Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Порядок и основания разработки ПЛАРН (план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов)

ПЛАРН расшифровывается как «план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Он представляет собой последовательность шагов, направленных на выявление, устранение и профилактику последствий выброса нефти.

Обычно ПЛАРН создается для производственных предприятий, чья деятельность считается опасной. Этот документ регламентирует поведение персонала и спасательных служб в экстремальной ситуации.

Разработка ПЛАРНа – прямая обязанность предприятий, имеющих дело с нефтепродуктами. Нарушение или несоблюдение порядка действий во время аварийных разливов может привести к катастрофе. Последствия будут губительны не только для конкретного предприятия, но и для окружающей среды. Создание ПЛАРНа не требует специального разрешения.

Разработка ПЛАРН

Кому требуется разработка и кто разрабатывает

ПЛАРНы обязательны для компаний, работающих с нефтью, бензином, дизельным топливом, керосином и т. д. В зоне риска находятся предприятия, специализирующиеся на:

  • добыче;
  • очистке;
  • переработке;
  • транспортировке;
  • хранении;
  • добыче и продаже нефти.
Разработкой ПЛАРНа занимаются не только государственные структуры, но и частные экспертные центры. Создание подобного проекта не требует аккредитации.

План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Композиция ПЛАРНа – многоступенчатая. Кроме оперативной части, в нем присутствуют описания аварийных состояний, особенностей ландшафта, прогнозы и ситуационные модели. ПЛАРН выстраивают следующим образом:

  1. Общая часть. В этом блоке должно быть представлено теоретическое обоснование, перечислены задачи и цели, руководящие документы. Во вступлении описывают нормативно-правовую базу создания ПЛАРНа.
  2. Основные характеристики предприятия, прогнозирование границ поражения. В этом пункте обозначают зону действия плана, анализируют подготовленность предприятия. Там же даются рекомендации по стабилизации нефтяного «пятна». В дополнении описывают местность, перечисляют особенности региона, дают навигационно-гидрологическую и метеорологическую характеристику.
  3. Профилактические меры. Здесь описывают возможные причины разлива, прогнозируют его параметры, определяют зону поражения. Основную часть пункта составляет моделирование обстановки, оценка экономических и социальных последствий для сотрудников, соседних регионов и местностей. В заключении рассчитывают количество спасательного инвентаря, сотрудников пожарных частей, необходимых для стабилизации и устранения разлива. Затем предлагают список шагов, направленных на упреждение аварии.
  4. Приведение сил в боевую готовность и создание вспомогательных средств для устранения разлива. В этом блоке описывают готовность к реагированию, состав подразделений, их расположение и доставку в область поражения. Между АСФ и пожарными частями распределяются участки ответственности. Так же описываются профилактические мероприятия: поддержание боеготовности органов управления. Они должны быть мобильны.
  5. Состав управления, функционирование оповестительных систем. Раскрытие этого пункта начинают со структуры управленческого аппарата, объясняют принцип работы. Затем описывают круг обязанностей членов КЧС и подвластных ей служб. Особого внимания требует разработка оповестительных и коммуникационных систем.
  6. «Оперативная» часть. В ней определяются срочные действия: уведомление о происшествии, отправка сотрудников и гражданского населения в безопасное место, транспортировка пострадавших в больницы. Затем переходят к анализу обстановки и экологического состояния местности. Объясняют, как локализовать очаг поражения.
  7. Оперативный план. Составляется список действий, направленный на ликвидацию аварийной ситуации. Важно выработать тактику реагирования: организовать спасение людей и материальных ценностей. Следующий шаг – защита объектов с особым природоохранным значением, уязвимых районов и территорий. Составляется план обеспечения материальными и техническими ресурсами, перечисляются методы тушения пожара. Так же в этом блоке описывают меры безопасности, определяют порядок изучения обстановки в районе разлива. В заключении указывают, как правильно оформить финансовую отчетность.
  8. Устранение последствий. Этот пункт включает в себя план очистки суши и водоемов. Необходимо описать методы сбора разлитых нефтепродуктов, выработать алгоритм действий. После чего переходят к технологиям кратковременного хранения и утилизации отходов. Заключительный этап – «реабилитация» загрязненной местности.
  9. Восстановительные мероприятия. Вначале определяют очередность доступа в зону аварии. Затем составляют календарный план восстановительных работ. В заключении описывают процесс пополнения финансовых и инвентарных запасов.
Несмотря на то, что разработка ПЛАРНа не требует аккредитации, она должна проводиться специалистом. Некомпетентность в этом вопросе может очень дорого обойтись.

Категории ПЛАРН

Категории ПЛАРН зависят от вида чрезвычайной ситуации: их характеризует объем и площадь нефтяного «пятна». Выделяют 5 категорий:

  • локальную (до 100 т.);
  • муниципальную (100 – 500 т.);
  • территориальную (500 – 1000 т.);
  • региональную (1000 – 5000 т.);
  • федеральную (более 5000 т.).
Читайте также:   В чем разница твердых бытовых и коммунальных отходов для организаций (ТКО и ТБО) на 2020 год

Срок исполнения ПЛАРНа зависит от степени загрязнения.

Для чего разрабатывается ПЛАРН

Что является результатом проведения

Комплекс мероприятий, описанных в ПЛАРНе, считается завершенным после окончания выброса нефти, ее сбора, хранения и переработки. Все должно пройти быстро и безопасно, чтобы не произошло повторного загрязнения.

Последующие работы включают в себя восстановление пострадавших районов и водоемов. Они проводятся в плановом порядке. По завершении работ эксперты оценивают уровень остаточных нефтепродуктов: он не должен превышать норму. Для этого исследуют почву, грунт, воду и донные отложения. Спецслужбы следят, чтобы нефтепродукты не проникли на соседние участки.

Срок действия

ПЛАРН муниципальной категории действителен в течении 3 лет, территориальной – 4, региональной и федеральной – 5. По окончании этого срока ПЛАРН подлежит пересмотру.

Досрочную переработку назначает один из утвердивших его органов. В некоторых случаях она происходит после принятия нормативного правового акта.

[docs]

Согласование ПЛАРН

Согласование и утверждение документа проводится разными органами. Выбор инстанции зависит от типа ПЛАРН:

  1. Локальный (выброс до 100 т.). Принимается начальником организации и официально уполномоченным органом, в компетенцию которого входит решение задач по устранению и профилактике чрезвычайных ситуаций. Соответствующая инстанция должна быть частью органов исполнительной власти местного самоуправления. В некоторых случаях локальный ПЛАРН координируется территориальными и федеральными органами административной власти. При возникновении чрезвычайного положения план должен быть реализован за 4 месяца.
  2. Муниципальный (выброс в 100 – 500 т.). Принимается главой предприятия и территориальным органом МЧС России (при обязательном согласовании с административным органом исполнительной власти). Календарные планы для предприятий утверждаются их руководителями и специально уполномоченным органом по делам гражданской обороны.
  3. Территориальный (выброс в 500 – 1000 т.). Согласуется с главой организации и территориальным органом, входящим в состав МЧС России (субъект – Российская Федерация), после чего утверждается федеральным органом исполнительной власти.
  4. Региональный (выброс в 1000 – 5000 т.). Принимается главой предприятия, федеральным органом исполнительной власти (ведомственная принадлежность) и МЧС. Затем ПЛАРН координируется федеральным органом исполнительной власти и региональным центром. Календарные планы утверждаются в тех же структурах. Окончательное согласование происходит с участием МЧС России. Региональные ПЛАРНы должны быть приведены в исполнение в течение 9 месяцев. Сроки их действия ограничиваются 5 годами.
  5. Федеральный (выброс нефти от 5000 т.). Координируются федеральными структурами и региональными центрами. Принимаются непосредственным главой организации, федеральным органом. Утверждение ПЛАРНа происходит с согласия МЧС России. Федеральный план должен быть приведен в исполнение в течение года. Срок его действия – 5 лет.

Организации, обязанные иметь ПЛАРН, создают собственные подразделения для устранения нефтяного разлива. Эти подразделения самостоятельно оснащают или заключают договор с профессиональными спасательными организациями. Так же предприятия обязаны оперативно сообщать местным органам самоуправления о чрезвычайном положении, стабилизировать место разлива и ликвидировать все последствия.

Для быстрого решения проблемы требуется обученный персонал. Это значит, что в компаниях, имеющих дело с нефтепродуктами, нужно проводить инструктаж. Сотрудники должны знать, как вести себя во время локальной катастрофы. Это поможет избежать человеческих жертв и минимизирует материальный ущерб.

Не менее важен своевременный ремонт оборудования и соблюдение техники безопасности. Персонал должен обладать нужной квалификацией и регулярно проходить медосмотр.

Руководитель опасного предприятия обязан удостовериться, что сотрудники знают, как работать с ПЛАРН и станут действовать по инструкции в случае чрезвычайного положения. Ответственное отношение поможет предотвратить катастрофу и сохранить предприятие.

Дополнительная информация по порядку разработки ПЛАРН представлена ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector