Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Как составить договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии — это двухсторонний документ, в общем смысле франшиза, по которой одной стороне передается право извлекать прибыль, используя индивидуальные характеристики, торговый знак и репутацию второй стороны.

Что это

Это соглашение иногда называют договор франчайзинга, что это такое, устанавливает статья 1027 ГК РФ. Оно предполагает использование компанией или индивидуальным предпринимателем исключительных прав, репутации, опыта второй компании или ИП для коммерческой деятельности.

Исключительные права распространяются на интеллектуальную собственность и средства индивидуализации. Например, товарный знак, технологии и секреты производства, наименование.

Их объем, порядок пользования и вознаграждение определяет правообладатель. Существует мнение, что по договору франчайзинга право собственности переходит к пользователю, но это не так. Ему разрешается лишь использовать права в определенном объеме, но собственником он не становится.

Три главных признака:

  • действует с момента подписания;
  • является взаимным, так как права и обязанности наложены на обе стороны;
  • является возмездным, так как заключается с целью извлечения прибыли и одной, и другой стороной.

Стороны

По гражданскому законодательству есть две стороны, между которыми разрешается заключение договора коммерческой концессии: тот, кто обладает правом, и тот, кто им пользуется.

Статья 1027 ГК РФ указывает, что концессию вправе подписать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Иногда допускается участие доверительных управляющих от имени правообладателей, но такая практика в России не распространена.

Существенные условия

Они необходимы, чтобы:

  • обеспечить отличие от других договоренностей — соглашения, не имеющие хотя бы одного существенного условия, не имеют юридической силы, даже если подписаны обоюдно;
  • зарегистрировать его в Роспатенте — если существенные условия договора коммерческой концессии определены в тексте, то у Роспатента не возникнет вопросов.

Всего их 4. В тексте необходимо указать:

  1. Предмет — какие конкретно исключительные права включены в договор франшизы (перечень и подробное описание с указанием регистрационных документов, если такие есть).
  2. Ограничения — какими способами, в каком объеме и в какие сроки пользователь вправе распоряжаться Предметом.
  3. Цена — как рассчитывается вознаграждение правообладателя и из каких показателей оно состоит. Например, помимо процента от прибыли и единовременного платежа за франшизу, правообладатель вправе требовать дополнительный взнос по достижении определенных показателей.
  4. Требования — поскольку пользователь работает под знаком и репутацией правообладателя, необходимо, чтобы он предоставлял потребителям товар, не отличающийся по качеству и цене.
Читайте также:   Какие документы понадобятся, чтобы открыть магазин

Когда говорят про договор коммерческой концессии, что это такое лицензионное соглашение, это неверно. Главное отличие от лицензии — набор исключительных прав. Лицензия закрепляет пользование одним или несколькими, но однородными. Концессия разрешает пользование внешними и внутренними характеристиками компании — обширным спектром прав.

Обязательное условие — заключение в письменной форме.

Обязанности сторон

Обязанности сторон закреплены в статьях 1031 – 1032 Гражданского кодекса. Они должны способствовать исполнению существенных условий.

Правообладатель соблюдает такие обязательства из договоров коммерческой концессии:

  • передать документы и предоставить полную информацию по условиям пользования исключительными правами;
  • провести подробные инструкции франчайзи и тех, кто на него работает, по пользованию Предметом;
  • обеспечить регистрацию договоренностей в Роспатенте;
  • содействовать в обучении персонала;
  • оказывать техническую и консультационную поддержку;
  • контролировать качество товаров и услуг пользователя, которые он производит по концессии.

Пользователь обязан:

  • использовать индивидуальные обозначения (товарный знак, название и т. д.);
  • обеспечить качество товаров и услуг;
  • соблюдать условия и инструкции, предоставленные правообладателем;
  • оказывать полный спектр услуг, на которые рассчитывают потребители с учетом их опыта покупки у правообладателя;
  • не разглашать секретную и коммерческую информацию;
  • проинформировать покупателей, что осуществляет деятельность по франшизе;
  • если есть условия о субконцессиях, предоставить их.

Срок действия

Такое соглашение допускается сделать срочным или бессрочным. Это указывается в тексте документа. Если учитывать, что Гражданский кодекс РФ приравнивает концессию к лицензии, то, если срок действия не указан, он по умолчанию составляет 5 лет.

Обратите внимание, что называть лицензию франшизой неверно. Ответ на вопрос, какой договор преимущественно понимается под договором франчайзинга, — концессионный.

На что надо обратить внимание при заключении

Рекомендуется учесть следующее:

  • как правообладатель допускает использование Предмета;
  • есть ли условия о неразглашении секретной и коммерческой информации и что входит в этот перечень;
  • проведена ли официальная регистрация товарного знака и других исключительных прав;
  • указана ли территория, на которой действует концессия;
  • как документ допускается продлевать, изменять или расторгать.

Вот пример договора коммерческой концессии из жизни, заключенный между двумя юрлицами:

Договор ком. концессии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector