Содержание статьи
ПЛАРН расшифровывается как «план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Он представляет собой последовательность шагов, направленных на выявление, устранение и профилактику последствий выброса нефти.
Обычно ПЛАРН создается для производственных предприятий, чья деятельность считается опасной. Этот документ регламентирует поведение персонала и спасательных служб в экстремальной ситуации.
Разработка ПЛАРНа – прямая обязанность предприятий, имеющих дело с нефтепродуктами. Нарушение или несоблюдение порядка действий во время аварийных разливов может привести к катастрофе. Последствия будут губительны не только для конкретного предприятия, но и для окружающей среды. Создание ПЛАРНа не требует специального разрешения.
Кому требуется разработка и кто разрабатывает
ПЛАРНы обязательны для компаний, работающих с нефтью, бензином, дизельным топливом, керосином и т. д. В зоне риска находятся предприятия, специализирующиеся на:
- добыче;
- очистке;
- переработке;
- транспортировке;
- хранении;
- добыче и продаже нефти.
План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Композиция ПЛАРНа – многоступенчатая. Кроме оперативной части, в нем присутствуют описания аварийных состояний, особенностей ландшафта, прогнозы и ситуационные модели. ПЛАРН выстраивают следующим образом:
- Общая часть. В этом блоке должно быть представлено теоретическое обоснование, перечислены задачи и цели, руководящие документы. Во вступлении описывают нормативно-правовую базу создания ПЛАРНа.
- Основные характеристики предприятия, прогнозирование границ поражения. В этом пункте обозначают зону действия плана, анализируют подготовленность предприятия. Там же даются рекомендации по стабилизации нефтяного «пятна». В дополнении описывают местность, перечисляют особенности региона, дают навигационно-гидрологическую и метеорологическую характеристику.
- Профилактические меры. Здесь описывают возможные причины разлива, прогнозируют его параметры, определяют зону поражения. Основную часть пункта составляет моделирование обстановки, оценка экономических и социальных последствий для сотрудников, соседних регионов и местностей. В заключении рассчитывают количество спасательного инвентаря, сотрудников пожарных частей, необходимых для стабилизации и устранения разлива. Затем предлагают список шагов, направленных на упреждение аварии.
- Приведение сил в боевую готовность и создание вспомогательных средств для устранения разлива. В этом блоке описывают готовность к реагированию, состав подразделений, их расположение и доставку в область поражения. Между АСФ и пожарными частями распределяются участки ответственности. Так же описываются профилактические мероприятия: поддержание боеготовности органов управления. Они должны быть мобильны.
- Состав управления, функционирование оповестительных систем. Раскрытие этого пункта начинают со структуры управленческого аппарата, объясняют принцип работы. Затем описывают круг обязанностей членов КЧС и подвластных ей служб. Особого внимания требует разработка оповестительных и коммуникационных систем.
- «Оперативная» часть. В ней определяются срочные действия: уведомление о происшествии, отправка сотрудников и гражданского населения в безопасное место, транспортировка пострадавших в больницы. Затем переходят к анализу обстановки и экологического состояния местности. Объясняют, как локализовать очаг поражения.
- Оперативный план. Составляется список действий, направленный на ликвидацию аварийной ситуации. Важно выработать тактику реагирования: организовать спасение людей и материальных ценностей. Следующий шаг – защита объектов с особым природоохранным значением, уязвимых районов и территорий. Составляется план обеспечения материальными и техническими ресурсами, перечисляются методы тушения пожара. Так же в этом блоке описывают меры безопасности, определяют порядок изучения обстановки в районе разлива. В заключении указывают, как правильно оформить финансовую отчетность.
- Устранение последствий. Этот пункт включает в себя план очистки суши и водоемов. Необходимо описать методы сбора разлитых нефтепродуктов, выработать алгоритм действий. После чего переходят к технологиям кратковременного хранения и утилизации отходов. Заключительный этап – «реабилитация» загрязненной местности.
- Восстановительные мероприятия. Вначале определяют очередность доступа в зону аварии. Затем составляют календарный план восстановительных работ. В заключении описывают процесс пополнения финансовых и инвентарных запасов.
Категории ПЛАРН
Категории ПЛАРН зависят от вида чрезвычайной ситуации: их характеризует объем и площадь нефтяного «пятна». Выделяют 5 категорий:
- локальную (до 100 т.);
- муниципальную (100 – 500 т.);
- территориальную (500 – 1000 т.);
- региональную (1000 – 5000 т.);
- федеральную (более 5000 т.).
Срок исполнения ПЛАРНа зависит от степени загрязнения.
Что является результатом проведения
Комплекс мероприятий, описанных в ПЛАРНе, считается завершенным после окончания выброса нефти, ее сбора, хранения и переработки. Все должно пройти быстро и безопасно, чтобы не произошло повторного загрязнения.
Срок действия
ПЛАРН муниципальной категории действителен в течении 3 лет, территориальной – 4, региональной и федеральной – 5. По окончании этого срока ПЛАРН подлежит пересмотру.
Досрочную переработку назначает один из утвердивших его органов. В некоторых случаях она происходит после принятия нормативного правового акта.
[docs]
Согласование ПЛАРН
Согласование и утверждение документа проводится разными органами. Выбор инстанции зависит от типа ПЛАРН:
- Локальный (выброс до 100 т.). Принимается начальником организации и официально уполномоченным органом, в компетенцию которого входит решение задач по устранению и профилактике чрезвычайных ситуаций. Соответствующая инстанция должна быть частью органов исполнительной власти местного самоуправления. В некоторых случаях локальный ПЛАРН координируется территориальными и федеральными органами административной власти. При возникновении чрезвычайного положения план должен быть реализован за 4 месяца.
- Муниципальный (выброс в 100 – 500 т.). Принимается главой предприятия и территориальным органом МЧС России (при обязательном согласовании с административным органом исполнительной власти). Календарные планы для предприятий утверждаются их руководителями и специально уполномоченным органом по делам гражданской обороны.
- Территориальный (выброс в 500 – 1000 т.). Согласуется с главой организации и территориальным органом, входящим в состав МЧС России (субъект – Российская Федерация), после чего утверждается федеральным органом исполнительной власти.
- Региональный (выброс в 1000 – 5000 т.). Принимается главой предприятия, федеральным органом исполнительной власти (ведомственная принадлежность) и МЧС. Затем ПЛАРН координируется федеральным органом исполнительной власти и региональным центром. Календарные планы утверждаются в тех же структурах. Окончательное согласование происходит с участием МЧС России. Региональные ПЛАРНы должны быть приведены в исполнение в течение 9 месяцев. Сроки их действия ограничиваются 5 годами.
- Федеральный (выброс нефти от 5000 т.). Координируются федеральными структурами и региональными центрами. Принимаются непосредственным главой организации, федеральным органом. Утверждение ПЛАРНа происходит с согласия МЧС России. Федеральный план должен быть приведен в исполнение в течение года. Срок его действия – 5 лет.
Организации, обязанные иметь ПЛАРН, создают собственные подразделения для устранения нефтяного разлива. Эти подразделения самостоятельно оснащают или заключают договор с профессиональными спасательными организациями. Так же предприятия обязаны оперативно сообщать местным органам самоуправления о чрезвычайном положении, стабилизировать место разлива и ликвидировать все последствия.
Для быстрого решения проблемы требуется обученный персонал. Это значит, что в компаниях, имеющих дело с нефтепродуктами, нужно проводить инструктаж. Сотрудники должны знать, как вести себя во время локальной катастрофы. Это поможет избежать человеческих жертв и минимизирует материальный ущерб.
Не менее важен своевременный ремонт оборудования и соблюдение техники безопасности. Персонал должен обладать нужной квалификацией и регулярно проходить медосмотр.
Руководитель опасного предприятия обязан удостовериться, что сотрудники знают, как работать с ПЛАРН и станут действовать по инструкции в случае чрезвычайного положения. Ответственное отношение поможет предотвратить катастрофу и сохранить предприятие.
Дополнительная информация по порядку разработки ПЛАРН представлена ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются