Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Расшифровка АХО и функции

Административно-хозяйственная служба — это подразделение компании, основная задача которого — создание условий для работы сотрудников всей организации. В обязанности АХО входит полное обеспечение бесперебойной деятельности компании: от закупки канцелярских товаров до проведения капитального ремонта помещений фирмы.

Понятие

АХО создается во всех компаниях с количеством работников более 100 человек. Крупные фирмы (корпорации) имеют в отделе внутренние подразделения. Они отвечают за результативную работу каждого сотрудника организации: рассчитывают количество и закупают расходные материалы, отвечают за порядок, чистоту в помещениях и на местах, обеспечивают безопасность, комфорт рабочих мест. Бывают следующие подразделения хозяйственного отдела:

  • социально-бытовой;
  • материально-ресурсный;
  • планово-расчетный.

При приеме на работу в отдел АХО приветствуются такие качества, как оперативность, стрессоустойчивость, навыки лидера, организационный опыт, умение быстро находить несколько альтернативных способов решения одного вопроса, порядочность, честность. Через хозяйственный отдел проходят большие денежные суммы, поэтому так важно, чтобы кандидаты на любую из должностей в подразделение отвечали всем требованиям.

Для чего создается отдел

В небольших предприятиях все хозяйственные функции возлагаются на директора или начальника. Он же вправе поручить решение возникающих вопросов секретарю или офис-менеджеру. Полноценный хозяйственный отдел формируется в более крупных компаниях. Он способен создать все благоприятные условия для работы. Но один человек не справится со всеми вопросами, поэтому в подчинении начальника отдела находится целая команда. Конкретный состав специалистов зависит от специфики компании, рода деятельности, территориального расположения, размера.

Выделяются следующие функции АХО:

  • покупка, хранение, выдача различных предметов и ценностей, необходимых для работы всех сотрудников компании;
  • ремонт помещений, устранение поломок имущества;
  • соблюдение норм и правил пожарной безопасности, контроль за выполнением всех рекомендаций;
  • материальная ответственность за имущество компании;
  • поиск фирм, предоставляющих все коммунальные услуги;
  • заключение договоров на предоставление проводной телефонной связи, сотовой связи, интернета, на оказание коммунальных услуг;
  • обеспечение сотрудников компании всем необходимым для эффективной работы;
  • контроль за состоянием помещений, устранение всех неполадок — в это входит своевременный ремонт, технические работы, уборка кабинетов;
  • организация комфортных условий для отдыха сотрудников согласно законодательству РФ;
  • контроль над обеспечением охраны здания, помещений, сотрудников.

Общие положения

Любое предприятие имеет положение об административном отделе. Оно слегка разнится в зависимости от рода деятельности фирмы и ее размеров, но многие положения являются стандартными, они одинаковы во всех компаниях. Вот некоторые из них:

  1. Положение определяет структуру отдела, его функции, права, задачи, ответственность, назначение, цели, инструкции.
  2. Отдел осуществляет и организует административно-хозяйственное обеспечение компании и решает все материально-технические вопросы.
  3. Отдел является независимым подразделением. Подчиняется директору или его заместителю.
  4. Вся работа должна соответствовать законам, актам правительства Российской Федерации, президента РФ, а также конституции РФ.
  5. Отдел обязан соблюдать акты, правила хозяйственного обслуживания, нормы содержания и эксплуатации помещения, всего здания, вовремя осуществлять ремонт, следить за состоянием технического оборудования, следовать технике противопожарной безопасности, контролировать соблюдение санитарного и противоэпидемического режимов.
  6. Требования к квалификации руководителя отдела и других сотрудников, их права, функции, обязанности указаны в должностных инструкциях, которые утверждает руководитель предприятия.
  7. Подразделение в пределах своей компетенции взаимодействует со всеми отделами, подразделениями фирмы (компании, предприятия). Также при необходимости осуществляет свою работу, сотрудничая со сторонними организациями, их подразделениями.
  8. За несоблюдение должностных инструкций, отсутствие трудовой дисциплины любой сотрудник отвечает перед своим непосредственным руководителем. К такому сотруднику применяются меры, предусмотренные законодательством РФ.
  9. У административно-хозяйственного отдела имеется начальник с высокой степенью профессионализма, организаторскими навыками. Стаж, образование, другие требования определяет руководитель организации.

Положение об АХО

Подробности представлены на видео.

Должностные обязанности

Хозяйственным обеспечением организации занимается большая команда специалистов. Штатная численность зависит от рода деятельности. В среднем на компанию с численностью от 1000 сотрудников необходимо не менее 15 специалистов-хозяйственников. В состав подразделения входят такие должности административно-хозяйственного отдела, как:

  1. Техник, плотник, электрик, сантехник, уборщик, гардеробщик, водитель, энергетик, секретарь, специалист, инженер.
  2. Ведущий специалист, главный инженер, администратор — это группа сотрудников, каждый из которых курирует отдельное направление работы отдела. У таких сотрудников нередко имеется дополнительная расшифровка должности АХО, например, ведущий специалист по обслуживанию инженерных систем.
  3. Руководитель предприятия, начальник по АХЧ, технический директор, заместитель руководителя по хозяйственному обеспечению.

Главный сотрудник отдела — начальник, руководитель АХО это, как правило, человек с опытом. Стаж — не менее 5 лет. Подчиняется генеральному директору или его заместителю, нередко главный хозяйственник организации сам является заместителем руководителя. Начальник обладает особыми знаниями, правом решать важнейшие вопросы и вправе подписывать документы, представляет интересы директора компании. Руководитель хозяйственной службы владеет информацией о:

  • нормах Трудового кодекса и внутреннем распорядке организации;
  • всех структурных подразделениях, особенностях их взаимодействия между собой;
  • нормах и правилах охраны труда;
  • всех актах, приказах, распоряжениях, постановлениях вышестоящего руководства, касающихся ведения административно-хозяйственного обслуживания;
  • правилах управления командой, организации труда;
  • работе и обслуживании организационной и вычислительной техники;
  • навыках делового общения, составления договорной документации;
  • порядке закупок, месте и количестве приобретаемого инвентаря и оборудования для фирмы.

Кроме того, руководитель службы должен обладать знаниями об истории организации и перспективах развития, иметь хотя бы минимальные знания экономики, управления, ведения материальной отчетности, знать порядок, сроки составления отчетности и ведения табельного учета.

Начальник хозяйственной службы вправе определять меры наказания своих сотрудников, распределять отпуска, давать разрешение на уход с рабочего места при возникновении непредвиденных обстоятельств. Он полностью контролирует исполнение всех поставленных задач, привлекает подрядчиков, контролирует закупку инвентаря, разрабатывает планы ремонта и многое другое.

Должностные обязанности начальника АХО:

  1. Следит за работой сотрудников, распределяет обязанности между ними, контролирует исполнение всех должностных инструкций.
  2. Проводит набор персонала в административно-хозяйственное подразделение.
  3. Осуществляет контроль над работой технического оборудования — лифтов, системы вентиляции, осветительных приборов.
  4. Составляет планы и организует работы по ремонту внутренних помещений, всего здания. Контролирует действия по благоустройству территории. Это касается как постоянного ухода за двором, коридорами, так и оформления во время праздников, важных мероприятий.
  5. Контролирует оформление необходимых документов для оказания услуг от сторонних организаций по обслуживанию. Подписывает договоры, ведет материальную отчетность, следит за ее составлением.
  6. Отвечает за распределение, закупку, хранение, целостность рабочего инвентаря, технического оборудования.
  7. Обеспечивает рациональное распределение выделяемого бюджета, планирование расходов на технические нужды организации.
  8. Отвечает за обновление, внедрение, распределение новых средств связи, предметов противопожарной защиты, организационной техники, рабочего инвентаря.

В крупных компаниях, у которых имеется собственный большой имущественный комплекс, работа заместителем по АХО или начальником отдела предполагает ответственность за целые здания. Он обеспечивает комфорт всех работников компании, предоставляя рабочее место, обеспечивая быстрый доступ к нему, снабжая всем необходимым для эффективного результата, обеспечивая чистоту и порядок во всех помещениях здания, ремонт, яркое освещение, тепло в холодное время года, устранение неисправностей. Инженер, администратор, начальник имеют право:

  • запрашивать сведения у других отделов, касающиеся вопросов административно-хозяйственного характера;
  • наказывать сотрудников за нарушения, докладывать об этом руководству;
  • проявлять инициативу в усовершенствовании работы организации в сфере технического и административного обслуживания;
  • для соблюдения всех правил, норм требовать от руководства предоставления необходимых условий;
  • оценивать качество работы своих подчиненных.

Права, функции и ответственность

В каждой компании есть особенности, однако должностные обязанности специалиста АХО везде практически одинаковы. В них входит:

  • обеспечение крупных закупок любой техники;
  • покупка, распределение канцтоваров;
  • снабжение всех сотрудников офисным инвентарем, хозяйственными предметами, мебелью;
  • оперативный ремонт оборудования, профилактика поломок;
  • ведение документооборота, баз данных, технических файлов;
  • уборка, ремонт, оформление помещений;
  • благоустройство уличной территории;
  • организация питания в компании;
  • организация работы корпоративного транспорта;
  • устройство зон отдыха, мест для курения, мероприятий (например, корпоративов);
  • взаимодействие с арендодателями, поставщиками, другими сторонними компаниями;
  • организация электроснабжения, контроль работы отопительной системы;
  • соблюдение санитарных, противопожарных норм;
  • набор сотрудников, оценка их работы;
  • информирование персонала о новых актах, нововведениях, мероприятиях.

Во многих организациях принято проводить планерки: ежедневные, еженедельные или ежемесячные. На них начальник сообщает новую информацию своим сотрудникам, раздает поручения, ставит задачи.

Все сотрудники имеют ряд обязательств:

  • выполнять поставленные вышестоящим руководством цели и задачи;
  • вести всю необходимую документацию, заполнять табели, формы, сметы, проводить расчеты;
  • быть готовыми к оперативному решению любых проблем;
  • использовать по назначению и рационально материальные блага, кадровые ресурсы;
  • выполнять все должностные обязанности, соблюдать правила санитарной и противопожарной безопасности всей организации;
  • вовремя предоставлять отчеты, статистическую информацию начальству;
  • исполнять свою работу квалифицированно, качественно, в срок.
Отдел вправе в любой момент запросить справочную информацию у любого из отделов, предлагать идеи по улучшению работы, участвовать в совещаниях и планерках по всем административно-хозяйственным вопросам.

Сотрудничество с другими отделами

Качественное выполнение всех задач и функций невозможно без взаимодействия со всеми отделами и подразделениями организации. Каждый хозяйственник обязан выстроить рабочие связи с коллегами. Самое частое в работе отдела — получение заявок от других структур и взаимодействие с ними:

  1. Бухгалтерия. Наиболее тесное сотрудничество с этим отделом обусловлено тем, что хозяйственники обязаны отчитываться обо всех расходах на приобретение материальных ценностей, инвентаря. Предоставляются копии договоров с арендодателями, поставщиками, подрядчиками.
  2. Производственный отдел. Он предоставляет оборудование для организации, а хозяйственный отдел осуществляет контроль над техникой.
  3. Юридический. Помогает обеспечить необходимые условия для заключения договоров, следит за соблюдением всех норм, правил законодательства РФ.
  4. Отдел закупок. Проводит тендеры, анализирует рынок поставщиков, помогает выбрать наиболее выгодные условия.
  5. Планово-экономический. Распределяет заработную плату, начисляет премии, отпускные. Главный хозяйственник организации совместно с ними регулирует оклад своих подчиненных в зависимости от выполняемой работы, степени загруженности.
  6. Отдел кадров. Устанавливает штатное расписание, оповещает о командировках.

Об авторе

Полина Гольцова
Полина Гольцова
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector