Содержание статьи
Под КВР и КОСГУ принято понимать особые шифры, требуемые для работы бухгалтерского отдела. Они используются исключительно в бюджетной сфере. В 2020 году, как и в других областях законодательства, в порядке их оформления и использования произошли определенные изменения, которые будут изучены в материале.
Изменения в законодательстве для КВР и КОСГУ
Новые положения установлены в рамках Приказа Министерства финансов №132н от 8 июня 2018, в частности, речь идет о части формирования КБК. В настоящее время бюджетные учреждения и автономные организации обязуются использовать новый порядок определения КВР по проведенным операциям.
Также изменения затронули нормы формирования КОСГУ. Они детально отображены в новом Приказе Министерства финансов РФ №209н от 29 ноября 2017 года. В связи с этим работа по старым нормам считается недопустимой.
Список базовых правил устанавливается силами Минфина России для всех, кто принимает участие в этом процессе. Для специалистов это можно пояснить так: государственные расходы группируются по определенным признакам, т. е. они могут быть запланированными и внезапными, капитальными и текущими.
Сопоставительная таблица
Для кодов КОСГУ действуют специальные значения. Они предназначаются для каждого направления выплат и затрат индивидуально. Вместе с расшифровкой они представлены в следующей таблице.
Вид расходов | Значение КОСГУ | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование | ||
100 Затраты, связанные с выплатами сотрудникам для выполнения ими функций | |||||
110 Затраты, понесенные на предоставление персоналу выплат | |||||
111 | Фонд оплаты труда учреждений | 211 | Зарплата | ||
266 | Социальные пособия и компенсации | ||||
212 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме | ||||
214 | Несоциальные выплаты | ||||
112 | Иные выплаты персоналу учреждений за исключением ФОТ | 222 | Транспортные услуги | Возмещение должностным лицам затрат, связанных с покупкой проездных документов в служебных целях на все разновидности общественного транспорта |
КОСГУ представляет вариант группировки операций, которые осуществляются государственными учреждениями, в соответствии с их экономической сутью. Документ включает 8 групп. Доходы и расходы – соответственно 100, 200, нефинансовые активы, которые поступили и выбыли – 300, 400, финансовые активы (500, 600), обязательства увеличенного и уменьшенного типа (700, 800).
Порядок и необходимость применения КВР и КОСГУ
С 2016 году КОСГУ не используется получателями средств в процессе составления планов доходов и расходов. Тем не менее, это важный элемент в процессе организации учетных операций. С 2020 года необходимо использование этого шифра для государственных учреждений в ходе составления плана счетов, организации учетной политики, оформления отчетности.
[docs]
Порядок, в соответствии с которым проводятся данные мероприятия, закреплен в Приказе Минфина России №162н от 31 марта 2018 года. Также есть специальные Методические рекомендации. В них сказано, что в качестве основного нововведения выступает разграничение мероприятий по базовым критериям:
- выплаты персоналу 212, 214, 266, 267, безвозмездного характера, социальная помощь 262, 263, в адрес бывших работников 264, 265;
- выплаты текущего и капитального характера (240, 280, прочие);
- социальные и несоциальные (персоналу 212, 214, 266, 267, рядовым гражданам 296, 298);
- в адрес финансовых, нефинансовых структур.
Цифровые обозначения в скобках указывают на конкретные подстатьи Методических указаний. Это далеко не весь перечень кодовых обозначений, используемых на практике, но они являются основными.
Виды доходов и расходов для бюджетных учреждений, отражение операций по ним
Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации частного характера, в процессе ведения деятельности несут расходы и получают доходы.
Доходы
Есть несколько направлений поступлений, получаемых организацией. Они имеют обширную классификацию и могут быть следующими.
- От собственности. Отражение происходит по ст. 120. Подразумевается полный учет отдельных направлений доходов, в зависимости от экономической сути операций, типа имущества. Статью детализируют подстатьями 121-129.
- От оказания услуг (платных). Регламент по данному вопросу – ст. 130. Детализируется эта статья несколькими подстатьями (131-137). Окончательный размер платы не фиксируется в соглашении в форме конкретной суммы, а подлежит определению в процессе исполнения соглашения.
- От безвозмездных поступлений. Они могут иметь денежный и неденежный характер. В п. 7 Порядка №209н отражен перечень таких поступлений. Он включает инвестиции в основные фонды и покупку машин, оборудования. Если говорить о неденежных поступлениях, они состоят из доходов, полученных от нефинансовых активов, излишков инвентаризации, изменений кадастровой стоимости участков земли.
Расходы
Что касается специальных методических рекомендаций, в отношении расходов в них выделено 5 крупных групп. Они включают следующие направления:
- выплаты, осуществляемые в адрес работников;
- оплата работ и услуг специалистов;
- безвозмездные перечисления в адрес организации;
- обеспечение социального характера;
- иные издержки.
Если говорить о классических выплатах работникам, например, зарплате, необходимо принимать во внимание нормы СГФ-2014 и СНС-2008. Согласно данным нормам, под зарплатой принято понимать суммы, выплачиваемые персоналу в обмен на выполненную им работу. Сумма включает следующие величины:
- регулярная ЗП;
- надбавки, связанные со сверхурочным трудом;
- вспомогательные премии;
- выплаты нетрудоспособным сотрудникам или сотрудникам в отпуске.
Не относятся к ЗП возмещения расходов и пособия социального характера. Что касается оплаты услуг, их регулирование осуществляется в ст. 220, где наблюдается группировка операций для выполнения функций учреждений. Методические рекомендации №209н содержат разграничение понятий. К ним относятся услуги, потребляемые организациями в целом и используемые работниками для обеспечения их собственных нужд.
С 2020 года планируется введение новых подстатей расходов, связанных со следующими явлениями:
- арендная плата по составленным договорам;
- предоставление страховых премий;
- приобретение услуг для капитальных вложений.
Расшифровка некоторых кодов
Что касается детальной классификации, она включает в себя группировки, указанные в прошлых пунктах. Есть 8 распространенных групп, каждая из которых оснащена кодовым обозначением с расшифровкой. В зависимости от характера дохода/поступления категории присваивается определенный шифр, который на практике может использоваться в течение продолжительного отрезка времени.
Нередко возникает логичный и справедливый вопрос о том, что такое КВР в бюджете. Этот параметр представляет часть классификации кодов и элемент бухгалтерского счета. Он содержит в себе группу, подгруппу и конкретное направление расходов. Почти каждый бухгалтер стремится самостоятельно разобраться с данным понятием и его определением. Сделать это вполне реально, если изучить структурный состав. Он включает в себя три числа – 18, 19, 20. В его группе содержатся следующие элементы:
- издержки, связанные с выплатами в адрес персонала, для обеспечения исполнения муниципальными и казенными структурами их непосредственных функций;
- приобретение товарных позиций, а также работ и услуг в целях обеспечение нужд государства и муниципалитетов;
- социальное обеспечение населения и предоставление его представителям иных аналогичных выплат;
- капиталовложения в объекты государственной собственности;
- организация трансфертов межбюджетного значения;
- предоставление субсидий учреждениям автономного типа и некоммерческим структурам;
- обслуживание долга, принадлежащего государству;
- прочие значимые виды и формы ассигнований.
Производственный контроль
Если рассматриваемые расходы будут нужны для организации производственного контроля, их планирование может осуществляться на основании подстатьи 225. Дело в том, что в п. 2 Приказа Минфина России №132н от 8 июня 2018 года установлено, что этот документ используется относительно правоотношений, формирующихся вследствие составления бюджета.
Организация производственного контроля нужна в целях формирования особых условий, направленных преимущественно на комплексную и полноценную защиту окружающей среды. В качестве объектов принято считать следующие элементы:
- помещения производственного и общественного назначения;
- здания и сооружения;
- зоны санитарно-защитного типа;
- охранные территории;
- транспортные средства;
- единицы оборудования;
- сырье и материалы;
- элементы готовой продукции;
- производственные отходы.
Ответственность за нарушение нормативов законодательства
Несоблюдение норм действующего законодательства подразумевает несение ответственности. В частности, речь идет о нарушении бюджетных норм. Уровень наказания зависит от конкретного типа КВР и КОСГУ, а также от разновидности учреждения. Например, если ошибка будет допущена казенной организацией, и отражение хозяйственной операции произойдет по неверному значению КВР, контрольные органы получат право на признание данной ошибки в качестве нецелевого применения бюджетных средств. Такие нарушения чреваты несением административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Если вести речь об организациях бюджетного значения, с ними дела обстоят иначе. Так, в рамках соглашения, связанного с доведением субсидии на исполнение задания, КВР не отображается. Поэтому силами бюджетной организации кодировки определяются в самостоятельном порядке.
В данном случае привлечь учреждение за нецелевое применение средств и неверный выбор КВР невозможно. Однако отчетность будет содержать неверный код, а это уже является нарушением и влечет за собой ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. Также наряду с этим может вестись речь о несоблюдении норм оформления отчетности (ст. 15.6).
Таким образом, КВР и КОСГУ широко применяются для успешного функционирования бухгалтерского отдела. Несоблюдение принципов их оформления чревато несением административной ответственности, т. е. начислением штрафных санкций. Каждый код требует детальной расшифровки, которая представлена в приведенной таблице.
Немаловажную роль играет сопоставление значений для простоты и удобства ведения финансовых и бухгалтерских операций. Во избежание трудностей в процессе определения кодовых шифров следует руководствоваться приведенной таблицей и действующими законодательными нормативами.
Дополнительную информацию по изменениям можно узнать из данного видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются