Содержание статьи
При оформлении трудовых отношений с сотрудником, работодатель у которого отлажена грамотная кадровая документация, наряду с подписанием договора, изданием приказа, внесением записи в трудовую книжку, также уделяет отдельное внимание ознакомлению сотрудника с должностной инструкцией под роспись.
Хотя трудовое законодательство не содержит прямых законодательно утвержденных норм и требований к должностным инструкциям, эта необходимость продиктована сложившейся правоприменительной практикой, западными корпоративными ценностями и стандартами качества.
Заключаемый между сторонами трудовой договор содержит общие условия труда, такие как:
- реквизиты сторон, дата;
- место работы;
- функция сотрудника (должность, специальность и квалификация);
- дата вступления в должность;
- оклад;
- график и условия работы;
- страхование;
- при необходимости испытательный срок;
- возможное требование соблюдения конфиденциальности и т.д. в соответствии с трудовым законодательством.
Кто разрабатывает документ: особенности при заполнении
В то время как должностная инструкция регулирует специфику ожиданий работодателя от конкретного специалиста на определенной должности, зачастую в трудовой договор включают ссылку на нее и обязательность ее соблюдения сотрудником. Тогда инструкция становится частью трудового договора.
Инструкция – это внутренний документ организации и, несмотря на отсутствие требования ТК РФ по оформлению, является крайне важным документом с точки зрения детального описания функций, полномочий, обязательств и ответственности работника.
В случае возникновения разногласий с сотрудником она может использоваться обеими сторонами в качестве рычага управления. Ее наличие и подписание требуется надзорными органами, например, инспекциями по труду, прокуратурой и судами при рассмотрении трудовых споров.
Инструкция может разрабатываться различными отделами в зависимости от размеров организации и принятого в ней документооборота и делопроизводства, но, как правило, в разработке участвуют руководители нескольких отделов: кадрового и профильного, в данном случае юридического, поскольку в документе необходимо указать объем профессиональных обязанностей, квалификаций и полномочий сотрудника, что под силу специалисту узкого профиля.
Общие положения
Поскольку законодательно утвержденной формы не существует, организация вольна разработать документ по своему усмотрению и направлению деятельности. Обычно юридические документы начинаются с общих положений следующего содержания:
- название должности по штатному расписанию, отдела, вертикальное и горизонтальное подчинение и сотрудничество с отделами и их руководителями, при необходимости указывается категория сотрудника;
- регламент, принятый в организации по приему юрисконсульта на работу и прекращению трудовых отношений;
- взаимозамещение сотрудников во время отсутствия;
- образование и опыт работы, навыки и умения, курсы для повышения квалификации, знание языков, при необходимости, если в организации участвует иностранный капитал или она работает на внешних рынках.
Должностные обязанности
В зависимости от вида деятельности работодателя направление обязанностей юрисконсульта условно можно разделить на следующее:
- внутреннюю работу, включающую в себя разработку и участие в разработке локальных документов организации, таких как учредительные документы, коллективный договор, различные регламенты, устанавливающие трудовой порядок на предприятии, положения о премировании и стимулировании, тарификации, технике безопасности, контроле качества, положения об отделах и т.д.;
- совместную работу с отделом кадров, заключающуюся в курировании оформления найма и увольнении сотрудников, увольнений по различным основаниям, отпускных и больничных, визировании приказов, разработке кадровых положений;
- договорную работу, которая состоит из проверки внешних договоров предприятия с поставщиками и исполнителями на предмет соответствия законодательству и защиты его прав, а также разработка собственных договоров поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ в зависимости от направления деятельности организации;
- внешнюю работу, заключающуюся в представлении правовых интересов предприятия при взаимодействии с третьими лицами, а именно, участии в переговорах, составлении письменной документации в адрес государственных органов, учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.;
- досудебное и судебное урегулирование конфликтов с контрагентами, в которое входит составление претензий, искового производства, ходатайств и др. рода в судебные органы инстанций всех уровней и подведомственности;
- корпоративную работу, а именно, работу с учредительными документами организации, составление протоколов общих собраний учредителей, сотрудничество с учредителями и филиалами организации по юридическим вопросам, осуществление функции депозитария, а именно, хранение оригиналов и нотариально заверенных копий учредительных документов, лицензий и другой правоустанавливающей документации;
- консультационную работу для сотрудников организации в устной или письменной форме.
Права
Далее, в должностной инструкции рекомендуется перечислять права юрисконсульта, которыми он наделен для эффективного исполнения вышеуказанных обязанностей:
- выражение в письменной форме обоснованного несогласия с решениями руководства, нарушающих законодательство;
- требование соблюдения законодательства всеми подразделениями организации;
- запрашивание документации, необходимой для работы у других отделов;
- ведение переписки с третьими лицами по юридическим аспектам деятельности организации;
- представление прав и легитимных интересов работодателя на различных переговорах и встречах с третьими лицами;
- другие права, предоставленные трудовым законодательством.
Ответственность и оценка деятельности
Для описания объема ответственности юрисконсульта необходимо отталкиваться от его обязанностей и действующего законодательства. Этот пункт инструкции имеет смысл сделать отсылочным и сформулировать его, что в случае нарушения:
- трудового договора, должностных обязанностей, трудовой дисциплины и т.д. сотрудник будет нести ответственность по трудовому законодательству или локальным актам предприятия;
- правил конфиденциальности юрисконсульт будет нести гражданскую ответственность помимо трудовой, т.е. с него работодателем будет взыскан ущерб, вред или убыток;
- подпадающего под действие административного или уголовного кодекса, сотрудник будет нести соответствующую ответственность по законодательству.
На западе, ориентированном на количественно-качественные показатели для оценки производительности труда сотрудников, распространено понятие key performance indicators (KPI) – ключевые индикаторы производительности. Для юрисконсульта можно предусмотреть следующие показатели в зависимости от деятельности работодателя:
- соблюдение сроков досудебной или судебной работы, выполнения поручений руководства;
- отсутствие ошибок в работе;
- конкретные показатели (например, разработка положения об отделе, устава в новой редакции и т.д.);
- предупреждение разногласий с контрагентами;
- количество выигранных процессов;
- обучение сотрудников других отделов юридическим аспектам работы;
- разработка программ отчетности для юридического отдела;
- возвращенная сумма дебиторской задолженности и т.д.
Условия работы
Условия работы сотрудника считаются существенными положениями его трудового договора и определяются им и внутренними актами организации. Нет необходимости дублировать их в должностной инструкции.
Специфика для инструкции юрисконсульта на предприятии
Подобный документ для специалиста, работающего на предприятии, будет объемнее, потому что инструкция должна отражать требования к высокой квалификации, обширным знаниям и богатому опыту сотрудника в различных сферах, таких как:
- производство;
- маркетинг;
- доставка;
- экспорт-импорт;
- охрана труда и техника безопасности;
- контроль качества;
- стандартизация;
- снабжение и логистика;
- бухгалтерия;
- валютное регулирование;
- франшизы и роялти;
- банковское и финансовое право:
- кадры.
Соответственно, раздел об обязанностях в должностной инструкции такого юрисконсульта отличается от документа, разработанного для сотрудника небольшой непроизводственной организации.
Хотя законодательного требования внедрять должностные инструкции не существует, но компании различных организационных форм и видов собственности для повышения эффективности и оптимизации деятельности внедряют системы менеджмента качества ISO 9001 (СМК), которые предполагают, что документированная организационная структура и должностные инструкции – ключевой фактор эффективной СМК.
[docs]
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются