Содержание статьи
В процессе выбора кандидата на должность наниматели просят соискателей составить резюме. Это нужно для принятия максимально рационального решения и подбора хорошего специалиста. Резюме позволяет получить подробную информацию о потенциальном работнике. Что это такое, зачем нужно, и как применяется на практике?
Что такое резюме: цели применения
Под данным документом принято понимать краткую презентацию сотрудника, составленную в письменной форме. В ней он рассказывает о собственных достижениях, профессиональных навыках, личностных качествах. Цель составления документа – предоставление кандидатом потенциальному работодателю полноценной информации о себе и повышение шансов на рассмотрение собственной кандидатуры. Умение составить профессиональное резюме гарантирует отсутствие каких-либо трудностей в процессе трудоустройства.
Необходимость составления
Составление этой бумаги – не обязанность претендента. Но ее наличие на руках повысит шансы на успешное трудоустройства. Прежде чем переходить к его составлению, стоит ознакомиться с тремя главными правилами.
- Только достоверная информация. Но это не значит, что нужно рассказывать о себе все. Достаточно подчеркнуть собственные достоинства. О недостатках, как правило, наниматель спрашивает во время собеседования.
- Определенная структура. Составление документа обычно происходит на 1-2 листах. Поэтому приветствуется краткое и емкое изложение основной информации. Немаловажную роль играет грамотное форматирование текста и его структура.
- Хорошее настроение и оптимизм. Дело в том, что люди, которые настроены положительно, имеют все шансы на то, чтобы притянуть успех. Поэтому вероятность получения работы мечты однозначно повысится.
Есть два основных варианта составления резюме – самостоятельное оформление и применение готового шаблона. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Самостоятельное оформление
Преимущество самостоятельного заполнения заключается в том, что не нужно укладываться в рамки шаблона, можно действовать по собственному усмотрению. Итоговый документ получается более неординарным и уникальным, а в некоторых профессиях это особенно ценится.
С другой стороны, не каждый кандидат может структурировано выражать свои мысли. Поэтому неумение составить последовательную письменную речь может обернуться провалом на собеседовании.
Использование шаблона
Минус только один – нужно руководствоваться готовой схемой, которая не оставляет возможности для свободы действий. С другой стороны, типовая форма предотвращает отсутствие структурированной последовательности и делает документ более понятным и приятным для восприятия.
[docs]
Как правильно составить резюме
Строгих правил составления резюме нет. Однако есть условия, соблюдение которых позволит сделать качественную презентацию себя и занять желаемую должность.
Название
Нужно написать слово «резюме», а также указать имя составителя. Все эти данные указываются в одной строке. При таком подходе потенциальный наниматель сразу сможет разобраться, кто является автором документа, что ускорит процесс принятия им окончательного решения.
Личные и контактные данные
Указывать много личной информации не рекомендуется. Если какие-то пункты потенциальному работодателю будут непонятны, он попросит пояснить их во время собеседования. Целесообразнее всего уделить внимание следующим деталям:
- дата рождения;
- адрес прописки и жительства;
- контактный телефонный номер;
- электронная почта;
- семейное положение.
Цель обращения
Каждое резюме в обязательном порядке должно иметь цель. Она должна быть сформулирована одной фразой. Чаще всего нужно писать так: «соискание должности …» и ее последующее указание, например, бухгалтера, программиста и т. д. Поскольку в этот момент составитель документа называется соискателем, человеком, находящимся в поиске работы, такое пояснение будет максимально верным.
Образование
Недостаточно указать факт наличия высшего образования. Нужно подробно описать, в каком году и где оно было получено, какова специальность и специализация. Если соискатель получил несколько образований, указывать их нужно по порядку.
Пример:
Место обучения: МГУ – Московский государственный университет, 2010-2015 гг.,
Специальность: экономист (бакалавр),
Специализация: экономика среднего предприятия.
Опыт работы
Заполнение осуществляется в соответствии с последним местом работы соискателя, если оно не единственное. Начинается запись с периода, который был проведен на этой должности. Практический пример отражения опыта выглядит следующим образом:
Август 2008 – Сентябрь 2010, ООО «Заря»,
Должность: генеральный директор.
Наличие дополнительного образования
Высшее образование, полученное в государственном или частном вузе, может быть далеко не единственным достижением соискателя. В этом случае нужно указать наличие дополнительного среднего образования, а также факт обучения в специализированном лицее, гимназии.
Должностные обязанности
Заполнять этот пункт необязательно, особенно, если вакансия является распространенной. Если же у кандидата имеются особые знания и навыки, которые он готов применять на новом рабочем месте, это стоит указать в обязательном порядке.
Ключевые навыки и достижения
Этот пункт считается одним из основных во всем резюме. И он является более важным, чем полученное образование и накопленный опыт работы. Дело в том, что потенциальный работодатель желает знать одно: за что именно он будет платить зарплату. В описании профессиональных навыков не следует писать слишком громкие слова. Лучше всего ограничиться следующим:
- повысил объем продаж на 30% за год;
- разработал новую технологию, которая успешно внедрена в производственный процесс;
- снизил расходы на амортизацию оборудования на 20%.
Неправильно писать общие фразы, не дающие четкого понимания конкретных достижений:
- трудился над повышением объема продаж;
- участвовал в проекте поиска новых технологий;
- снижал издержки на эксплуатацию оборудования.
Потенциальный работодатель, вероятнее всего, захочет видеть конкретные факты и цифры, наглядно отражающие суть достижений.
Личные качества
Большое количество личностных качеств в резюме неуместно, особенно, если они не имеют никакого отношения к работе. Работодатель захочет видеть те черты характера, которые способствуют продуктивному выполнению должностных обязанностей. Например, кандидату на должность программиста можно написать о себе следующее: собранность, пунктуальность, внимательность, аналитическое мышление.
Претенденту на творческую профессию, например, потенциальному дизайнеру, следует написать о развитом творческом воображении, неординарности взгляда на вещи и т. д.
Дополнительная информация по составлению представлена ниже на видео.
Фото на резюме
Хорошее резюме должно содержать не только сухую текстовую информацию, но и качественную фотографию. Достаточно одного фото 3*4 см в анфас. Оно должно быть деловым и строгим. Выражение лица должно быть сдержанным.
Мужчине целесообразнее всего надеть по такому случаю галстук, а женщине – деловой костюм. При этом должно быть минимум макияжа. Несмотря на то, что фото будет портретным, детали образа на нем видны хорошо.
Дополнительные сведения
Обычно в этом разделе указываются самые сильные стороны кандидата. Они могут быть следующими:
- владение персональным компьютером;
- знание специальных электронных программ (особенно, если претендент – офисный работник, взаимодействующий с ПК);
- умение понимать иностранные языки и свободно общаться на них;
- наличие водительского стажа и навыков вождения, а также присутствие во владении собственного автотранспорта.
Немаловажную роль играют рекомендации с прежнего места работы. Следует упомянуть ФИО и должности прошлых руководителей с указанием контактных данных, чтобы представитель работодателя мог удостовериться в правдивости предоставленной информации.
Что лучше не писать в резюме
В прошлых пунктах было рассмотрено, какую информацию следует включить в резюме. Наряду с этим есть моменты, которых стоит избегать в процессе составления документа.
- Ошибки грамматического характера, противоречивые, неточные сведения. Наличие ошибок русского языка говорит о недостаточно высоком уровне образованности кандидата, а присутствие опечаток свидетельствует о его невнимательности. Еще один нюанс – нерациональное форматирование текста, отсутствие какой-либо иерархии и структуры.
- Неточности хронологии или ее отсутствие. По статистике 12% соискателей не терпят подобных недочетов, поэтому такие резюме часто не только остаются недочитанными, но и игнорируются. Особое опасение среди потенциальных соискателей вызывает путаница в датах и обобщенное описание опыта работы.
- Отсутствие информативности. 15% кадровиков не воспринимают всерьез резюме, которые похожи на должностные инструкции. Поэтому следует избегать формулировок «работа с почтой», «отправка факсов» и т. д. То же самое касается вариантов связи между нанимателем и соискателем: чем большее количество контактных данных будет указано, тем лучше.
- Лишние подробности. В процессе описания личных достижений стоит соблюдать лаконичность и скромность. Затянутые резюме часто остаются недочитанными. Лучше всего указать больше фактов и обойтись краткими формулировками, чем писать ненужную информацию в большом количестве.
- Непонятные цели. Если кадровый специалист видит в этом пункте нечеткую формулировку, он, как правило, откладывает резюме. Поэтому, если, по мнению соискателя, такой подход может оттолкнуть нанимателя, стоит от него воздержаться.
Сопроводительное письмо
Данное понятие стало использоваться на практике относительно недавно. Оно представляет короткое письмо, обеспечивающее сопровождение основного документа. В него включена вспомогательная информация, предназначенная для получателя. Его работодатель читает перед тем, как приступить к анализу резюме.
Удачно составленное сопроводительное письмо повышает шансы соискателя на то, что его резюме будет рассмотрено и выделено среди других письменных презентаций. Его составление подразумевает следование определенной структуре.
- Приветствие и обращение к потенциальному работодателю по имени-отчеству.
- Основная часть, включающая описание должности, на которую претендует соискатель, и указание причин, по которым она его привлекла. Здесь же указывается опыт работы, перечень реализованных проектов, прочие заслуги.
- Прощание, содержащее фразу «с уважением» и имя-отчество составителя.
Таким образом, составление резюме требует определенных временных затрат и знания порядка и правил.
О том, как правильно составить резюме при устройстве на работе, представлено ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются