Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Разъездной характер работы на 2020 год

Зачастую сотрудники тех или иных организаций вынуждены выезжать по делам в связи с исполнением трудовых обязанностей. Это относится к торговым представителям, сервисным инженерам, курьерам, водителям и прочим сотрудникам.

Работа разъездного характера

В рамках Трудового кодекса предусматривается два определения таких поездок – командировки и разъездной характер работы. Речь пойдет именно о втором понятии.

Законодательные акты на 2020 год

Законодательные актыДля изучения законодательства, касающегося разъездного характера работы (далее – РХР), следует обратиться к определенным документам.

  • Постановление со стороны государственного комитета по труду «Об утверждении положения, связанного с выплатой надбавок лицам, имеющим разъездную работу»;
  • Приказ «Об организации и оформлении командировок»;
  • Приказ МВД РФ «Об организации командировок сотрудников МВД».

Согласно общему определению, к таким работникам могут быть отнесены лица, регулярно отправляющиеся в поездки в пределах территории обслуживания, а также сотрудники, которые выполняют рабочие обязанности на большом расстоянии от офиса компании.

О том, какие именно профессии относятся к этому термину, в законодательстве ограничений не имеется.

Определение и характеристика

Разъездной характер работы – это такой тип занятости, который подразумевает регулярные поездки в другие населенные пункты. Чтобы понимать его отличия от простых командировок, следует рассмотреть несколько аспектов.

  1. В случае командировки поездки носят эпизодический характер, в то время как при РХР работа связана с постоянными командировками.
  2. Если рассматривать характер работы, то в РХР речь идет о выполнении трудовых функций, а, отправляясь в командировку, специалист лишь выполняет распоряжение своего работодателя.
  3. Что касается оплаты, то в рассматриваемой ситуации она обеспечивается на основании трудового договора по окладу, тарифной ставке и прочих особенностей. В случае командировки оплачивается сумма среднего заработка.
  4. Документооборот при разъездном характере работы может быть установлен строго по распоряжению работодателя. Если же речь идет о командировке, в качестве обязательного пункта выступает составление приказа.
  5. Способы оплаты тоже различаются. При РХР их возврат производится по предоставленным документам и посредством установленной надбавки. А при командировках – только на основании предоставленной документации.

Характеристика РХР

Если в организации работают сотрудники, которые все время куда-то выезжают, работодатель обычно ставит перед собой несколько задач:

  • закрепление такого типа трудовых отношений в рамках трудового договора;
  • компенсация работникам расходов в соответствии с законодательными нормами.

Таким образом, существует несколько различий между рассматриваемыми понятиями, и важно обязательно принимать их во внимание.

Как правильно заключить трудовой договор

Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, определяются порядки возврата затрат, которые связаны со служебными поездками, а также перечни должностей, устанавливаются в рамках коллективного договора.

Чтобы проверяющие органы не задавали лишних вопросов по поводу учета расходов, рекомендуется предусмотреть несколько нюансов:

  • отразить те или иные условия, связанные с разъездным характером работы, сделать это нужно в трудовом договоре (о чем свидетельствуют положения ст. 57 ТК РФ);
  • утвердить список рабочих процессов, а также профессий, которые относятся к разъездному характеру, сделав это в рамках коллективного договора;
  • установить строгий порядок, в рамках которого происходит документальное подтверждение поездок;
  • описать размеры и порядки выплат надбавок.

Всего в рамках рабочего процесса существует несколько шагов со стороны работника и работодателя.

  1. Разработка и утверждение положений, связанных с разъездным характером работы.
  2. Закрепление РХР в рамках договора по трудовым отношениям.
  3. Издание соответствующего приказа об установлении РХР.
При этом работодатель самостоятельно решает, какой работник будет работать по данной схеме, а какой будет исполнять свои должностные обязанности в рамках стационарных условий.

Плюсы и минусы для работника и работодателя

Для работника есть множество плюсов такого режима работы:

  • возможность путешествий по разным городам и странам;
  • сохранение размера заработной платы и премиальных начислений;
  • покрытие всех расходов, связанных с выполнением профессиональных задач;
  • укрепление физической формы и моральной устойчивости.

Также есть ряд минусов, которые обязательно принимаются во внимание:

  • определенные нагрузки физического характера, сопряженные с постоянными поездками;
  • отсутствие личной жизни и времени на создание семьи и быта;
  • невозможность распоряжаться личным временем.
Читайте также:   Приостановление статуса адвоката

Плюсы и минусы РХР

Для работодателя РХР тоже сопровождается определенными положительными и отрицательными моментами. К плюсам можно отнести следующие особенности:

  • возможность делегировать полномочия на сотрудников;
  • расширение географии деятельности.

Если изучать минусы, то они заключаются в следующих аспектах:

  • невозможность полноценного контроля рабочего процесса;
  • большие затраты на осуществление сотрудником должностных обязанностей.

Для обеих сторон есть определенные позитивные и негативные моменты. Поэтому прежде, чем устраиваться на такую должность (или устраивать сотрудника), необходимо основательно взвесить все «за» и «против».

Возмещение расходов и надбавки

Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, сотрудникам, которые работают на такой должности, возмещаются все расходы, связанные с поездками. Чтобы упростить документооборот, работодателем не возмещается часть расходов, подтвержденных документально, а выдается фиксированная надбавка, размер которой указывается в локальных нормативных актах (ЛНА).

Для принятия решения о том, какой способ стоит использовать, работодателю необходимо учесть дополнительный документооборот, который приводит к увеличению расходов.

Варианты компенсации расходов:

  1. Возврат по документам. Данный вариант предполагает возмещение работникам расходов, которые были понесены ими фактически. Чаще всего такой вариант взаимодействия актуален в случае продолжительных поездок по службе.
  2. Установление соответствующей надбавки. Данный вариант используется тогда, когда сотрудник отправляется в командировки в пределах одной местности и сталкивается с расходами, которые можно предусмотреть и спрогнозировать. В законодательстве данный документ не имеет четко установленных размеров, поэтому рассмотрение его происходит в рамках ЛНА.
  3. Комбинированный способ возврата расходной части. Как считают многие эксперты, наиболее верным способом возврата затрат является комбинированный вариант. То есть подразумевается компенсация части затрат на базе подтверждающих документов, а остальная доля возмещается посредством надбавки для суточных расходов. Как показывает практика, именно данный вариант возмещения имеет полное соответствие положениям статьи 168.

Каждый работодатель самостоятельно выбирает порядок, в рамках которого будет происходить возмещение всех расходов.

Образец положения и приказа

Для упрощения регулирования процессов труда, связанных с разъездным характером работы, предусмотрено специальное Положение, которое установлено в законодательном порядке. Оно содержит в себе несколько обязательных пунктов:

  1. Наименование, дата, город (фактическое место заключения). Здесь нет ничего сложного, так и пишется «Положение о …».
  2. В первом пункте следует набор общих положений. Они касаются таких аспектов, как перечень должностей, относящихся к РХР, функции сотрудников и прочие нюансы.
  3. Далее речь идет о работниках, которые постоянно заняты на должности разъездного характера. Здесь речь идет о положениях, на основании которых определяются сотрудники с РХР, о прочих моментах, связанных с ними.
  4. В третьем пункте идет информация о служебных поездках таких работников. Она содержит порядки пунктов и маршрутов, а также указание детальных данных о процессе исполнения трудовых обязательств.
  5. Далее следует раздел, который содержит гарантии и компенсации для всех работников. В нем отображаются условия и основания, на базе которых происходит возврат денежных средств.
  6. После этого определяются размеры и порядки, на основании которых возмещаются расходы. Речь идет о выборе варианта возврата денег и о порядках.
  7. Заключительные положения, содержащие определенные выводы и итоги.
  8. Перечень профессий, которые работают по РХР. Далее идет информация о составителе положения и его подпись.

Положение является универсальным для многих предприятий и корректируется работодателями при необходимости.

[docs]

Какой вывод можно сделать

Таким образом, РХР представляет собой такой процесс организации труда, в рамках которого сотрудник вынужден постоянно ездить между городами и странами для непосредственного исполнения своих обязанностей.

Не стоит путать это понятие с обычной командировкой, поскольку между ними нет почти ничего общего (разные цели, задачи, исполняемые мероприятия). Регулирование РХР позволяет работодателям и работникам создать длительные надежные отношения на всех уровнях взаимодействия.

Полная информация о разъездном характере работы представлена в данном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector