Содержание статьи
Трудовое законодательство Российской Федерации предполагает при приеме на работу обязательное ознакомление с должностной инструкцией и ее подписание. Подобное правило касается любой должности и, в частности, продавца-кассира.
Такой документ содержит основные требования к сотруднику – раскрывает его должностные обязанности, определяет права работника, а также возможную ответственность при нарушении порядка работы или же допущения ситуаций, которые могут привести либо к сбою в работе, либо несению владельцем торговой точки убытков.
Требования к личным качествам и профессиональной подготовке
Основными требованиями к продавцу-кассиру, которые касаются личностных качеств сотрудника, являются наличие следующих показателей и способностей:
- Достаточно высокая степень концентрации – поскольку продавец имеет непосредственный контакт с деньгами, то даже при большой степени нагрузки как физической, так и эмоциональной он не должен ошибаться в расчетах.
- Хорошая память.
- Быстрая обучаемость – в принципе, наличие такого качества, как правило, уже заметно при начале стажировки перед приемом на работу.
- Быстрое усвоение новой информации – продавец при необходимости должен быстро перестраиваться под новые принципы работы или какие-либо изменения в порядке обслуживания и т.д.
- Наличие организаторских способностей. От рядовых сотрудников, возможно, такого не потребуют, но для предполагаемого повышения они будут необходимы.
- Среднее профессиональное образование. В то же время, на усмотрение работодателя, оно может не являться обязательным требованием.
- Умение общаться и работать с людьми.
- Вежливость – такое качество является весьма ценным при непосредственном контакте с покупателями.
Как получить данную работу
Для того чтобы устроиться на работу в качестве продавца-кассира, необходимо выполнить следующие шаги:
- Изучить имеющиеся вакансии по данной должности – такой шаг можно выполнить при помощи просмотра заявлений или же обхода потенциальных рабочих мест. На таких должностях, особенно в крупных гипермаркетах, наблюдается значительная текучесть кадров.
- Обратиться к руководителю торговой точки или подразделения, где имеется вакансия, заполнить анкету, указав свои данные, касающиеся образования, основных навыков и опыта работы.
- Предоставить необходимые документы (возможно это будут подтверждающие гражданство определенной страны, ИНН, диплом об образовании, СНИЛС).
- В том случае, если вы подходите работодателю, перед устройством на работу, скорее всего, потребуется выйти на стажировку для знакомства с внутренними стандартами и основными принципами работы.
- В процессе стажировки оцениваются навыки и умения, способность обучаться, а также прочие черты и умения, которые для конкретного работодателя являются приоритетными.
- Если вы, как сотрудник, подходите работодателю и вас вполне устраивают принципы работы, график, внутренние порядки компании, а также размер заработной платы, в таком случае осуществляется трудоустройство.
Общие положения инструкции
Общие положения должностной инструкции содержат такую информацию:
- Перечень данных, которые входят в основной текст должностной инструкции.
- Порядок назначения продавца-кассира на должность и его увольнение.
- То, кому непосредственно в организации или на конкретной торговой точке подчиняется продавец.
- Основные требования к соискателям, которые распространяются в пределах организации.
- Основные требования к работнику – что должен знать и уметь соискатель.
Должностные обязанности
Должностные обязанности продавца-кассира, в основном, выражаются в следующем:
- Осуществление приема товара (либо всего, если торговая точка небольшая, либо исключительно в пределах своего отдела).
- Приведение продукции в товарный вид – это может быть очищение от пыли или грязи, зачистка, распаковка или, наоборот, фасовка.
- Изучение основных особенностей нового товара, который раньше не располагался в продаже на торговой точке.
- Подготовка своего места к началу выполнения работы.
- Размещение товаров на полках, проверка соответствия и наличия ценников.
- Обеспечение наличия необходимых документов на своем отделе.
- Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
- Обслуживание покупателей в соответствии со стандартами компании.
- При необходимости осуществление консультаций для клиентов.
- Произведение с покупателями расчетов, прием наличности и банковских карточек, выдача сдачи и чеков.
- При необходимости упаковка товара.
- Оформление паспортов товаров (при продаже бытовой техники) или заполнение в соответствии с требованиями гарантии.
- Прием в начале работы денежной наличности в качестве разменной монеты и сдача полученной выручки в конце рабочего дня.
- Участие во внутренних инвентаризациях торговой точки.
- Выполнение всех распоряжений своего непосредственного руководителя, которые не противоречат внутреннему порядку компании.
- Обеспечение постоянного наличия товара на полках торговой точки в том случае, если на данный момент он имеется на остатках (подобную информацию продавцы могут получить при помощи учетной программы).
- Разрешение конфликтных ситуаций с покупателями, при этом не доводя ситуацию до скандала и всячески предотвращая обращения клиентов с жалобами в какие-либо контролирующие органы.
- Обеспечение отсутствия на полках товара, который потерял внешний вид или испорчен.
- Периодическая проверка на предмет наличия товара с истекшими сроками годности.
- Осуществление ротации товара при изменении планограмм.
- Выкладка продукции в соответствии с внутренними стандартами компании.
- Ведение приходных и расходных документов (если такая обязанность не вменена другим сотрудникам).
- Анализ спроса покупателей и внесение предложений сотруднику, который осуществляет заказ продукции по поводу изменения ассортимента либо увеличения или уменьшения количества поставляемых наименований.
- По окончании смены приведение в порядок отдела и рабочего места.
Права и ответственность
Осуществляя трудовую деятельность, продавец-кассир имеет право:
- Знакомиться с документами, содержание которых касается его обязанностей, выполняемых в процессе осуществления деятельности, а также критериев оценки его работы.
- Знакомиться с любыми документами, какие касаются внутреннего распорядка работы, а также стандартов компании, которые продавец-кассир должен соблюдать.
- Вносить любые предложения, какие могут быть связаны с совершенствованием работы организации или непосредственно трудовой деятельностью сотрудника.
- Просить предоставления документации, которая может использоваться продавцом-кассиром в процессе работы.
- Требовать предоставления условий работы и технических средств, какие положены сотруднику.
- Прочие права, которые устанавливаются по содержанию трудового законодательства.
Продавец-кассир может нести ответственность за следующее:
- Полное или же частичное невыполнение своих должностных обязанностей, которые отражены в действующей инструкции и Трудовом кодексе Российской Федерации.
- За различные правонарушения, которые рассматриваются или относятся к административной, уголовной или гражданской ответственности в пределах нормативных актов Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба организации, в которой сотрудник осуществляет свою трудовую деятельность – это может быть порча товара, его недостача, истечение сроков годности по вине продавца, нехватка денежных средств из-за неверно выданной сдачи и т.д.
Условия работы
Условия работы на подобной должности определяются исключительно внутренними порядками организации, которые устанавливаются отдельными документами. Туда могут включать режим рабочего дня, наличие установленного рабочего места, присутствие и длительность перерывов и т.д.
Однако, в любом случае, подобные условия не могут идти в разрез с существующими законодательными актами и нормами, касающимися охраны труда и санитарных норм.
Типовой образец
Каждая организация, в штате сотрудников которой содержится должность продавца-кассира, может использовать типовую должностную инструкцию. Однако, как правило, отдельно взятые торговые точки, магазины и гипермаркеты могут вносить некоторые изменения и дополнения, связанные с правилами, распространяющимися в пределах конкретного субъекта хозяйствования.
[docs]
Особенности в случае продуктового магазина
Отличительной особенностью продавца в продуктовом магазине является необходимость строгого соблюдения качества товаров, который в данный момент находится в торговом зале и складе точки.
В первую очередь продавец-кассир должен очень строго следить за тем, чтобы на торговых точках отсутствовал товар с истекшими сроками годности. Для этого сотрудник обязан постоянно следить за тем, чтобы продукция, чьи сроки являются наиболее близкими к их окончанию, находилась на торговых полках перед той продукцией, чьи сроки истекают значительно позже.
Также следует строго соблюдать все правила товарного соседства – пищевые продукты, которые уже доведены до кулинарной готовности и могут употребляться в пищу, ни в коем случае не должны контактировать с полуфабрикатами или товарами, которые могут стать источником бактериального обсеменения (сырое мясо, свежая рыба и т.д.).
Кроме того, следует строго придерживаться температурных режимов хранения товаров – тех показателей, которые содержатся в основных требованиях к продукции – в замороженном, охлажденном состоянии, комнатной температуре или же при более высокой.
Лучший продавец-кассир – кто он? Подробности – на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются