Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Что относится к отходам класса “Д”

Отходы образуются в различных сферах и направлениях деятельности. Они подразделяются на несколько классов. В статье будет рассмотрена информация об отходах, относящихся к классу Д.

Отходы класса Д

Что к ним относится

Класс Д включает в себя самые опасные для здоровья человека и состояния окружающей среды отходы. Это преимущественно медицинские вещества. Если обращаться с ними неправильно и нерационально, есть вероятность возникновения радиационного заражения и вспышек опасных заболеваний. На практике в процессе обращения с ними необходимо руководствоваться санитарными нормами – СанПин 2.1.7.2790-10. Именно они устанавливают перечень правил, в соответствии с которыми осуществляется транспортировка и уничтожение таких отходов.

К отходам класса Д можно относить также любые предметы, имевшие контакт с материалами, для которых характерно вредоносное излучение. Наибольшее количество таких веществ остается после функционирования рентгеновских кабинетов, а также медицинских учреждений, в частности – если их работа связана с лучевой терапией, то есть с использованием изотопов радиоактивного типа.

Правила сбора и хранения

Радиоактивные доходы – вещества, которые требуют особой осторожности в процессе обращения с ними. Любое предприятие, которое занимается сбором и транспортировкой веществ, относящихся к данному классу, должно обладать соответствующим разрешением – специальной лицензией.

Выдача документа производится на основании итогов экспертизы. В рамках этого мероприятия выдается подтверждение того факта, что организация располагает необходимыми радиоактивными элементами и оборудованием, а ее работники имеют достаточный уровень квалификации и прошли инструктаж.

Нормативы и места образования

Нормативы, по которым образуются медицинские отходы класса Д, зависят от нескольких аспектов:

  1. Назначение (специфика работы) медицинского учреждения. Наибольшее количество отходов наблюдается в онкологических, микологических, противотуберкулезных отделениях.
  2. Техническое обеспечение и материальное состояние учреждения. Недостаточное финансирование, а также отсутствие специализированного оборудования приведет к смене нормативных значений.
  3. Наличие и деятельность дополнительных структур организации (например, переливание крови, лучевая терапия).

Если принимать во внимание усредненные данные, можно составить следующие нормативы отходов в медицинских учреждениях:

  • стационар общего назначения – 1 килограмм на каждое больничное место за сутки;
  • амбулаторная поликлиника – 150 грамм в рамках одного посещения;
  • профилактории, санатории и пансионаты широкого и узкого профиля – 450 грамм на каждое отдельное место в 24 часа;
  • фармацевтические пункты и отделения – 130 грамм в сутки.

Чем большее количество мест расположено  в медицинском учреждении, тем выше норматив образования отходов. В качестве ключевых источников их появления принято рассматривать следующие места:

  • лаборатории и диагностические отделения;
  • медицинские учреждения, осуществляющие деятельность с изотопными элементами;
  • кабинеты рентгеновских исследований.
Диагностические комплексы предполагают применение сложного оборудования, обладающего собственным ресурсом, который постепенно становится негодным. Даже если такие аппараты работают максимально исправно, в ходе их деятельности будут образовываться расходные материалы одноразового типа, которые являются разновидностями остатков класса Д.

Порядок работы

Каждое медицинское учреждение, работающее с источниками образования таких отходов, ежегодно отчитывается по работе, сдавая радиационно-гигиенический паспорт. При выходе оборудования из строя или утрате им рабочего ресурса подготавливается документ радиационно-опасного груза.

Медицинское учреждение, использующее в процессе осуществления деятельности большое количество такого оборудования, нанимает в штат специалиста, ответственного за утилизацию отходов. Этот человек посещает и оканчивает курсы обращения с веществами особой опасности и получает сертификат.

Базовые принципы взаимодействия с медицинскими отходами указаны в нормах СанПин 2.1.7.2790-10. В них указано, что работать с ними имеет право исключительно сотрудник, достигший совершеннолетнего возраста.

Все работники должны пройти вакцинацию от гепатита B по российскому графику прививок. Каждый год работники подобных учреждений проходят инструктаж. Всем им выдается персональная спецодежда, которая может использоваться исключительно на территории медучреждения.

Правила безопасности

До момента полного распада радиационные химические элементы являются чрезвычайно опасными. В связи с этим действия, проводимые с ними, подлежат регулированию посредством специальных законодательных норм – ОСП №72/80, СанПин 2.6.1.2523-09, СанПин 2.6.1.2612-10.

Каждая медицинская организация, работающая с источниками потенциального радиоактивного заражения, сдает отчет. При выходе опасных устройств из строя или завершения срока их службы происходит оформление паспорта.

Отходы повышенной опасности подвергаются сбору в тару. После этого она хранится отдельно от прочих типов мусора, образованного на территории больницы. В соответствии с общепринятой инструкцией классификация отходов производится по следующим направлениям:

  • происхождение;
  • агрегатное состояние;
  • период распада;
  • присутствие/отсутствие компонентов, подверженных взрыву.

Все остатки строго учитываются и вписываются в специальный журнал, в котором отображается их количество и параметры, описанные выше. В ходе вывоза веществ за пределы медучреждения составляется паспорт, в котором прописываются следующие данные:

  • учреждение-источник;
  • ответственное лицо;
  • масса;
  • информация об участке утилизации.
Читайте также:   Образец заполнения паспорта вентиляционной системы

Цвет пакета

Перевозка грузов осуществляется в контейнерах закрытого типа, имеющих синий цвет. Для этого может использоваться другая тара с расчетом отсутствия опасности перевозимого груза для людей, которые с ним взаимодействуют, а также для окружающей среды.

Медицинские пакеты

Все виды тары, в которых осуществляется транспортировка, помечаются маркировкой в виде международного знака, характеризующего степень радиационной опасности.

Сбор радиоактивных отходов

Степень опасности, которой наделены отходы этого класса, определяется именно цветом мешков, который, как уже отмечалось, должен быть синим. Основным регламентом по данному вопросу является ОСП 72/87. В этом документе прописывается и регулируется порядок сбора, а также утилизации остатков.

Сбор осуществляется в емкости одноразового назначения. Затем вещества перемещаются в многоразовые контейнеры. Если в них есть детали, от которых исходит радиоактивное излучение, перед упаковкой требуется их демонтаж с применением средств и методик радиационной защиты.

Обеззараживание

В мире порядка 90% мусора выбрасывается без предварительного обеззараживания, и только 10% повергается обработке. В РФ складывается иная ситуация: весь мусор подлежит обеззараживанию. Способов его проведения несколько:

  • дезинфекция химического типа (хлором);
  • механическое измельчение;
  • стерилизация;
  • хранение на полигонах в течение периода полураспада.

Перемещение и временное хранение

Отходы с небольшим жизненным циклом хранятся в специальных местах, пока полностью не распадутся. После этого они удаляются как отходы категории А. Место, в которое они складываются, должно обладать системой вентиляции и охлаждающим оборудованием.

Важную роль играет присутствие стеллажей, доступ к воде, бактерицидная лампа. Недопустимо хранить материалы в помещениях, имеющих открытый доступ.

Транспортировка

Все отходы этого класса собираются в синие пакеты, контейнеры, блоки и прочие виды тары, используемой для транспортировки веществ повышенной радиоактивности. Сбор таких предметов осуществляется в несколько стадий:

  1. Демонтаж единиц оборудования.
  2. Извлечение деталей, которые являются излучающими, посредством инструментов радиационной защиты.
  3. Сбор в пакеты одноразового назначения, что делается непосредственно на территории лаборатории или больницы.
  4. Раскладывание их по бакам, которые помечаются символом радиационной опасности.
  5. Транспортировка веществ на специализированной транспортной технике.

При необходимости может потребоваться организация других действий и мероприятий.

Журнал учета

В документ вносятся следующие сведения:

  1. Регистрация и опись медицинского учреждения. В рамках этой стадии отражаются типы отходов.
  2. Непосредственное оформление отходов, которые формируются на территории медицинского учреждения.
  3. Указание разновидности, веса, плотности утилизируемого сырья.
  4. Отображение контактных сведений ответственного лица.
  5. Подтверждение факта транспортировки отходов и удаления отходов.
  6. Указание полноценной информации о месте, на котором производилась утилизация.

Составление паспорта отходов представлено ниже на видео.

Нормы утилизации и уничтожения

Данная процедура подчинена своду строгих правил. Во внимание в процессе определения способа хранения и утилизации принимается агрегатное состояние веществ.

  1. Жидкие отходы. Это всевозможные растворы, масла, фильтраты, растворители, в составе которых присутствуют изотопы повышенной активности. Сбор таких отходов осуществляется в специализированные контейнеры.
  2. Твердые отходы. Это любые твердые вещества, имеющие радиоактивность, превышающую установленный нормативный показатель. Их собирают в пакеты из бумаги и пластика.

Медицинские приборы, которые перестали функционировать в связи с выходом из строя и завершением срока годности имеют отношение к отходам низкой или средней активности. Поэтому они обезвреживаются посредством хранения деталей на специальных участках.

Период хранения зависит от степени их опасности и времени полного распада и составляет от нескольких дней до нескольких лет. В целях предотвращения радиационного загрязнения планеты емкости, в которых происходит хранение активных элементов, заливаются цементом.

После того как вещество полностью распадется, радиоактивного излучения не наблюдается. Поэтому обращение с приборами, которые перестали излучать радиацию, должно быть таким же, как и с обыкновенными твердыми отходами.

Если препараты и их детали имеют слабую активность и период распада, равный 15 суток, они хранятся в специальных контейнерах. Происходит это до момента соответствия активности допустимым нормам. После этого проводится утилизация в качестве классических твердых бытовых отходов.

Разделение отходов, их классификация и паспортизация представлены ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector