Содержание статьи
Большинство организаций, деятельность которых подразумевает выдачу работникам спецодежды, квалифицируемой в качестве средств индивидуальной защиты, должно придерживаться установленных законодательством Российской Федерации норм и правил.
Подобные правила содержат перечень используемых средств индивидуальной защиты, которые существенно зависят от того, какова специфика работы и направленность предприятия, какие опасные для жизни или здоровья людей присутствуют факторы. Также имеется определенный порядок учета осуществления выдачи средств, который, в частности, основывается на заполнении специальных карточек.
Обоснование обеспечения
Основные средства защиты являются обязательным фактором допуска работника к выполнению им своих служебных обязанностей.
В том случае, если сотрудник по каким-либо причинам отказывается от применения униформы и СИЗ, его работодатель или непосредственный начальник подразделения не имеет право на допуск его к работе. В таком случае составляется отдельный акт, который фиксирует подобное событие.
С чем связано это требование? При выполнении любого вида работ, классифицируемых как опасные и требующие для своего выполнения средств индивидуальной защиты, должен производиться строгий контроль их применения – это требование диктуется правилами и нормами охраны труда.
Карточка учета должна оформляться в таких случаях:
- Когда сотрудник поступает (принимается) на работу, выполнение которой сопряжено с контактом с вредными или опасными веществами и элементами, нахождением в условиях повышенных или пониженных температур. Сюда также может относиться повышенная влажность в помещении, скользкий пол, опасность поражения острыми частями аппаратов и инструментов, работа на высоте и т.д.
- Если сотрудник, уже числящийся в организации, переводится на работу с такими условиями.
- Если в процессе выполнения трудовых обязанностей существенно изменяются условия работы и возникает необходимость применения СИЗ. Такой фактор может возникнуть при изменении технологии производства, выполнении работ разового характера, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.
Нормативные акты
Основными нормативными актами, определяющими необходимость выдачи спецодежды сотрудникам, являются статьи 212 и 213 Трудового кодекса РФ. В частности, их основными положениями являются следующие:
- Необходимость предоставления сотрудникам средств индивидуальной защиты.
- Приобретение и своевременное распределение между всеми работниками.
- Необходимость применения собственных средств для закупки спецодежды. Принуждение работников использовать собственные средства или вычет их стоимости из заработной платы являются неправомерными действиями.
- Обеспечение и контроль требуемого ухода за спецодеждой.
- Проведение инструктажа о правилах использования СИЗ всем работающим сотрудникам.
- Использование спецодежды исключительно соответствующего требованиям качества. Под этим пунктом понимается как их качество при выпуске, так и использование только на протяжении установленного срока.
Организация учета и виды карточек
При организации и ведении учета обеспечения работников спецодеждой пользуются такими видами документации:
- Личная карточка учета выдачи спецодежды, именно она является основным средством контроля за своевременным снабжением каждого отдельного сотрудника, а также учета замены по истечении срока годности.
- Журнал выдачи спецодежды. Он является исключительно внутренним документом и служит для обобщения всех имеющихся данных по организации.
Бланк учета выдачи спецодежды работнику должен применяться исключительно в форме, утвержденной Минздравсоцразвития. Использование карточек в любых других формах, даже утвержденных отдельной формой внутреннего приказа предприятия, запрещено.
Сама карточка оформляется в единственном экземпляре и ее хранение осуществляется непосредственно на предприятии. Начиная с 2015 года, разрешено заполнение таких карточек в электронном виде, однако, форма ее заполнения также должна полностью соответствовать установленным законодательством требованиям.
Какая информация вносится в документ
В данный документ внесение информации должно осуществляться только после выдачи одежды и перед тем, как работник приступает к выполнению своих прямых обязанностей. Карточка должна содержать информацию, касающуюся самого сотрудника, занимаемой им должности, даты приема на работу, размера его одежды и обуви.
Бланк и образец
Бланк карточки учета содержит в себе следующие сведения:
- ФИО сотрудника, его номер по табелю;
- занимаемая должность и подразделение, в котором он числится;
- дата, когда осуществился прием на работу или перевод в отдел;
- пол работника;
- рост, размер одежды и обуви, головного убора и т.д.;
- основания (законодательные акты) для выдачи спецодежды;
- наименование выдаваемой единицы;
- единицы измерения и количество выданных единиц одежды или прочих средств;
- количество средств, которое было возвращено;
- дата произведения возврата;
- точное наименование в соответствии с действующей классификацией.
[docs]
Сроки хранения
Любая из применяемой специальной одежды имеет свой строго ограниченный срок годности. Касаемо такого пункта в строгом порядке запрещена выдача спецодежды и ее дальнейшее применение в случае истечения такого периода.
Этот факт связан с тем, что после окончания времени, указанного к каждому из средств защиты, может значительно снижаться функциональная способность предотвращать воздействие на работника вредных факторов производства.
Стоит отметить, что каждым отдельно взятым предприятием или организацией могут быть изменены такие сроки, но исключительно в меньшую сторону. К примеру, если срок службы рукавиц составляет 24 месяца, то он может быть изменен на 22, 20 и т.д, но более такого периода использоваться не может.
Что может заменить
В качестве альтернативы карточке выдаче спецодежды законом разрешено применять только ее аналог в электронном виде. Однако, в таком случае в соответствующей учетной программе должна быть проведена персонификация сотрудника и при желании проверить правильность заполнения должен быть обеспечен доступ к необходимым файлам.
В данном видео представлен бухгалтерский и налоговый учет спецодежды в компании.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются