице. На эти адреса впоследствии поступят логины и пароли. Именно эти данные и будут использоваться для входа в систему.
- Наделить одного или даже нескольких сотрудников перечнем административных прав. Для каждого из них индивидуально заполняется пятое приложение на девятой странице.
- При наличии квалифицированной электронной цифровой подписи заполненное заявление необходимо подписать. Затем оно подлежит отправке на электронный адрес адресата. Если ЭЦП отсутствует, подача документов осуществляется в территориальное управление по региону в личном порядке.
- Дождаться обработки заявки, которая длится от пяти рабочих дней. После этого на электронную почту придет логин и пароль для осуществления входа в систему. С этого момента предприятие прошло регистрацию в системе «Меркурий», а его сотрудники становятся ее полноправными участниками.
Организации, которые только осуществляют приемку подконтрольной продукции, могут использовать не все возможности «Меркурия». Тем не менее, ознакомиться с опциями интерфейса придется в любом случае. Для розничных фирм и учреждений муниципального характера, которые нуждаются только в гашении ВСД, была создана система «Контур Меркурий».
Суть ее работы проста. Продукция, за которой ведется наблюдение, поступает в точку продажи. Программа, в свою очередь, обеспечивает группирование ВСД на товарные позиции по накладным документам. Делать это можно с помощью одной кнопки.
Для работы с программой нужно только ознакомиться с ее функционалом, т. е. устанавливать на компьютер ничего не нужно. Но решение является платным и стоит 3900 рублей в год. Стоимость включает в себя не только функционал системы, но и техническое обслуживание по работе с ней: если у пользователя появится какие-то вопросы, он сможет пройти консультацию у экспертов и получить подробные ответы на них.
Интеграция ФГИС Меркурий и 1С
С 15 июня 2018 года произошла реализация механизма, в соответствии с которым осуществляется обмен данными между ФГИС «Меркурий» и 1С. С помощью этого решения имеется возможность исполнения Приказа Министерства сельского хозяйства. Обмен осуществляется в рамках программ розницы, управления торговлей, бухгалтерии, комплексной автоматизации.
Преимущества интеграции заключаются в следующих аспектах:
- возможность работы в соответствии с нормативами действующего законодательства;
- быстрая доработка функций и моментальное внедрение всевозможных изменений;
- автоматическое оформление и получение ветеринарных сертификатов в электронном формате;
- исключение ошибочных сведений, которые могут быть допущены по причине ручного ввода;
- отсутствие ограничений по количеству пользователей/участников программы.
Уложиться с подключением к системе нужно было до 01 июля 2018 года. Игнорирование этих норм законодательства подразумевает назначение штрафа в размере от 3000 рублей для ИП и должностных лиц и от 10 000 рублей для предприятий.
В ряде ситуаций сотрудники контролирующих органов могут приостановить деятельность субъекта хозяйствования на срок до 90 суток.
Таким образом, система «Меркурий» для розничных торговых объектов является крайне важной и незаменимой, т. к. позволяет пользоваться большим количеством опций.
Вебинар по ФГИС “Меркурий” по розничной торговли и общепита представлен ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются