Содержание статьи
В процессе осуществления деятельности предприятия сталкиваются с возникновением отходов. Они, как правило, оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье живых организмов.
Во избежание загрязнения природы правительство разрабатывает всевозможные законы и акты, регулирующие нормы и отклонения. Особого внимания заслуживает норматив, установленный для возникновения отходов. Каким он является, и чем регулируется?
Что определяет и устанавливает норматив
Образование отходов и их дальнейшее распределение – основная задача, стоящая не только перед организациями, но и перед государственными структурами. В ст. 22 ФЗ №7 от 10 января 2002 года речь идет о нормативных значениях возникновения остатков производственной деятельности. В ней указано, что для предотвращения негативного влияния на ОС устанавливается определенный перечень норм:
- по выделению отходов;
- по выбросу веществ, способствующих загрязнению ОС;
- по транспортированию остатков;
- по их размещению;
- по передаче другим организациям.
В п. 3 речь идет о том, что превышение установленных норм чревато несением административной ответственности, установленной в нормах действующего законодательства. В ФЗ №89, в свою очередь, сказано, что под лимитом на размещение отходов принято понимать предельно допустимый объем веществ конкретного типа, которые допустимы к размещению на установленный отрезок времени на определенной территории.
Более детальное определение рассматриваемого термина представлено в Приказе Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50. В нем указано, что норматив образования отходов выступает в качестве инструментов определения количеств отходов, которые ожидаются при осуществлении конкретных видов деятельности.
В этой же законодательной норме прописан порядок разработки и утверждения норм и лимитов. Эти показатели принимаются во внимание в процессе оформления технического отчета, составление которого производится на базе актов, накладных, счетов-фактур.
Нормативно-правовая регламентация
В законодательстве разработано несколько регламентов, регулирующих нормальные и ненормальные значения.
- ФЗ №7 от 10 января 2002 года. В п. 1 ст. 24 говорится, что установление этих значений производится для предотвращения негативного влияния на окружающую среду. В п. 2 речь идет о необходимости уплаты государственной пошлины при получении разрешения на выброс отходов.
- ФЗ №89 от 24 июня 1998 года. В п. 5 ст. 18 указано, что в случае нарушения нормативов возникновения отходов, а также лимитов на размещение есть определенные ограничения. При переходе за их рамки деятельность субъектов, допускающих нарушения, может приостанавливаться или прекращаться.
Это основные нормативно-правовые акты, применяемые на практике. Их перечень является более внушительным.
Разъяснения нормативов и лимитов отходов представлены ниже на видео.
Особенности составления нормативов
Жизнедеятельность современного человека сопряжена с образованием большого количества отходов бытового и производственного характера. Для регулирования их количества составлен специальный норматив. Его структура включает в себя следующие элементы:
- разновидность используемого сырьевого ресурса;
- дистанция для транспортирования;
- площадь убираемой территории;
- параметры, полученные от коммунальных предприятий;
- территориальное размещение социальных структур.
Принципы государственных учреждений
В процессе оформления этих документов правительственная сторона придерживается следующих принципов:
- обеспечение охраны человеческой жизни и здоровья;
- поддержание благополучия города с экологической точки зрения;
- сохранение биологического изобилия в животном и растительном мире;
- научное обоснование параметров экологии и экономии;
- разработка прогрессивных технологий производства, подразумевающего отсутствие отходов;
- внедрение современных методов экономического регламентирования;
- информационное освещение новых норм законодательства в области определения норм;
- сотрудничество с другими организациями на международном уровне.
Это основополагающие моменты, на которые опирается государство в процессе разработки нормативно-правовых актов.
Способы расчета нормативов
Определение значений нормативов может осуществляться несколькими способами.
По материально-сырьевому балансу
Данная методика предполагает, что расчетные операции осуществляются на основании информации о фактическом расходовании материалов. Инженер-эколог, на которого возложена ответственность по выполнению этих работ, создает запрос на получение технологических карт, регламентов, в которых отображаются расходы сырьевых ресурсов, сведения о количестве остатков. Этот способ является наиболее распространенным в связи с его простотой и доступностью.
По удельно-отраслевым нормативам образования отходов
Для применения этого способа используется несколько справочников. В частности, «санитарная очистка …», «утилизация твердых отходов». Важную роль играют методические рекомендации по определению нормативных значений. Количество образованного отхода можно определить с использованием следующей формулы:
- М – количество образующегося отхода;
- S – площадь покрытий твердого типа;
- m – удельный норматив.
Аналитический
Данную методику принято использовать в случае присутствия конструкторско-технологических документов – карточек, рецептов, чертежей и схем. В общем порядке расчетные мероприятия осуществляются по следующему равенству:
- N – норматив расхода сырьевого ресурса на единицу продукции, выражается в тоннах;
- Р – расходный показатель сырья или материалов;
- НП – неизбежные затраты в ходе производственного процесса.
Для определения норматива принято применять следующую формулу:
- QC – объем сырья, которое использовалось;
- HO – норма образования отхода, найденная в предыдущем равенстве.
Экспериментальный
Нормы образования отходов в данном случае определяются на базе организации опытных измерений в условиях производственного процесса. Способ применяется редко, поскольку включает в себя сложные расчеты аналитического характера.
По фактическим объемам образования отходов
По-другому этот метод называется статистическим. Он является наиболее распространенным. При его использовании нормативы определяются на базе статистических сведений, как минимум, за три года.
Происходит сбор данных об образовании остатков, а затем полученная сумма делится на три. Фактические данные могут регулироваться после принятия ряда мер, связанных со снижением материалоемкости производимых продуктов. Расчет производится по формуле:
- НО – это норматив;
- Q – среднегодовой расход сырьевого ресурса.
Для определения нормы используется равенство, представленное суммой отходов, разделенных на количество лет, относящихся к конкретному периоду.
Превышение нормативов и последствия от этого
Основной регламент по данному вопросу – КоАП РФ. В ст. 8.2 указано, что нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм чревато несением ответственности.
Примеры нормативов
На законодательном уровне разработан специальный классификационный каталог. Это систематизированный список отходов, оформляемый на базе ключевых признаков.
Все остатки в нем разделены на несколько групп, исходя из источников происхождения. Они могут быть органическими, минеральными, химическими и коммунальными.
- Органические элементы имеют растительное, животное происхождение.
- Минеральные остатки представлены сырьем предприятий горнорудного типа.
- Химический мусор – это преимущественно побочный продукт синтеза.
- А коммунальные отходы образуются в нежилых и социальных объектах.
В каталоге принято использовать кодирование с 13 знаками. Некоторые цифры отображают состояние отходов, а некоторые – их вид и степень опасности. По уровню угрозы они могут быть токсическими, пожароопасными, взрывоопасными, неопасными.
Медицинские отходы
Ориентировочные значения зависят от профиля учреждения, его структуры, возможностей технического и финансового характера, уровня благоустройства постройки. Для стационарных ЛПУ это 1,1-1,3 кг. на койку, для амбулаторных – 145 г. в рамках одного посещения.
В санаториях допустимо 460 г. на койку в одни сутки, а в фармацевтических пунктах – 130 г.
Коммунальные
Эти нормы различны, но самыми распространенными являются следующие значения:
- для домов с множеством квартир – 23 кг. в месяц и 279 – в год;
- для частных построек жилого типа – 28,9 в месяц и 347,7 в год.
Все показатели рассчитаны при учете проживания одного человека.
ТБО от жилых зданий и объектов социальной сферы
Нормативная база распространяется на следующие виды отходов:
- остатки пищевых продуктов;
- осколки кухонных принадлежностей;
- элементы мебельных конструкций;
- одежда, обувь, текстиль;
- детали из металла;
- мусор строительного типа.
В дополнение к этому производится расчет норм на мебель, приборы сантехники, части кустов и деревьев, опавшие листья, отходы домашнего скота.
Дополнительная информация по нормативам образования отходов представлена ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются