Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Должностная инструкция юрисконсульта на 2020 год

При оформлении трудовых отношений с сотрудником, работодатель у которого отлажена грамотная кадровая документация, наряду с подписанием договора, изданием приказа, внесением записи в трудовую книжку, также уделяет отдельное внимание ознакомлению сотрудника с должностной инструкцией под роспись.

Инструкция юрисконсульта

Хотя трудовое законодательство не содержит прямых законодательно утвержденных норм и требований к должностным инструкциям, эта необходимость продиктована сложившейся правоприменительной практикой, западными корпоративными ценностями и стандартами качества.

Заключаемый между сторонами трудовой договор содержит общие условия труда, такие как:

  • реквизиты сторон, дата;
  • место работы;
  • функция сотрудника (должность, специальность и квалификация);
  • дата вступления в должность;
  • оклад;
  • график и условия работы;
  • страхование;
  • при необходимости испытательный срок;
  • возможное требование соблюдения конфиденциальности и т.д. в соответствии с трудовым законодательством.

Кто разрабатывает документ: особенности при заполнении

Кто разрабатывает ДИВ то время как должностная инструкция регулирует специфику ожиданий работодателя от конкретного специалиста на определенной должности, зачастую в трудовой договор включают ссылку на нее и обязательность ее соблюдения сотрудником. Тогда инструкция становится частью трудового договора.

Инструкция – это внутренний документ организации и, несмотря на отсутствие требования ТК РФ по оформлению, является крайне важным документом с точки зрения детального описания функций, полномочий, обязательств и ответственности работника.

В случае возникновения разногласий с сотрудником она может использоваться обеими сторонами в качестве рычага управления. Ее наличие и подписание требуется надзорными органами, например, инспекциями по труду, прокуратурой и судами при рассмотрении трудовых споров.

Инструкция может разрабатываться различными отделами в зависимости от размеров организации и принятого в ней документооборота и делопроизводства, но, как правило, в разработке участвуют руководители нескольких отделов: кадрового и профильного, в данном случае юридического, поскольку в документе необходимо указать объем профессиональных обязанностей, квалификаций и полномочий сотрудника, что под силу специалисту узкого профиля.

Разработанная таким образом инструкция должна соответствовать организационной структуре предприятия и положениям об отделах. После визирования инструкции руководителями вышеуказанных служб, она подлежит утверждению руководителем организации. При оформлении на работу юрисконсульта его знакомят с ней под роспись.

Общие положения

Поскольку законодательно утвержденной формы не существует, организация вольна разработать документ по своему усмотрению и направлению деятельности. Обычно юридические документы начинаются с общих положений следующего содержания:

  • название должности по штатному расписанию, отдела, вертикальное и горизонтальное подчинение и сотрудничество с отделами и их руководителями, при необходимости указывается категория сотрудника;
  • регламент, принятый в организации по приему юрисконсульта на работу и прекращению трудовых отношений;
  • взаимозамещение сотрудников во время отсутствия;
  • образование и опыт работы, навыки и умения, курсы для повышения квалификации, знание языков, при необходимости, если в организации участвует иностранный капитал или она работает на внешних рынках.

Должностные обязанности

В зависимости от вида деятельности работодателя направление обязанностей юрисконсульта условно можно разделить на следующее:

  • Обязанности юрисконсультавнутреннюю работу, включающую в себя разработку и участие в разработке локальных документов организации, таких как учредительные документы, коллективный договор, различные регламенты, устанавливающие трудовой порядок на предприятии, положения о премировании и стимулировании, тарификации, технике безопасности, контроле качества, положения об отделах и т.д.;
  • совместную работу с отделом кадров, заключающуюся в курировании оформления найма и увольнении сотрудников, увольнений по различным основаниям, отпускных и больничных, визировании приказов, разработке кадровых положений;
  • договорную работу, которая состоит из проверки внешних договоров предприятия с поставщиками и исполнителями на предмет соответствия законодательству и защиты его прав, а также разработка собственных договоров поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ в зависимости от направления деятельности организации;
  • внешнюю работу, заключающуюся в представлении правовых интересов предприятия при взаимодействии с третьими лицами, а именно, участии в переговорах, составлении письменной документации в адрес государственных органов, учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.;
  • досудебное и судебное урегулирование конфликтов с контрагентами, в которое входит составление претензий, искового производства, ходатайств и др. рода в судебные органы инстанций всех уровней и подведомственности;
  • корпоративную работу, а именно, работу с учредительными документами организации, составление протоколов общих собраний учредителей, сотрудничество с учредителями и филиалами организации по юридическим вопросам, осуществление функции депозитария, а именно, хранение оригиналов и нотариально заверенных копий учредительных документов, лицензий и другой правоустанавливающей документации;
  • консультационную работу для сотрудников организации в устной или письменной форме.
Читайте также:   Должностная инструкция специалиста по кадрам согласно профстандарту

Права

Далее, в должностной инструкции рекомендуется перечислять права юрисконсульта, которыми он наделен для эффективного исполнения вышеуказанных обязанностей:

  • выражение в письменной форме обоснованного несогласия с решениями руководства, нарушающих законодательство;
  • требование соблюдения законодательства всеми подразделениями организации;
  • запрашивание документации, необходимой для работы у других отделов;
  • ведение переписки с третьими лицами по юридическим аспектам деятельности организации;
  • представление прав и легитимных интересов работодателя на различных переговорах и встречах с третьими лицами;
  • другие права, предоставленные трудовым законодательством.

Ответственность и оценка деятельности

Для описания объема ответственности юрисконсульта необходимо отталкиваться от его обязанностей и действующего законодательства. Этот пункт инструкции имеет смысл сделать отсылочным и сформулировать его, что в случае нарушения:

  • трудового договора, должностных обязанностей, трудовой дисциплины и т.д. сотрудник будет нести ответственность по трудовому законодательству или локальным актам предприятия;
  • правил конфиденциальности юрисконсульт будет нести гражданскую ответственность помимо трудовой, т.е. с него работодателем будет взыскан ущерб, вред или убыток;
  • подпадающего под действие административного или уголовного кодекса, сотрудник будет нести соответствующую ответственность по законодательству.

Оценка деятельности юрисконсульта

На западе, ориентированном на количественно-качественные показатели для оценки производительности труда сотрудников, распространено понятие key performance indicators (KPI) – ключевые индикаторы производительности. Для юрисконсульта можно предусмотреть следующие показатели в зависимости от деятельности работодателя:

  • соблюдение сроков досудебной или судебной работы, выполнения поручений руководства;
  • отсутствие ошибок в работе;
  • конкретные показатели (например, разработка положения об отделе, устава в новой редакции и т.д.);
  • предупреждение разногласий с контрагентами;
  • количество выигранных процессов;
  • обучение сотрудников других отделов юридическим аспектам работы;
  • разработка программ отчетности для юридического отдела;
  • возвращенная сумма дебиторской задолженности и т.д.
Рекомендуется также внедрять систему определения квартальной или годовой цели самим сотрудником, а по ее результатам выставление его оценки себе. Конечную оценку деятельности производит непосредственный руководитель отдела.

Условия работы

Условия работы сотрудника считаются существенными положениями его трудового договора и определяются им и внутренними актами организации. Нет необходимости дублировать их в должностной инструкции.

Специфика для инструкции юрисконсульта на предприятии

Подобный документ для специалиста, работающего на предприятии, будет объемнее, потому что инструкция должна отражать требования к высокой квалификации, обширным знаниям и богатому опыту сотрудника в различных сферах, таких как:

  • производство;
  • маркетинг;
  • доставка;
  • экспорт-импорт;
  • охрана труда и техника безопасности;
  • контроль качества;
  • стандартизация;
  • снабжение и логистика;
  • бухгалтерия;
  • валютное регулирование;
  • франшизы и роялти;
  • банковское и финансовое право:
  • кадры.

Соответственно, раздел об обязанностях в должностной инструкции такого юрисконсульта отличается от документа, разработанного для сотрудника небольшой непроизводственной организации.

Хотя законодательного требования внедрять должностные инструкции не существует, но компании различных организационных форм и видов собственности для повышения эффективности и оптимизации деятельности внедряют системы менеджмента качества ISO 9001 (СМК), которые предполагают, что документированная организационная структура и должностные инструкции – ключевой фактор эффективной СМК.

[docs]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector