Содержание статьи
Порядок, в котором осуществляется направление сотрудников в командировочные поездки, регулируется законодательством. Порядка трех лет назад в нем произошли существенные изменения. С новыми правилами ознакомлены далеко не все сотрудники, поэтому стоит узнать, какие именно документы действуют, а какие из них были отменены.
Под командировочным удостоверением принято считать документ, способствующий подтверждению факта пребывания работника в командировке. Наряду с ним обычно происходит оформление служебного задания и соответствующего приказа.
Обязательно ли составлять в 2020 году: поправки законодательства
Отмена командировочного удостоверения случилась согласно Постановлению Правительства РФ. Во время прибытия работника к месту, где должна быть пройдена командировка, он предъявляет удостоверение служебного характера, чтобы оно было заполнено с обратной стороны. На этом же бланке каждое предприятие указывает название, дату, в которую прибыл работник, а также отбыл, подпись, печать.
При возвращении из поездки специалист сдает заполненный документ совместно с авансовым отчетом, а также с бумагами, свидетельствующими о понесенных расходах (чеками, квитанциями, договорами). Документ, который ранее регламентировал этот порядок – Постановление Правительства РФ №749.
Несмотря на то, что документы такого плана были отменены, пользоваться ими не запрещается. Если руководитель решит, что формы действительно полезны в процессе ведения делопроизводства и учета расходов, они могут применяться. Можно разработать собственные шаблоны или использовать унифицированную форму №Т-10.
Если в локальных нормативных актах предприятия будет фигурировать пункт о необходимости применения этих документов, каждый сотрудник должен будет ими руководствоваться.
Кто оформляет командировочное удостоверение
Оформлением документа традиционно занимается работодатель. Бумага составляется на имя конкретного работника.
Данное полномочие делегировано на кадрового специалиста или другого ответственного человека, решающего вопросы, связанные с персоналом.
Порядок оформления формы Т-10
Форма №Т-10 представляет бланк двухстороннего типа, на одной стороне которого – общая информация, а на другой – названия с печатями организаций, которые были посещены во время поездки. Сверху отображается название предприятия или предпринимателя, а также дата и номер документа.
В строчке «Код по ОКПО» указывается кодовое значение в соответствии с данными уведомления из Росстата. В информации о работнике должны быть указаны должность и структурное подразделение. Немаловажную роль играет обозначение места командировки, а также ее цели и продолжительность. В конце указываются паспортные данные специалиста.
Посредством использования этого бланка не составит труда подтвердить факт прибытия и отбытия сотрудника, а также зафиксировать даты, в течение которых он находился в поездке. Все это позволит рассчитать зарплату специалиста и заняться списанием суточных расходов. Вышеуказанная форма включает в свой состав две части – лицевую и оборотную.
Первая содержит следующие сведения:
- название организации;
- фамилия, имя, отчество наемного сотрудника;
- должность и наименование структурного подразделения, где ведется трудовая деятельность сотрудника;
- пункт назначения;
- продолжительность отсутствия специалиста;
- паспортные сведения;
- подпись руководителя фирмы.
[docs]
На оборотной части документа отображаются сведения об отправляющей и принимающей стороне. В частности, это такие данные:
- название предприятия и населенного пункта, в котором она расположена;
- дата отправления с места работы и момент прибытия в пункт назначения;
- ФИО лиц, ответственных за внесение записей, с подписями.
Действия сотрудника после командировки
Когда командировочное удостоверение было обязательным, по приезду из командировки работник предъявлял его работодателю вместе с другими документами, на основании чего тот производил расчеты, компенсировал расходы и выплачивал зарплату. После отмены ситуация стала иной.
Есть несколько соображений, в соответствии с которыми произошла отмена командировочных удостоверений:
- сокращение документационного оборота и, как следствие, разгрузка бухгалтерского отдела от некоторых работ;
- предоставление предприятиям большей свободы в процессе организации делопроизводство;
- предоставлении предприятиям возможности самостоятельной разработки соответствующих бланков и форм.
При отсутствии подобных доказательств время фактического отсутствия на основном месте работы подтверждается посредством данных о найме жилого помещения, например, с помощью талона или квитанции, оформленных согласно требованиям нормативных актов. При отсутствии возможности предъявления этих бумаг подойдут другие документы, подтверждающие факт нахождения в другом населенном пункте, включая данные из загранпаспорта о пересечении границы (штампы и печати).
Если для поездки использовался транспорт, принадлежащий предприятию, или личный автомобиль сотрудника, факт нахождения в поездке может быть установлен посредством служебной записки, содержащей отметку с приложением чеков, квитанций, путевых листов и прочих документов, подтверждающих расходы.
Несмотря на отмену командировочных удостоверений, многие организации продолжают пользоваться ими. Но они применяют не унифицированный шаблон, а собственный разработанный бланк.
Срок хранения
Обычный период хранения документации составляет 5 лет. Если же сотрудник отправлялся в регионы Крайнего Севера или местности, которые к ним приравнены, хранение осуществляется в течение 50 лет. Если оформление документов производилось до 2003 года – 75 лет.
Журнал учета и регистрации
Поскольку вероятность потери тех или иных документов на предприятии велика, требуется проведение процедуры регистрации и занесения данных в журнал. По прибытию из командировки сотрудник имеет два дня на предоставление работодателю следующих бумаг:
- авансовый отчет, в котором указана потраченная сумма денежных средств;
- командировочное удостоверение с упоминанием всех мест, в которых был работник;
- служебное задание + отчет о проделанной работе.
После этого лицо, несущее ответственность за принятие документов, в роли которого обычно выступает кадровый специалист, занимается регистрацией и подшиванием бумаг, прежде чем отправить их на хранение. Цель документа – зарегистрировать удостоверения. В обложке журнала предоставляются следующие данные:
- дата, с которой началось заполнение;
- графа, содержащая дату, в которую ведение прекращается.
По возвращении сотрудника из командировки происходит занесение сведений в журнал. Таблица содержит следующие материалы:
- ФИО работника;
- должность, которую он занимает;
- место отправления;
- номер командировочного удостоверения;
- ФИО кадрового специалиста;
- продолжительность пребывания в командировке.
Таким образом, в заполнении командировочного удостоверения в настоящее время нет необходимости, но предприятия, руководство которых считает, что это удобно, могут пользоваться формой №Т-10 и разрабатывать собственные шаблоны.
Последствия отмены командировочного удостоверения представлены ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются