Содержание статьи
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, которые используют природные ресурсы и совершают вредные выбросы в большом количестве. Для каждого вида отходов установлены отдельные тарифные ставки. Их размеры будут рассмотрены в статье.
Чем и как руководствоваться
В соответствии с нормативами действующего законодательства тарифные показатели платы за НВОС и дополнительные множители устанавливаются Правительством РФ. Если говорить точнее, во внимание принимаются нормы Постановления Правительства РФ №913 от 13.09.2016.
В этом документе установлены те же ставки, что и в 2018 году (нормативно-правовая база – Постановление Правительства РФ №758 от 29 июня 2018 года). Единственное отличие заключается в необходимости применения дополнительного коэффициента, в равного 1,04. В 2020 году – 1,08.
Согласно нормам Постановления Правительства РФ №913 ставки используются в отношении трех случаев:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу (в документе содержится 159 позиций);
- сброс загрязнений в акваторию (количество направлений является аналогичным);
- размещение отходов (5 штук).
Размеры ставок
Размеры тарифов определяются характером воздействия на окружающую среду.
За выбросы в атмосферу стационарными источниками
В таблице представлено 159 отдельных строчек. Чтобы упростить ее восприятие, объединим их в группы по диапазонам тарифных ставок.
Вид загрязняющего вещества (название) | Ставка за тонну выброса, в рублях |
---|---|
Азотная кислота
Аммиачная селитра Взвешенные вещества Бромистый водород Зола, относящаяся к твердому топливу Хлористый углерод Оксид водорода Диоксид серы Серная кислота Оксид азота Взвешенные частицы Диоксид азота Аммиак Карбонат натрия Ангидрид фосфорный Метан Кислота борная Оксид магния Озон |
От 0 до 500 |
Цианистый водород
Сероводород Фтористый водород Соли бария Мышьяк Фосген Сероуглерод Оксид ванадия Мышьяковистый водород Зола ТЭС Стирол Кобальт |
От 500 до 5000 |
Фосфористый водород
Терефталевая кислота Никель Марганец Медь Диэтил ртуть Кадмий Ртуть Свинец Никелевые соли |
От 5000 до 50 000 |
Бензапирен (более 5 млн. руб.)
Диоксины (13 400 000 000 руб.) |
От 50 000 |
Это далеко не весь перечень загрязняющих веществ. На основании таблицы, приведенной выше, и общего перечня, можно сделать вывод о том, что большинство химических элементов относятся к первой группе, то есть в их отношении устанавливается тариф от 0 до 500 рублей. Самая крупная ставка действует в отношении бензапирена и диоксинов.
За сбросы загрязняющих веществ в воду
По статистике загрязнение воды обходится предприятиям дороже, чем выбросы в атмосферу. Данные по основным веществам представлены в таблице.
Вид загрязняющего вещества (название) | Ставка за одну тонну выброса в рублях |
---|---|
Аммоний-ион
Ацетат натрия Ацетальдегид Ацетон Барий Бензон |
От 0 до 10 000 |
Алюминий
Аммиак Бор и кислота Бутанол Капролактам |
От 10 000 до 100 000 |
Диметиламин
Дихлорпропан Кадмий |
От 100 000 до 500 000 |
Алкил бензин пиридиния хлорид
Акрилонитрил Бериллий Ванадий Винилацетат Вольфрам Гидрохинон Медь Марганец Метол Молибден |
От 500 000 до 1 000 000 |
Гидразингидрат | От 1 000 000 до 5 000 000 |
Анилин
Бензапирен Диметилмеркаптан Дихлорфенол |
От 5 000 000 до 10 000 000 |
Хлор свободный
Дихлордифенил дихлорэтан Бифенилы полихлорированные |
От 10 000 000 |
Ставка в данном случае используется с принятием во внимание коэффициента, который определенная как величина, являющаяся обратной сумме предельного увеличения в процессе сброса сточных вод. Как и в предыдущей ситуации, наибольшее количество веществ находится в первой группе, где установлен тариф до 10 000 рублей за тонну.
За размещение отходов
Этот пункт является наименьшим и включает в себя 5 групп по классам опасности.
- Для первого класса установлен множитель 4643,7 рублей за тонну, поскольку его представители являются чрезвычайно опасными.
- Для второго класса действует значение 1990,2 руб., поскольку эти отходы таят в себе серьезную опасность.
- Для третьей группы используется значение 1327 руб.
- Для четвертой – 663,2.
- Для пятой применяются коэффициенты в зависимости от направления деятельности, которую осуществляет компания. В случае с добывающей промышленностью показатель равен 1,1, а при переработке – 40,1. В прочих ситуациях – 17,3.
Наряду с этим по отношению к определенным территориям и объектам, которые находятся под особой охраной, согласно нормам федерального законодательства, принято использовать вспомогательный коэффициент, равный двум, что сказано в п. 2 Постановления Правительства РФ №913 от 13 сентября 2016 года. Этот же множитель принято использовать в процессе определения платы за загрязнения окружающей среды, начиная с 1 января 2016 года.
Особенности определения ставок
Обязательные платежи в пользу государственного бюджета начисляются по результатам каждого года. Сумма, которая была рассчитана и определена с точностью до сотых значений, прописывается в специальной декларации. В 2019 годовом периоде исчисление платы осуществляется на основании ставок, которые действовали в 2018 году. Дополнительно используется множитель 1,04. В 2020 году коэффициент составит 1,08.
Перечень ставок прописан в Постановлении №913 от 13 сентября 2016 года. Утверждение тарифов производится отдельно по отношению к каждой категории загрязняющих веществ (на тонну вредных выбросов). Особенности, в соответствии с которыми проводится тарификация, утверждены в Постановлении Правительства РФ №758 от 29 июня 2018 года. В этом же документе содержится подробная информация о новых ставках платы за негативное влияние.
Дополнительная информация о плате за НВОС – ниже на видео.
Изменения в законодательстве
С 1 января 2019 года в этом отношении стали действовать определенные изменения. Их детальный перечень прописан в ФЗ №219 от 21 июля 2014 года. В данной норме фигурируют следующие термины:
- временно разрешенные выбросы;
- временно допустимые сбросы.
Плата осуществляется с принятием во внимание временных нормативов, регламентированных в отношении каждого отдельного источника загрязнения. Но эти нормы не распространены на отходы, относящиеся к 3, 4 классу опасности. Наряду с этим с 2019 года стал действовать новый документ под названием «комплексное экологическое разрешение». Оно распространено исключительно на объекты 1 категории.
Чтобы получить эту бумагу, от хозяйствующего субъекта требуется подача специальной заявки в отношении каждого источника. Во внимание также принимаются технологические нормативные расчеты и обоснования выведенных норм. Также учитываются положения проекта программы экологического контроля.
Нюансы проведения расчетов
Окончательный размер платы за НВОС определяется с принятием во внимание положений, прописанных в ст. 16.3 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Обязательства определяются силами налогоплательщиков в самостоятельном порядке. В ряде ситуаций могут действовать понижающие коэффициенты:
- 0 используется при проведении операций, подразумевающих размещение отходов, относящихся к 5 классу опасности, получаемых в ходе добычи полезных ископаемых.
- 0,3 используется в случае, если со стороны хозяйствующего субъекта не произошло превышение норматива образования выбросов, а также случилась их отправка на собственные полигоны или иные объекты размещения.
- 0,5 используется для отходов 4 и 5 класса опасности, если их получение произошло вследствие утилизации выбросов от добычи сырья, его переработки.
- 0,67 целесообразно использовать при размещении масс отходов третьего класса, полученных вследствие обеззараживания объектов второй категории.
- 0,49 актуально по отношению к обеззараженным отходам третьего класса, что привело к образованию отходов четвертой степени опасности.
- 0,33 применим по операциям, нацеленным на размещение отходов 4 класса опасности, если их получение произошло вследствие обезвреживания отходов 2 класса.
Пример определения
Чтобы иметь представление о порядке выявления окончательной суммы платы за НВОС, необходимо рассмотреть ситуацию на практическом примере.
Предприятие осуществляет размещение отходов, относящихся к умеренно опасной группе (3 категории). По результатам 2019 года произошло размещение отходов в объеме, равном 55,6 тонн. Этот показатель уложился в норматив. Формула, которая будет использована в процессе определения платы за НВОС, выглядит следующим образом:
Если рассматривать результаты за год, общая сумма начисления составит:
Предприятию необходимо оплатить до 1 марта следующего года, иначе контролирующие надзорные органы примут меры в виде начисления штрафных санкций, а также приостановления деятельности на определенный отрезок времени.
Дополнительная информация по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются